Оперная реформа Глюка

Если искусство стоит на месте, оно перестаёт быть искусством. Любые правила в нём быстро устаревают и надоедают, если их слишком точно соблюдать и не придумывать ничего нового. К середине ХIII века опера—сериа утрачивает былую выразительность и превращается в пышный «концерт в костюмах». Блестящие виртуозные арии лишились драматической выразительности, теперь они лишь демонстрировали голоса и вокальную технику певцов. Речитативы стали попросту скучны.

Во Франции лирическая трагедия после Люлли тоже приходит в упадок.

Новую жизнь в возвышенную трагическую оперу вдохнул великий оперный реформатор Кристоф Виллибальд ГЛЮК. Он был поистине «гражданином Европы», и ни один справочник, ни одна энциклопедия не могут определить его принадлежность той или иной национальной культуре, хотя по происхождению он был немец.

Реформа - преобразование, изменение, обновление.

Глюк родился в 1714году в Германии, учился в Чехии, служил придворным музыкантом в итальянском городе Милане, где и написал свою первую оперу, а вскоре уехал на несколько лет в Англию -— в Лондон. После многочисленных скитаний по разным городам Европы в возрасте 38 лет (1752) Глюк обосновался в столице Австрии — Вене. Оставшиеся 35 лет жизни Глюк живёт в Вене, часто посещая Париж. В этих двух городах и началась его слава оперного реформатора.

        Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787)            

Оперный композитор - реформатор эпохи классицизма

В 1762 году в Вене была поставлена опера Глюка «Орфей и Эвридика», по-новому раскрывающая известную древнегреческую легенду. В 1774 году эта опера была впервые исполнена в Париже в новой,  французской редакции.

Вот что Глюк требовал от искусства:

"Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства."

Глюк считал, что для хорошей оперы недостаточно только хорошей музыки, необходимо и качественное либретто (литературная основа, текст оперы): связь между словами и пением должна быть настолько тесной, чтобы текст казался так же созданным для музыки, как и музыка для текста.

Глюк смело сочетал в своих операх и французские, и итальянские оперные приёмы, а если ситуация требовала иных средств, он их создавал.

Речитативы в операх Глюка перестают бытъ «связками» между ариями, он наполняет их интонационной выразительностью.

Легендарный певец ОРФЕЙ скорбит у могилы своей жены ЭВРИДИКИ. Он зовёт её. В интонациях его речитатива то мольба, то безысходность скорби. Горестно, как эхо, повторяет оркестр его последние фразы.

 

В следующем речитативе Орфея охватывает отчаяние, интонации обостряются хроматизмами, в оркестре звучат напряжённые гармонии:

К.Глюк Ария Орфея из оперы "Орфей и Эвридика" - смотреть видео!

Внимательно посмотрите в ноты и определите тональность арии (напишите ответ!)

  Хоры у Глюка тоже включаются в действие. Когда Орфей проникает в подземное "царство теней," чтобы увести Эвридику, его не пускают фурии. Хор фурии — одно из наиболее красочных и выразительных мест оперы.

Хор фурий проходит несколько раз в разных вариантах. Он прерывается ариями Орфея, в которых он умоляет пропустить его. Таким образом, не только хоры, но и арии вплетаются в действие, развивают его.

Для парижской постановки Глюк ввёл в оперу и балетную сцену, в которой звучит знаменитая мелодия флейты. Но эта сцена не является вставным номером, она выразительно изображает царство блаженных теней, куда попадает Орфей в поисках Эвридики.

К.Глюк  Соло флейты  из оперы "Орфей и Эвридика" - смотреть видео!

В то время как «серьёзная опера» чуть было не прекратила своё существование, опера-буффа, напротив, вступала в пору расцвета. Сюжетные повороты и интриги комических опер стали более запутанными и увлекательными, выросло и число персонажей. Во Францим у оперы—буффа появлась «сестра» — парижская опера̀ комѝк. Авторы французских комических опер отказались от речитативов и заменили их разговорными эпизодами, как в драматическом театре. В Австрии и Германии появляются весёлые спектакли с разговорами, музыкой и пением —— зингшпипи (от нем. «singen» - «петь», «spielen» — «играть»).

Тем не менее и однообразные шутки, и одинаковые ситуации, кочующие из сюжета в сюжет, и похожие герои комических опер начинали приедаться и публике, и композиторам.

В 5-м классе вы познакомитесь с оперным творчеством Моцарта и узнаете, как он обновил комическую оперу и даже соединил в одной опере и комедию, и трагедию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: