Шаг четвёртый. Аргументируем определение

1 аргумент. Пример из прочитанного текста.

В тек­сте Веры Ча­п­ли­ной рас­ска­за­но, как ро­со­ма­ха-мать за­щи­ща­ет своих детёнышей, за­щи­ща­ет са­мо­заб­вен­но, жерт­вуя собой. Когда слу­чи­лась беда, мать всту­па­ет в не­рав­ный бой с вол­ка­ми, при­кры­ва­ет их своим телом, при­но­ся себя в жерт­ву, но спа­сая при этом своих малы-шей. А после того, как сто­рож от­би­ва­ет на­па­де­ние вол­ков, ро­со­ма­ха не за­ме­ча­ет соб­ствен­ных ран, она «с тру­дом при­под­ня­лась и стала нежно ли­зать взъеро­шен­ную шёрстку своих детёнышей». Уди­ви­тель­но, что жи­вот­ное спо­соб­но на такие про­яв­ле­ния любви.

2 аргумент. Аргумент из жизненного опыта:

- пример из худ. литературы;

С при­ме­ра­ми ма­те­рин­ской любви мы встре­ча­ем­ся в по­все­днев­ной жизни, бо­га­та ими и рус­ская ли­те­ра­ту­ра. В про­из­ве­де­нии А. Н. Тол­сто­го «Рус­ский ха­рак­тер» глав­ный герой Дре­мов, на­граж­ден­ный от­пус­ком, по­ехал домой, пред­ста­вив­шись дру­гим че­ло­ве­ком. Но не про­жив там и дня, вер­нул­ся об­рат­но в часть. Дре­мо­ву ка­за­лось, что он стал чужой ро­ди­те­лям. Но серд­це ма­те­ри под­ска­за­ло ей, что при­ез­жал сын. Маме не важно, кра­сив или нет их сын, глав­ное, чтобы он остал­ся жив.

 

- результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни);

- высказывания специалистов какой-либо области (психологов, социологов, педагогов…);

- общественно-значимые вопросы, обсуждаемые в обществе (СМИ);

- исторические факты.

Шаг пятый. Делаем вывод. Можно воспользоваться типовыми конструкциями для сочинения по заданию 15.3 [3]

 

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭКСПЕРТ [4]?

Работа проверяется по 4 критериям:

С3К1. Толкование значения слова. Верно ли ученик дал определение лексического значения и прокомментировал его.

С3К2. Наличие примеров-аргументов. Правильно ли приведены примеры из текста (из жизненного опыта).

С3К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Правильно ли текст разбит на абзацы, логика построения текста, связность текста.

С3К4. Композиционная стройность работы. Проверяется правильность построения работы.

Пример сочинения, оцененного высшим баллом

Материнская любовь — святое чувство, которое имеет огромную силу и может творить чудеса, возрождать к жизни, спасать и оберегать. В её основе лежат забота и защита, ласка и доброта. (Вступление, тезис)

Животные, как и человек, наделены инстинктом матери. Об этом пишет В. Чаплина в рассказе о росомахе. С появлением детёнышей мать-росомаха «перестала тосковать и рваться на волю», «по-особенному рычала», когда им грозила опасность. (Комментарий на основе прочитанного текста) Она бросилась защищать маленьких росомашек от волков, яростно кидалась на них и не подпускала к деткам. А когда опасность миновала, росомаха стала облизывать испуганных малышей, как бы успокаивая. Она сделала всё необходимое, чтобы её потомство смогло выжить и самостоятельно отражать опасности окружающего мира. (Пример из прочитанного текста)

В рассказе В. Солоухина «Летний паводок» описывается героизм и самопожертвование матери-выхухоли, выполняющей «свое извечное дело спасать своих детей». Чтобы избежать гибели детёнышей от паводка, она переносит их всё дальше и дальше по берегу. Встреча с человеком пугает осторожного зверька, но оставить тревожно кричавших выхухолят не позволяет материнский инстинкт. (Пример из худ. литературы)

  Материнская любовь всегда бескорыстна, естественна и самоотверженна. Мать учит своего ребёнка познавать мир и нравственные правила, показывает пример ответственного поведения и милосердия. Каким бы ни было дитя, она примет его любым и изо всех сил будет спасать и защищать. (Вывод)

190 слов

 

  1. Подведение итогов. Задание на дом. Сегодня мы с вами сделали большую подготовительную работу для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту. У вас уже готовы черновые варианты основных частей композиции. Вам необходимо написать готовое сочинение, а также прорешать тестовую часть.

Казалось бы, что нового мы узнали о материнской любви. Мы, конечно, все с этим понятием знакомы. Но Д.С. Данин когда-то сказал: «Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть новое и не пройти мимо – заслуга не меньшая. Напротив – большая.» Я надеюсь, что сегодня вы не пройдёте мимо того нового, что я пыталась до вас донести!На этом мой мастер-класс окончен. Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

 

  • Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки. – Ростов н/Д: Легион, 2015
  • ФИПИ, Открытый банк заданий ОГЭ

 

Приложение 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: