Типовые конструкции для вступления:
- Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
- Попробуем определить данное слово.
- На мой взгляд, чёрствость - это...
- По моему мнению, чёрствовсть - это...
- Я думаю, что чёрствовсть - это...
- Что такое чёрствость? Попробуем над этим поразмышлять. я считаю, что...
Типовые конструкции для основной части:
- Проиллюстрировать эти понятия можно на примере из текста.
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
- В тексте (фамилия автра) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли, тезиса).
- Предложение... подтверждпет мысль о том. что...
- Примеры можно встретить и в жизни.
- В подтверждение приведу пример из жизни (худ.лит., СМИ)
Типовые конструкции для заключения:
- Таким образом..., итак..., в заключение..., как видим...
- Итак, можно увидеть, что...
- мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мной определения.
-. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...
- Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
Приложение 4
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)
| № | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) | Баллы |
| С 3 К1 | Толкование значения слова | |
| Ученик (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 | |
| Ученик (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его | 1 | |
| Ученик дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
| С 3 К2 | Наличие примеров-аргументов | |
| Ученик привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или ученик привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 | |
| Ученик привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
| Ученик привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | 1 | |
| Ученик не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
| С 3 К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
| Работа ученика характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
| Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
| В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
| С 3 К4 | Композиционная стройность работы | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
| В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3 К1– С3 К4 | 9 | |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи
| № | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи | Баллы |
| ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 1 | |
| Допущено более одной ошибки | 0 | |
| ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна ошибка | 1 | |
| Допущено более одной ошибки | 0 | |
| ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 1 | |
| Допущено более одной ошибки | 0 | |
| ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущена одна ошибка | ||
| Допущено более одной ошибки | ||
| ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
| Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 1 | |
| Допущена хотя бы одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | ||
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 5 | |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице 4 нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, объём которого составляет 70 и более слов. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы (тест и сочинение) – 25.
Ответы к тесту:
| 2 | 4 |
| 3 | 1 |
| 4 | прибежал |
| 5 | деревянный |
| 6 | злых |
| 7 | Кидалась с яростью |
| 8 | привезли |
| 9 | 8 |
| 10 | 23 |
| 11 | 2 |
Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале
| Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
| Общий балл | 0-16 | 17-19 | 20-22 | 23-25 |
[1] Приложение 1
[2] Приложение №2
[3] Приложение №3
[4] Приложение №4






