Движение, пространство и время как коренные условия бытия

Кроме свойства быть объективной реальностью, материя обладает некоторыми свойствами, которые имеют характер атрибутов, т.е. таких свойств, которые всегда и везде присущи как всей материи, так и любым материальным объектам. Таковыми являются движение, пространство, время.  Поскольку все вещи существуют в пространстве, движутся в пространстве, и при этом само существование человека и окружающих его вещей протекает во времени, понятия «движение», «пространство» и «время» были сформулированы и использовались довольно давно.

Во всех материальных объектах происходит движение элементарных частиц, атомов, молекул, каждый объект взаимодействует с окружающей средой, а это взаимодействие заключает в себе движение того или иного рода. Любое тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем – по отношению к другим звездам Галактики, последняя перемещается относительно других звездных систем и т.д. Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности нет нигде, всякий покой, равновесие относительны, являются определенным состоянием движения.

Взятое в самом общем виде, движение оказывается тождественным всякому изменению, любому переходу из одного состояния в другое. Движение – это всеобщий атрибут, способ существования материи. В мире не может быть материи без движения, как нет и движения без материи.

В природе имеется бесчисленное множество качественно различных материальных систем, и каждая из них обладает специфическим для нее движением. Современной науке известна лишь небольшая часть этих движений, которые можно подразделить на ряд основных форм движения. К последним относятся способы существования и функционирования материальных систем на соответствующих структурных уровнях. Основные формы движения включают в себя такие группы процессов, которые подчиняются общим законам (различным для разных форм движения).

В разработке классификации основных форм движения материи говорится о существовании следующих форм движения: механической (пространственного перемещения); физической (электромагнетизм, гравитация, теплота, звук, изменения агрегатных состояний веществ и др.); химической (превращение атомов и молекул веществ); биологической (обмен веществ в живых организмах); социальной ( общественные изменения, а также процессы мышления). Эта классификация сохраняет свое значение и сейчас. Она исходит из принципа исторического познание развития материи и качественной несводимости высших форм движения к низшим.

Время характеризует прежде всего наличие или отсутствие бытия тех или других объектов. Было время, когда живущих сегодня людей просто не было. Сейчас мы есть. Но настанет такое время, когда нас не будет. Последовательность состояний: небытие — бытие — небытие и фиксирует категория времени. Кроме того, время позволяет фиксировать периоды в развитии того или иного объекта. Детство — отрочество — юность — зрелый возраст — старость — все эти фазы в развитии человека имеют свои временные рамки. Время входит составной частью в характеристику всех процессов существования, изменения, движения объектов, не сводясь ни к одной из этих характеристик. Именно это обстоятельство затрудняет понимание времени как всеобщей формы бытия.

Несколько проще обстоит дело с пониманием пространства, если оно берется в обыденном смысле, как вместилище всех вещей и процессов. Но есть и более сложные проблемы, связанные с эволюцией физических концепций пространства и времени.

Пространство и время как самостоятельные категории появляются уже в философии Древнего Востока. В философии Древней Греции начинают складываться основные концепции пространства и времени:

1) Субстанциальная (пространство и время – самостоятельные сущности)

2) Реляционная (пространство и время – свойства материи или способ существования материальных объектов).

В философии Нового времени основой субстанциональной концепции были положения И. Ньютона об абсолютном пространстве и времени. Он утверждал, что абсолютное пространство по своей сущности безотносительно к чему-нибудь внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным. Абсолютное время рассматривалось как чистая длительность. Основанием для таких утверждений был опыт классической физики, математические исследования (в частности, геометрия Евклида).

В XX в. реляционная концепция получает солидное естественно-научное обоснование, прежде всего в работах А. Эйнштейна, великого физика и философа. Его теория относительности ликвидировала всеобщее время и оставила только локальное время, которое детерминируется интенсивностью полей тяготения и скоростью движения материальных объектов. Эйнштейн сформулировал принципиально новые и важные в методологическом отношении положения, которые помогли лучше осознать особенности пространства и времени в различных сферах объективной реальности.

При общей характеристике времени неизбежно возникает вопрос о соотношении прошлого, настоящего и будущего.

Интересные суждения о соотношении настоящего, прошлого и будущего можно найти в работах М. Хайдеггера. Опираясь на труды Августина, он выделяет "настоящее прошлого", "настоящее настоящего" и "настоящее будущего". Под настоящим прошлого понимаются результаты прошлых событий, процессов, актов жизнедеятельности, которые влияют на современное состояние мира. Таким настоящим прошлого могут быть объективные процессы, далеко не всегда осознаваемые в полной мере. "Настоящее настоящего" окружает нас и доступно непосредственному восприятию. Однако оказывается, что настоящее доступно не больше, чем прошлое, к тому же оно различно для отдельных социальных групп и людей.

Под "настоящим будущего" понимается способность человека определять цели своей деятельности, детерминированные определенной системой ценностей, идеалами.

Важнейшими категориями современной философии являются понятия "биологическое пространство и время" и социальное пространство и время".

К особенностям " биологического пространства " относят строение организмов, особую симметрию молекул. "Биологическое время" организмов зависит от сложности их строения, скорости обменных процессов, пола, возраста и т.д.

Социальное пространство - результат предшествующей деятельности людей и служит основой для сопоставления стадий общественного развития. Каждое поколение создает новые общественные структуры, которые выступают и как социально опредмеченное время.

 

Понятийный аппарат: бытие, материя, субстанция, движение, формы движения, развитие, пространство, время, социальное пространство, социальное время.

                                 Вопросы для самопроверки.

1.Чем объяснить появление понятия «бытие».                                          2.Как рассматривали проблему бытия известные философы прошлого.                 3.Проблема бытия в немецкой классической философии.                        4.Как можно сопоставить категории «бытие» и «небытие».                5.Как понимается бытие в философии экзистенциализма.                            6.С чем отождествляют бытие философы материалисты.         7.Охарактеризуйте основные формы бытия.                                                              8.Что представляет собой материя и с чем связаны изменения представлений о ней.                                                                                                               9.Почему движение – это способ существования материи и что представляет собой классификация форм движения материи.                                              10.Как можно соотнести понятия «бытия», «времени» и «пространства».        11.Что представляют собой основные концепции пространства и времени. 12.В чем смысл суждений М. Хайдеггера о соотношении настоящего, прошлого и будущего.                                                                                        13.В чем заключены особенности биологического и социального пространства и времени.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: