Карточка- инструкция №2 с. 65-66

Либеральное направление 30-40-х г. 19 века

 

Вопросы и задания:

- Что общего между западниками и славянофилами?

- В чем суть противоречия западников и славянофилов?

- Чьи взгляды вам ближе?

- Вопрос для обсуждения:

Что изменилось в общественном движении 30-40-х годах по сравнению с предшествующим периодом

Карточка- инструкция №3 с. 66-67

Радикальное направление

Вопросы и задания:

1. Какой вопрос В.Г. Белинский считал самым актуальным?

2. Чем объясняется популярность М.В. Буташевича-Петрашевского среди молодежи тех лет?

3. Могла ли теория общинного социализма Герцена А.И. Осуществится в действительности?

4. Вопрос для обсуждения:

Что изменилось в радикальном общественном движении 30-40-х годах по сравнению с предшествующим периодом?

Карточка- инструкция №4 с. 82-85

Народничество

Вопросы и задания:

  1. Дайте характеристику народничеству
  2. Какие течения существовали в народничестве?
  3. Почему пропаганда народников не принесла результатов?

4. Вопрос для обсуждения:

Могла ли после убийства Александра II начаться революция?

 

Карточка- инструкция №3 с. 85

Первые марксисты

Вопросы и задания:

  1. С чем связано проникновение в Россию марксизма?
  2. Чем привлекательна была для бывших народников марксистская теория?
  3. Кто был первым русским марксистом?

4. Вопрос для обсуждения:

  1. В чем различия между народниками и марксистами?

 

 

 

Практическая работа №12

Тема. Культурное пространство Российской империи в  XIX в.

Цель: Раскрыть сущность и значение культурных достижений России в 19 веке.

Оборудование: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. С.98-106

 

Ход работы.

Задание №1

Заполните таблицу: «Культурное пространство Российской империи в XIX в.»

Область культуры Достижения
Наука и образование  
Литература  
Архитектура  
Живопись и скульптура  
Музыка  
Театр  

 

 

 

Практическая работа №13

Тема.  Первая российская революция 1905-1907г.г. Общество и власть после революции.

Цель: Выявить причины и значение  революция 1905-1907

Оборудование: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. С.112-135

 

Ход работы.

 

Задание №1 Заполните таблицу.

«Первая российская революция 1905-1907г.г.»

 

Причины революции Ход революции Итоги революции.
     

 

Задание №2

Проанализируйте требования, содержавшиеся в программах политических партий России.

 

 

Практическая работа №14

 

 

Тема. Серебряный век русской культуры.

Цель: Раскрыть сущность и значение культурных достижений России в начале 20 века.

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 135- 140

Ход работы.

 

Задание №1

Заполните таблицу: «Серебряный век русской культуры.»

Область культуры Достижения
Наука и техника  
Литература  
Живопись и скульптура  
Музыка и театр  

Задание №2

Что такое Серебряный век русской культуры? Чем, по вашему мнению, он отличается от Золотого века?

 

 

Практическая работа №15

 

Тема.  Первая мировая война.

 

Цель: осмыслить причины, характер и итоги первой мировой войны.

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 141-152

 

Ход работы.

 

Задание №1. Заполните таблицу «Первая мировая война 1914-1918 г.г.».

 

Причины и характер войны Ход военных действий Власть и общество в годы войны Итоги войны
       

 

Задание №2.

 

Напишите письмо домой, от лица фронтовика первой мировой войны.

 

 

Практическая работа №16

 

Тема.  Великая российская революция: от Февраля к Октябрю.

 

Цель: Осмыслить причины, ход и итоги Великая российская революция

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 153-164.

 

Урок-семинар

Ход работы.

 

 

План.

1. Причины, характер, итоги Февральской революции революции.

2. Двоевластие

3. От Февраля к Октябрю.

4. Подготовка Октябрьской революции.

5. Ход вооруженного восстания. II съезд Советов.

6. Первые революционные преобразования большевиков.

7. Внутренняя и внешняя политика большевиков — путь к гражданской войне.

 

Практическая работа №17

Тема. Гражданская война в России.

 Цель: осмыслить причины и последствия Гражданской войны в России.

 

 Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 165- 173

 

 

Ход работы.

Задание №1. Заполните таблицу «Гражданская война в России 1918- 1920г.г.».

 

Причины войны Ход военных действий Причины победы красных в Гражданской войне
     

 

Задание №2. Охарактеризуйте политику «военного коммунизма»: цели, мероприятия, последствия.

 

 

Практическая работа №18

Тема.   СССР в 1920-1930- е годы

 

Цель:  Осмыслить причины установления в СССР тоталитарного режима.

