В 2019 году работа практического психолога и социального педагога строилась согласно годовым планам работы, которые были составлены сообразно методическим рекомендациям РЦРО и ЛИМЦ на 2018-2019 учебный год.
Деятельность социально-педагогической службы школы была направлена на реализацию следующих задач:
· профилактика суицидального поведения учащихся;
· психолого-педагогическое сопровождение формирования морально-нравственных ценностей учащихся;
· психолого-педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни учащихся и сознательного отношения к собственному здоровью;
· создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности и обеспечения охраны физического и психического здоровья детей;
· обеспечение и психологическое сопровождение профильного и профессионального самоопределения учащихся;
· профилактика стрессовых расстройств у педагогов.
Работа службы проводилась по нескольким направлениям: диагностическое, прогностическое, консультативное, защитное, профилактическое, социально-преобразовательное и организационно- методическое, коррекционно-развивающее.
|
|
Социальным педагогом была проведена паспортизация классов и школы, собраны и упорядочены списки учащихся нуждающихся категорий.
Сентябрь2019 | Декабрь 2019 | |
Дети-сироты | - | - |
Дети под опекой | 1 | 1 |
Полусироты | 17 | 17 |
Дети из многодетных семей | 11 | 14 |
Малообеспеченные | - | 1 |
Инвалиды | 9 | 9 |
Дети ЧАЭС | 1 | 2 |
Неполные семьи | 80 | 80 |
С детьми из этих категорий ведется постоянная работа, им обеспечен весь комплекс образовательных услуг, ведется постоянное сопровождение социальным педагогом и практическим психологом.
Определена группа риска учащихся начальных, средних и старших классов. Выявлено 3 детей, находящихся в сложных жизненных условиях. С семьями этих детей при участии классоводов и классных руководителей проводилась систематическая работа. Все эти учащиеся находятся на особом контроле социально-психологической службы.
Социальным педагогом велась работа по предупреждению правонарушений, индивидуальная работа с учащимися, профилактические беседы, посещение на дому, беседа с учителями по поводу поведения на уроках. Так в 2019 учебном году социальным педагогом было проведено 8 психодиагностических исследований, 74 консультации и беседы с учащимися, учителями и родителями, 11 просветительских выступлений, 2 выступления на родительских собраниях. С апреля 2019 года на основании договора о сотрудничестве с реабилитационным центром "Виктория" проводились совместные лектории и тренинги, направленные на профилактику алкоголизма и наркомании среди учащихся 8-11-х классов.
|
|
На постоянном контроле в течение учебного года находилось состояние посещения учащимися уроков.
При этом в работе социального педагога есть негативные моменты:
· недостаточно уделено внимания учащимся, имеющим проблемы в обучении и поведении, и учащимся, склонным к асоциальному поведению;
· проведено мало групповых консультаций на тему нравственного, психического и физического здоровья;
· не удалось организовать выступления специалистов (представителей служб ОДН, юриста);
· не удалось приобрести новый дидактический и наглядный материал;
· недостаточно времени было выделено для работы по предупреждению ПТСР.
Одной из причин недоработок является кадровый вопрос, а именно, в течение 2019 года социальный педагог менялся несколько раз.
Практическим психологом проведены 9 психодиагностических исследований, 53 консультации и беседы с учащимися, учителями, родителями, профилактические занятия с элементами тренинга "Управление эмоциональным состоянием", «Профилактика профессионального выгорания» для учителей школы, 10 просветительских выступлений, посещены 3общешкольных родительских собрания.
К сожалению, мало внимания удалось уделить повышению психологической компетенции всех участников образовательного процесса, но были выявлены проблемные места, мешающие эффективному взаимодействию участников в системе "учитель-ученик-родитель". Было замечено снижение конфликтности в ученических коллективах, но результат был ниже прогнозируемого. Конфликтность в системах "ученик-учитель", "учитель-родитель" осталась на прежнем уровне, несмотря на проведение просветительских выступлений и бесед.
Исходя из анализа, приоритетными направлениями в 2020 году являются:
· просветительская, консультативная и развивающая работа с участниками образовательного процесса по формированию морально-нравственных качеств личности;
· работа по предупреждению ПТСР: диагностики; лектории; тренинги;
· организация выступлений и лекций работников социальных служб по профилактике вредных привычек подростков;
· индивидуальная и групповая социально-преобразовательная работа с учащимися, склонными к асоциальному и другим видам отклоняющегося поведения через проведение тренинговых и просветительских мероприятий;
· профилактика конфликтов в ученических коллективах, оптимизация межличностных отношений всех участников образовательного процесса;
· повышение психологической компетенции администрации, педагогического коллектива и родителей;
· сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ;
· проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ;
· консультативная работа с родителями обучающихся с ОВЗ;
· организация надлежащей работы ПМПк;
· психологическое сопровождение молодых специалистов, учителей, которые аттестуются;
· психологическое сопровождение учащихся выпускных классов во время подготовки к ГИА и учащихся адаптационного периода.