«Чему учат книги?»,
«Человек и родина»,
«Человек и школа»,
«Человек и семья»,
«Человек и его выбор»,
«Рождественские рассказы»,
«Человек и природа»,
«Защитники Отечества»,
«Мама, бабушка»,
«Человек и искусство»,
«И помнит мир спасенный»,
Проект «Я читаю….»
Владимир Набоков «Слово»
… Замолк я, поднял голову. Ангел с тихой внимательной улыбкой неподвижно смотрел на меня своими продолговатыми алмазными очами – и я почувствовал, что понимает он все...
– Прости меня, – воскликнул я, робко целуя родинку на светлой ступне, – прости, что я только умею говорить о мимолетном, о малом. Но ты ведь понимаешь... Милосердный, серый ангел, ответь же мне, помоги, скажи мне, что спасет мою страну?
И на мгновенье, обняв плечи мои голубиными своими крылами, ангел молвил единственное слово, и в голосе его я узнал все любимые, все смолкнувшие голоса. Слово, сказанное им, было так прекрасно, что я со вздохом закрыл глаза. 7 января 1923 г.
Какое было сказано слово?
Фёдор Абрамов «Потомок Джима»
|
|
… В последние два года Петр Петрович почти не выходил из своей квартиры и все рисовал и рисовал своего Дара...
Эту печальную, но и возвышающую дух историю рассказала мне одна старая приятельница Петре Петровича и Елены Аркадьевны. Она же указала мне и кладбище, на котором похоронены Петр Петрович и Елена Аркадьевна.
Увы, кладбища этого давно нет. На месте его стоят новые жилые дома. 1983.
Какую роль играет последнее предложение в рассказе Ф Абрамова?
3. А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее». Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году?
Какие слова для вас стали откпытием и на какие 2 группы их можно разделить?
Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...
– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!
Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.
Сколько значений у слова «рыжий» в этом рассказе и какое бы из этих значений можно было бы убрать из языка? Как это сделать?
В связи с введением допска к ОГЭ в форме устной части, где первое задание связано с чтением незнакомого текста, начинать урок можно с чтения начада рассказа учащимися. Например:
Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку.
|
|
Отрывок из рассказа Леонида Андреева «Ангелочек»(школьники названия не видят)
Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию и стоять на коленках, и ему показалось, что жизнь никогда не кончится. Пройдет год, и еще год, и еще год, а он будет ходить в гимназию и стоять дома на коленках. И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. Когда в драке ему расшибали нос, он нарочно расковыривал его еще больше и орал без слез, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение, морщились и затыкали уши. Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орет, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: "Проси прощенья, щенок", -- и ответ: "Не попрошу, хоть тресни". Перед рождеством Сашку выгнали из гимназии, и, когда мать стала бить его, он укусил ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с ребятами и бил их, и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку. При этих условиях Сашка находил существование возможным.
1сек. = 2слова
Прочитать могут несколько человек, друг за другом. Потом чтение оценивается учащимися по следующим критериям.
Задание 1. Выразительное чтение текста вслух.
Критерии оценивания выразительного чтения вслух | ||
Выразительность речи | Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. | 1 |
Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. | 0 | |
Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам) | Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). | 2 |
Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. | 1 | |
Речь содержит значительные ошибки (частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий. Понимание речи затруднено. | 0 | |
Максимальное количество баллов за всё задание | 3 |