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с.201-232

Ход работы.

 

Урок-семинар

 

 

План.

 

 1) Советское государство в 20-е год.:

а) НЭП

б) Образование СССР

в) Внутрипартийная борьба в ВКП(б)

2) Советское государство в 30-е годы.

а) Индустриализация

б) Коллективизация

в) Репрессии 1930-х г.г.

3) Внешняя политика СССР в 1920-егоды

4) Внешняя политика СССР в 1930-е годы

5) «Культурная революция» в СССР.

6) СССР накануне войны

 

Практическая работа №19

Тема.   Великая Отечественная война

 

Цель: раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войны.

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 234-252

 

Ход работы.

 

 

Задание №1: Прочитать материал учебной литературы «Вторая мировая война. ВОВ советского народа», заполнить таблицу «Советских народ в годы войны»

 

Человек в тылу  
На оккупированных территориях  
Партизанское движение  
Трагедия плена  
Культура в годы войны  
Человек на фронте  

Задание №2: Сообщение «Моя семья в годы ВОВ».

 

 

 

Практическая работа №20

Тема. Послевоенное устройство мира. «Холодная война».

Цель: Выявить причины, этапы «холодной войны», осмыслить ее итоги.

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 255-260, 293-300

 

Ход работы.

 

Заполните таблицу «Этапы холодной войны».

 

Этап Дата - событие Значение этапа
I. 1946-1955    
II. 1956-1968    
III. 1969-1979    
IV. 1979-1984    
V. 1985-1991    

 

 

 

Практическая работа № 21

Тема.  СССР в конце 1940-х - начале 1980-х г.г.

Цель: осмыслить развитие нашего государства в конце 1940-х - начале 1980-х г.г., осмыслить предпосылки застоя.

 

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 307-325

 

Урок-семинар

 

 

Ход работы.

 

 

План.

 

1) СССР в послевоенное десятилетие. «Поздний сталинизм»

2) СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. «Оттепель»

3) Эпоха застоя — 1964-1985

4) Моя семья в в коце 1940-х - начале 1980-х г.г.

 

 

Практическая работа № 21

Тема. Перестройка и распад СССР.

Цель: осмыслить причины и итоги перестройки.

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 307-325

 

Урок- семинар.

 

Ход работы.

 

 

План.

 

1. Выявить причины и цели перестройки.

2. Сделать анализ экономических и политических реформ.

3.Национальные конфликты в годы перестройки

4.Итоги перестройки.

 

 

Практическая работа №23

Тема.  Культурное пространство советского общества в 1945-1991г.г.

Цель: Раскрыть сущность и значение культурных достижений СССР в в 1945— 1991 г.г.

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 333-340

 

Ход работы.

 

Задание №1. Заполните таблицу. «Советская культура в 1945-1991 г.г.»

Область культуры Достижения
   

 

 

1. Наука и техника.

2. Литература.

3. ИЗО

4. Музыка.

5. Театр.

6. Кинематограф.

7. Образование

 

 

 

Практическая работа №24

Тема.   Российская Федерация в конце ХХ — начале ХХI   в

Цель:

- осмыслить проблемы становления новой Российской государственности

- выявить основные тенденции развития РФ на современном этапе

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. с. 333-340

 

Урок-семинар

 

 

Ход работы

 

План

1) Рыночная экономическая реформа

2) Политический кризис 1993 года

3) Чеченский конфликт

4) Россия в 21 веке: экономика,политика, культура

 

 

Практическая работа №23

Тема.   Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней.

Цель: Осмыслить итоги развития России с древнейших времен до наших дней.

- осмыслить проблемы становления новой Российской государственности

- выявить основные тенденции развития РФ на современном этапе

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017.

 

 

Ход работы

Тестирование.

 

 

1. Основным занятием восточных славян в VI-IX вв. являлось:

а) скотоводство; б) земледелие; в) ремесло; г) огородничество.

 

2. Термины «погосты», «уроки» связаны с:

а) церковной реформой Владимира;

б) налоговой реформой Ольги;

в) принятием Русской правды;

г) решениями Любеческого съезда 1097 г.

 

3. В 1132 г. «распалась Русская земля». Это произошло после смерти князя:

а) Ярослава Мудрого;

б) Владимира Мономаха;

в) Мстислава Великого;

г) Изяслава Ярославича.

 

4. Какое сражение стало первым столкновением русских дружин с монголами:

а) Невская битва;

б) битва на реке Калке;

в) Ледовое побоище;

г) Куликовская битва.

 

5. Отправляясь на Куликовскую битву, князь Дмитрий Донской получил благословение:

а) Церковного собора;

б) Своей матери;

в) константинопольского патриарха;

г) Сергия Радонежского.

