Пластическое интонирование

Урок музыки в 5 классе

Тема урока: «Музыка на мольберте»

 

Цель: расширить представления учащихся о взаимосвязи музыки и живописи на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлениса; развивать вокально-хоровые навыки, способность находить эмоционально-образное созвучие музыкальных и визуальных произведений, умение анализировать; воспитывать любовь и интерес к музыкальному и изобразительному искусствам, эстетический вкус.

Ожидаемые результаты:

- выявление ассоциативной связи между художественными образами музыки и живописи;

- умение рассказать о творчестве М. Чюрлениса, приводить примеры воплощения образов моря в произведениях искусства, анализировать и сопоставлять произведения музыкального и изобразительного искусства;

- проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;

- участие в коллективной исполнительской деятельности;

- предвосхищение композиторского замысла по созданию музыкального образа.

 

Оборудование и материалы:  проектор, магнитофон, компьютер, презентация, фортепиано, карточки с заданиями, аудиозаписи.

 

Тип урока: комбинированный.

  

                                                     Ход урока.

 

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

           Динь ди-лень, добрый день, зовет колокольчик в класс!

     Динь ди-лень, добрый день, урок музыки у нас!

 

2. Мотивация учебной деятельности.   

- Ребята, вы любите мечтать? Какие мечты у вас есть? (Ответы детей) Надеюсь, что сегодня на уроке одно из ваших мечтаний сбудется.

Прочитайте на доске слова великого художника Микеланджело Буонарроти и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

 

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

                                                                        Микеланджело Буонарроти

3. Сообщение темы и целей урока.

- Да, действительно. Сегодня мы с вами постараемся найти подтверждение этим словам, продолжим знакомство с музыкальным и изобразительным искусством, проследим их взаимосвязь на примере разных произведений.

Тема нашего урока «Музыка на мольберте».

 

4. Актуализация опорных знаний.

Назовите известные вам жанры музыки и живописи. (Ответы детей)

 

5. Основная часть. (Слайд 3)

 

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

      Фуга                           Приветствие                     Короли          Путешествие

                                                   солнцу                         Сказка                 королевны

 

- Внимательно рассмотрите репродукции картин и ответьте на вопрос, что объединяет эти картины?

Можно назвать эти картины «звучащими»? Почему? (Ответы детей)

Новый континент не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911).

 

               

 

- Его творческая жизнь очень коротка. Хотя за шесть лет активной деятельности Чюрленис-художник написал свыше трех сотен картин. Как думаете, какое название имеют картины, которые вы видели? (Ответы детей.)

 

- Послушайте фугу И.С. Баха и сравните ее с картиной Чурлениса «Фуга». Что в них общего? Какие особенности живописи помогают понять принципы развитие темы в музыке? Послушайте еще раз и постарайтесь проследить за повторением ее главной темы в разных голосах.

 

Чюрлёнис подарил человечеству живописные сонаты, хотя соната – это музыкальное произведение, обычно глубокое, значительное по содержанию, состоящее из 3 частей. Перед нами живописная «Соната моря». Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия. Что изображено на каждом из полотен? (Ответы детей)

 

      

    «Аллегро»       «Анданте»        «Финал»           (Расшифровка терминов)

1) На первом полотне изображены плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фоне.

2) На втором – застывшая, прозрачная глубина морских вод с кораблём. На дне – один из построенных Чюрлёнисом городов. Перекликаясь со светом наверху, в городских строениях горят квадратики окон – деталь, грусть того, что кануло в бездну вод.

3) На третьем – бушующие валы, которые вот-вот поглотят хрупкие судёнышки. Большая волна развернута как пасть гигантская какого-то чудища. Это своего рода вызов, волны словно окаменели, пена застыла, и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.

 - Необычность творчества М.Чюрлениса состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызывать у зрителей ощущение звучащей музыки.

- Какая музыка по характеру вам слышится в картинах? Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали бы под впечатлением живописных образов М.Чюрлениса? Подберите музыкальные инструменты, которые могут помочь раскрыть образ моря? (Ответы детей).

В то же время М.Чюрленис сочинил и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его симфонической поэмой «Море». Послушайте музыку и проанализируйте ее в парах, используя музыкальную палитру. Какие музыкальные краски использовал Микалоюс Чюрленис?

Звучит симфоническая поэма «Море» Микалоюса Чюрлениса

Работа в парах

Название Характер Темп Динамика
       

 

- Какими оркестровыми красками рисует композитор состояние морской стихии? (Ответы детей) Мы слышим чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра. Послушайте произведение еще раз и подумайте, какой части триптиха соответствует музыка.

Три́птих — произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом.

Пластическое интонирование.

Повторное прослушивание симфонической поэмы «Море» М.Чюрлениса

- Я предлагаю вам показать телом душевное состояние, отраженное в музыке.

 

- Послушайте еще одно произведение композитора. Знакомо ли вам оно?

Звучит Прелюдия «У моря» М. Чюрлениса.

 

Это Прелюдия «У моря».

- Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого произведения? Какую цветовую гамму вы бы использовали, рисуя картину к прелюдии? Сравните прелюдию и симфоническую поэму, что в них общего и каковы различия? (Ответы детей)

Так в творчестве М.Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки и живописи.

 

- А теперь давайте и мы перенесемся к морю и выполним гимнастику для глаз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: