1 аргумент. Пример из прочитанного текста.
В тексте Веры Чаплиной рассказано, как росомаха-мать защищает своих детёнышей, защищает самозабвенно, жертвуя собой. Когда случилась беда, мать вступает в неравный бой с волками, прикрывает их своим телом, принося себя в жертву, но спасая при этом своих малы-шей. А после того, как сторож отбивает нападение волков, росомаха не замечает собственных ран, она «с трудом приподнялась и стала нежно лизать взъерошенную шёрстку своих детёнышей». Удивительно, что животное способно на такие проявления любви.
2 аргумент. Аргумент из жизненного опыта:
- пример из худ. литературы;
С примерами материнской любви мы встречаемся в повседневной жизни, богата ими и русская литература. В произведении А. Н. Толстого «Русский характер» главный герой Дремов, награжденный отпуском, поехал домой, представившись другим человеком. Но не прожив там и дня, вернулся обратно в часть. Дремову казалось, что он стал чужой родителям. Но сердце матери подсказало ей, что приезжал сын. Маме не важно, красив или нет их сын, главное, чтобы он остался жив.
|
|
- результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни);
- высказывания специалистов какой-либо области (психологов, социологов, педагогов…);
- общественно-значимые вопросы, обсуждаемые в обществе (СМИ);
- исторические факты.
Шаг пятый. Делаем вывод. Можно воспользоваться типовыми конструкциями для сочинения по заданию 15.3 [3]
ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭКСПЕРТ [4]?
Работа проверяется по 4 критериям:
С3К1. Толкование значения слова. Верно ли ученик дал определение лексического значения и прокомментировал его.
С3К2. Наличие примеров-аргументов. Правильно ли приведены примеры из текста (из жизненного опыта).
С3К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Правильно ли текст разбит на абзацы, логика построения текста, связность текста.
С3К4. Композиционная стройность работы. Проверяется правильность построения работы.
Пример сочинения, оцененного высшим баллом
Материнская любовь — святое чувство, которое имеет огромную силу и может творить чудеса, возрождать к жизни, спасать и оберегать. В её основе лежат забота и защита, ласка и доброта. (Вступление, тезис)
Животные, как и человек, наделены инстинктом матери. Об этом пишет В. Чаплина в рассказе о росомахе. С появлением детёнышей мать-росомаха «перестала тосковать и рваться на волю», «по-особенному рычала», когда им грозила опасность. (Комментарий на основе прочитанного текста) Она бросилась защищать маленьких росомашек от волков, яростно кидалась на них и не подпускала к деткам. А когда опасность миновала, росомаха стала облизывать испуганных малышей, как бы успокаивая. Она сделала всё необходимое, чтобы её потомство смогло выжить и самостоятельно отражать опасности окружающего мира. (Пример из прочитанного текста)
|
|
В рассказе В. Солоухина «Летний паводок» описывается героизм и самопожертвование матери-выхухоли, выполняющей «свое извечное дело спасать своих детей». Чтобы избежать гибели детёнышей от паводка, она переносит их всё дальше и дальше по берегу. Встреча с человеком пугает осторожного зверька, но оставить тревожно кричавших выхухолят не позволяет материнский инстинкт. (Пример из худ. литературы)
Материнская любовь всегда бескорыстна, естественна и самоотверженна. Мать учит своего ребёнка познавать мир и нравственные правила, показывает пример ответственного поведения и милосердия. Каким бы ни было дитя, она примет его любым и изо всех сил будет спасать и защищать. (Вывод)
190 слов
- Подведение итогов. Задание на дом. Сегодня мы с вами сделали большую подготовительную работу для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту. У вас уже готовы черновые варианты основных частей композиции. Вам необходимо написать готовое сочинение, а также прорешать тестовую часть.
Казалось бы, что нового мы узнали о материнской любви. Мы, конечно, все с этим понятием знакомы. Но Д.С. Данин когда-то сказал: «Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть новое и не пройти мимо – заслуга не меньшая. Напротив – большая.» Я надеюсь, что сегодня вы не пройдёте мимо того нового, что я пыталась до вас донести!На этом мой мастер-класс окончен. Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки. – Ростов н/Д: Легион, 2015
- ФИПИ, Открытый банк заданий ОГЭ
Приложение 1.