 

6. Учреждение патриаршества на Руси было осуществлено во время царствования:

а) Ивана IV;                                    в) Бориса Годунова;

б) Федора Ивановича;                      г) Василия Шуйского.

 

7. Второе ополчение и «Совет всей земли» возглавили:

а) Ф.Н. Романов и И.Р. Мстиславский;

б) Ф.С. Салтыков и П.Ф. Басманов;

в) К. Минин и Д.М. Пожарский;

г) Б.Я. Бельский и И.П. Шуйский.

 

8. Русский патриарх, с именем которого связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг:

а) Филарет; б) Гермоген; в) Никон; г) Иов.

 

9. В ходе государственных преобразований Петра I были созданы:

а) коллегии; б) министерства; в) приказы; г) земские избы.

 

10. Период 1725-1762 гг. вошел в историю России под названием:

а) дворцовая чехарда;                в) Семибоярщина;

б) Смутное время;                          г) эпоха дворцовых переворотов.

 

 

11. Причиной Отечественной войны 1812 г. стало:

1. участие России в разделе Польши

2. желание России утвердиться на Балканах

3. стремление Наполеона к мировому господству

4. стремление России присоединить территорию Северного Кавказа

 

12. Крестьяне, выплачивавшие после отмены крепостного права оброк своему помещику, назывались:

1. барскими

2. приписными

3. черносошными

4. временнообязанными

 

13. Целью столыпинской аграрной реформы было:

1. создание крестьянских профсоюзов

2. превращение России в аграрную страну

3. прекращение экспорта хлеба за границу

4. создание широкого слоя мелких собственников

 

14. Октябрьская революция, в отличии от Февральской, была:

1. стихийной

2. антифеодальной

3. буржуазно-демократической

4. подготовленной большевиками

 

15. В результате «великого перелома» в деревне:

1. увеличилось производство зерновых культур

2. было уничтожено помещичье землевладение

3. ухудшилось юридическое положение крестьян

4. выросла производительность труда

 

16. Главная цель немецкого наступления весной-летом 1942 г.:

1. Урал

2. Москва

3. Ленинград

4. Крым и Северный Кавказ

 

17. Политический процесс 1945-1953 г.г.:

1. «Шахтинское дело»

2. процесс над военными

3. «Ленинградское дело»

4. процесс над левыми эсерами

 

18. Решение ХХ съезда КПСС привели к:

1. новой волне репрессий

2. появлению многопартийности

3. возрождению культа личности вождя

4. началу процесса десталинизации общества

 

19. Период 1970-х – начала 1980-х г.г. истории советского общества получил название:

1. «застой»

2. «оттепель»

3. «лихие 70-е»

4. «перестройка»

 

20. Причина неудач экономических реформ второй половины 1980-х г.г.

1. отставка М.С. Горбачева

2. мировой экономический кризис

3. разрешение частной собственности на землю

4. отсутствие последовательности действиях реформаторов

 

21. Установите соответствия между событиями военной истории XIX века и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1. Синопский бой а) 1805 г.
2. «битва народов» под Лейпцигом б) 1812 г.
3. Тарутинский марш-маневр в) 1813 г.
4. осада Плевны г) 1853 г.
  д) 1877 г.  

 

1 2 3 4
       

 

22. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.

«Российское имперское правительство уступает в вечное и полное владение … южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

Ответ:__________________

 

23. Какие три из перечисленных ниже полководцев прославились в годы Великой Отечественной войны? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1. Н.Ф. Ватутин

2. Л.Г. Корнилов

3. М.Д. Скобелев

4. А.А. Брусилов

5. К.К. Рокоссовский

6. И.С. Конев

 

     

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

 

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017.

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017.

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей.                      Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.

 

 

Интернет-ресурсы

 

 

www. gumer. info (Библиотека Гумер).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета

МГУ).

www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).

www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите-

ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).

www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон).

www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).

www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).

www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос-

сии, изданные в XVI— XVIII столетиях).

www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).

www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электрон-

ные издания произведений и биографических и критических материалов).

www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).

www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).

www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).

www. statehistory. ru (История государства).

www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах

Российской империи).

www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).

www. old-maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).

www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).

www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).

www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).

www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).

www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).

www. temples. ru (Проект «Храмы России»).

www. radzivil. chat. ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).

www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. —

коллекция Льва Бородулина).

www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).

www. rodina. rg. ru ( Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).

www. all-photo. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).

www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).

www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).

www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).

www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).

www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,

документов).

www. sovmusic. ru (Советская музыка).

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета

МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).

www. ec-dejavu. ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: