Либеральное направление 30-40-х г. 19 века
Вопросы и задания:
- Что общего между западниками и славянофилами?
- В чем суть противоречия западников и славянофилов?
- Чьи взгляды вам ближе?
- Вопрос для обсуждения:
Что изменилось в общественном движении 30-40-х годах по сравнению с предшествующим периодом
Карточка- инструкция №3 с. 66-67
Радикальное направление
Вопросы и задания:
1. Какой вопрос В.Г. Белинский считал самым актуальным?
2. Чем объясняется популярность М.В. Буташевича-Петрашевского среди молодежи тех лет?
3. Могла ли теория общинного социализма Герцена А.И. Осуществится в действительности?
4. Вопрос для обсуждения:
Что изменилось в радикальном общественном движении 30-40-х годах по сравнению с предшествующим периодом?
Карточка- инструкция №4 с. 82-85
Народничество
Вопросы и задания:
- Дайте характеристику народничеству
- Какие течения существовали в народничестве?
- Почему пропаганда народников не принесла результатов?
4. Вопрос для обсуждения:
Могла ли после убийства Александра II начаться революция?
|
|
Карточка- инструкция №3 с. 85
Первые марксисты
Вопросы и задания:
- С чем связано проникновение в Россию марксизма?
- Чем привлекательна была для бывших народников марксистская теория?
- Кто был первым русским марксистом?
4. Вопрос для обсуждения:
- В чем различия между народниками и марксистами?
Практическая работа №12
Тема. Культурное пространство Российской империи в XIX в.
Цель: Раскрыть сущность и значение культурных достижений России в 19 веке.
Оборудование: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. С.98-106
Ход работы.
Задание №1
Заполните таблицу: «Культурное пространство Российской империи в XIX в.»
Область культуры | Достижения |
Наука и образование | |
Литература | |
Архитектура | |
Живопись и скульптура | |
Музыка | |
Театр |
Практическая работа №13
Тема. Первая российская революция 1905-1907г.г. Общество и власть после революции.
Цель: Выявить причины и значение революция 1905-1907
Оборудование: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. С.112-135
Ход работы.
Задание №1 Заполните таблицу.
«Первая российская революция 1905-1907г.г.»
Причины революции | Ход революции | Итоги революции. |
Задание №2
Проанализируйте требования, содержавшиеся в программах политических партий России.
Практическая работа №14
Тема. Серебряный век русской культуры.
Цель: Раскрыть сущность и значение культурных достижений России в начале 20 века.
|
|
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 135- 140
Ход работы.
Задание №1
Заполните таблицу: «Серебряный век русской культуры.»
Область культуры | Достижения |
Наука и техника | |
Литература | |
Живопись и скульптура | |
Музыка и театр |
Задание №2
Что такое Серебряный век русской культуры? Чем, по вашему мнению, он отличается от Золотого века?
Практическая работа №15
Тема. Первая мировая война.
Цель: осмыслить причины, характер и итоги первой мировой войны.
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 141-152
Ход работы.
Задание №1. Заполните таблицу «Первая мировая война 1914-1918 г.г.».
Причины и характер войны | Ход военных действий | Власть и общество в годы войны | Итоги войны |
Задание №2.
Напишите письмо домой, от лица фронтовика первой мировой войны.
Практическая работа №16
Тема. Великая российская революция: от Февраля к Октябрю.
Цель: Осмыслить причины, ход и итоги Великая российская революция
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 153-164.
Урок-семинар
Ход работы.
План.
1. Причины, характер, итоги Февральской революции революции.
2. Двоевластие
3. От Февраля к Октябрю.
4. Подготовка Октябрьской революции.
5. Ход вооруженного восстания. II съезд Советов.
6. Первые революционные преобразования большевиков.
7. Внутренняя и внешняя политика большевиков — путь к гражданской войне.
Практическая работа №17
Тема. Гражданская война в России.
Цель: осмыслить причины и последствия Гражданской войны в России.
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 165- 173
Ход работы.
Задание №1. Заполните таблицу «Гражданская война в России 1918- 1920г.г.».
Причины войны | Ход военных действий | Причины победы красных в Гражданской войне |
Задание №2. Охарактеризуйте политику «военного коммунизма»: цели, мероприятия, последствия.
Практическая работа №18
Тема. СССР в 1920-1930- е годы
Цель: Осмыслить причины установления в СССР тоталитарного режима.
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с.201-232
Ход работы.
Урок-семинар
План.
1) Советское государство в 20-е год.:
а) НЭП
б) Образование СССР
в) Внутрипартийная борьба в ВКП(б)
2) Советское государство в 30-е годы.
а) Индустриализация
б) Коллективизация
в) Репрессии 1930-х г.г.
3) Внешняя политика СССР в 1920-егоды
4) Внешняя политика СССР в 1930-е годы
5) «Культурная революция» в СССР.
6) СССР накануне войны
Практическая работа №19
Тема. Великая Отечественная война
Цель: раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войны.
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 234-252
Ход работы.
Задание №1: Прочитать материал учебной литературы «Вторая мировая война. ВОВ советского народа», заполнить таблицу «Советских народ в годы войны»
Человек в тылу | |
На оккупированных территориях | |
Партизанское движение | |
Трагедия плена | |
Культура в годы войны | |
Человек на фронте |
Задание №2: Сообщение «Моя семья в годы ВОВ».
|
|
Практическая работа №20
Тема. Послевоенное устройство мира. «Холодная война».
Цель: Выявить причины, этапы «холодной войны», осмыслить ее итоги.
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 255-260, 293-300
Ход работы.
Заполните таблицу «Этапы холодной войны».
Этап | Дата - событие | Значение этапа |
I. 1946-1955 | ||
II. 1956-1968 | ||
III. 1969-1979 | ||
IV. 1979-1984 | ||
V. 1985-1991 |
Практическая работа № 21
Тема. СССР в конце 1940-х - начале 1980-х г.г.
Цель: осмыслить развитие нашего государства в конце 1940-х - начале 1980-х г.г., осмыслить предпосылки застоя.
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 307-325
Урок-семинар
Ход работы.
План.
1) СССР в послевоенное десятилетие. «Поздний сталинизм»
2) СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. «Оттепель»
3) Эпоха застоя — 1964-1985
4) Моя семья в в коце 1940-х - начале 1980-х г.г.
Практическая работа № 21
Тема. Перестройка и распад СССР.
Цель: осмыслить причины и итоги перестройки.
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 307-325
Урок- семинар.
Ход работы.
План.
1. Выявить причины и цели перестройки.
2. Сделать анализ экономических и политических реформ.
3.Национальные конфликты в годы перестройки
4.Итоги перестройки.
Практическая работа №23
Тема. Культурное пространство советского общества в 1945-1991г.г.
Цель: Раскрыть сущность и значение культурных достижений СССР в в 1945— 1991 г.г.
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 333-340
Ход работы.
Задание №1. Заполните таблицу. «Советская культура в 1945-1991 г.г.»
Область культуры | Достижения |
1. Наука и техника.
2. Литература.
3. ИЗО
4. Музыка.
|
|
5. Театр.
6. Кинематограф.
7. Образование
Практическая работа №24
Тема. Российская Федерация в конце ХХ — начале ХХI в
Цель:
- осмыслить проблемы становления новой Российской государственности
- выявить основные тенденции развития РФ на современном этапе
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 333-340
Урок-семинар
Ход работы
План
1) Рыночная экономическая реформа
2) Политический кризис 1993 года
3) Чеченский конфликт
4) Россия в 21 веке: экономика,политика, культура
Практическая работа №23
Тема. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней.
Цель: Осмыслить итоги развития России с древнейших времен до наших дней.
- осмыслить проблемы становления новой Российской государственности
- выявить основные тенденции развития РФ на современном этапе
Оборудование:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017.
Ход работы
Тестирование.
1. Основным занятием восточных славян в VI-IX вв. являлось:
а) скотоводство; б) земледелие; в) ремесло; г) огородничество.
2. Термины «погосты», «уроки» связаны с:
а) церковной реформой Владимира;
б) налоговой реформой Ольги;
в) принятием Русской правды;
г) решениями Любеческого съезда 1097 г.
3. В 1132 г. «распалась Русская земля». Это произошло после смерти князя:
а) Ярослава Мудрого;
б) Владимира Мономаха;
в) Мстислава Великого;
г) Изяслава Ярославича.
4. Какое сражение стало первым столкновением русских дружин с монголами:
а) Невская битва;
б) битва на реке Калке;
в) Ледовое побоище;
г) Куликовская битва.
5. Отправляясь на Куликовскую битву, князь Дмитрий Донской получил благословение:
а) Церковного собора;
б) Своей матери;
в) константинопольского патриарха;
г) Сергия Радонежского.
6. Учреждение патриаршества на Руси было осуществлено во время царствования:
а) Ивана IV; в) Бориса Годунова;
б) Федора Ивановича; г) Василия Шуйского.
7. Второе ополчение и «Совет всей земли» возглавили:
а) Ф.Н. Романов и И.Р. Мстиславский;
б) Ф.С. Салтыков и П.Ф. Басманов;
в) К. Минин и Д.М. Пожарский;
г) Б.Я. Бельский и И.П. Шуйский.
8. Русский патриарх, с именем которого связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг:
а) Филарет; б) Гермоген; в) Никон; г) Иов.
9. В ходе государственных преобразований Петра I были созданы:
а) коллегии; б) министерства; в) приказы; г) земские избы.
10. Период 1725-1762 гг. вошел в историю России под названием:
а) дворцовая чехарда; в) Семибоярщина;
б) Смутное время; г) эпоха дворцовых переворотов.
11. Причиной Отечественной войны 1812 г. стало:
1. участие России в разделе Польши
2. желание России утвердиться на Балканах
3. стремление Наполеона к мировому господству
4. стремление России присоединить территорию Северного Кавказа
12. Крестьяне, выплачивавшие после отмены крепостного права оброк своему помещику, назывались:
1. барскими
2. приписными
3. черносошными
4. временнообязанными
13. Целью столыпинской аграрной реформы было:
1. создание крестьянских профсоюзов
2. превращение России в аграрную страну
3. прекращение экспорта хлеба за границу
4. создание широкого слоя мелких собственников
14. Октябрьская революция, в отличии от Февральской, была:
1. стихийной
2. антифеодальной
3. буржуазно-демократической
4. подготовленной большевиками
15. В результате «великого перелома» в деревне:
1. увеличилось производство зерновых культур
2. было уничтожено помещичье землевладение
3. ухудшилось юридическое положение крестьян
4. выросла производительность труда
16. Главная цель немецкого наступления весной-летом 1942 г.:
1. Урал
2. Москва
3. Ленинград
4. Крым и Северный Кавказ
17. Политический процесс 1945-1953 г.г.:
1. «Шахтинское дело»
2. процесс над военными
3. «Ленинградское дело»
4. процесс над левыми эсерами
18. Решение ХХ съезда КПСС привели к:
1. новой волне репрессий
2. появлению многопартийности
3. возрождению культа личности вождя
4. началу процесса десталинизации общества
19. Период 1970-х – начала 1980-х г.г. истории советского общества получил название:
1. «застой»
2. «оттепель»
3. «лихие 70-е»
4. «перестройка»
20. Причина неудач экономических реформ второй половины 1980-х г.г.
1. отставка М.С. Горбачева
2. мировой экономический кризис
3. разрешение частной собственности на землю
4. отсутствие последовательности действиях реформаторов
21. Установите соответствия между событиями военной истории XIX века и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.
1. Синопский бой | а) 1805 г. |
2. «битва народов» под Лейпцигом | б) 1812 г. |
3. Тарутинский марш-маневр | в) 1813 г. |
4. осада Плевны | г) 1853 г. |
д) 1877 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
22. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.
«Российское имперское правительство уступает в вечное и полное владение … южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
Ответ:__________________
23. Какие три из перечисленных ниже полководцев прославились в годы Великой Отечественной войны? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1. Н.Ф. Ватутин
2. Л.Г. Корнилов
3. М.Д. Скобелев
4. А.А. Брусилов
5. К.К. Рокоссовский
6. И.С. Конев
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Интернет-ресурсы
www. gumer. info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета
МГУ).
www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите-
ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).
www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).
www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос-
сии, изданные в XVI— XVIII столетиях).
www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электрон-
ные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
www. statehistory. ru (История государства).
www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах
Российской империи).
www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www. old-maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).
www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
www. temples. ru (Проект «Храмы России»).
www. radzivil. chat. ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. —
коллекция Льва Бородулина).
www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).
www. rodina. rg. ru ( Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www. all-photo. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).
www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).
www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).
www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,
документов).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
www. ec-dejavu. ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).