Шедевр изобразительного искусства: архитектура и скульптура

№9

 Увы, в настоящий момент не найдено никаких документальных подтверждений о том, кто торжественно заложил первый камень в строительство Собора Парижской Богоматери. Одна часть историков утверждает, что это был Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, проливающие свет на то, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света.

Правда, «сдать» полностью собор удалось лишь в 1345-м году. Если Строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Главными архитекторами, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас ежедневно приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты и в историю вошли лишь два из них: Пьер из Монтрейля и Жан из Шелля.

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений. Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.

Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно…. Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.

Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

Несмотря на то, что «сердце» Парижа считалось в Европе одним из главных оплотов христианской веры, оно, как и многие достопримечательности великой страны, пострадало во время французской революции. Парижане, вдохновленные речами революционеров и, словно обезумев, ворвались в Нотр-Дам де Пари и нанесли непоправимый ущерб многим статуям. Горожане добрались и до сокровищницы, которую практически полностью разграбили. Более того, Собор Парижской Богоматери революционеры решили взорвать.… Вот тут то, как часто упоминают многие папы римские, и вмешались высшие силы: у бунтовщиков неожиданно закончился порох. Революционеры растерялись и решили не взрывать собор, а приспособить его под склад, где стали хранить запасы провианта.

Собор Парижской Богоматери - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков. Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни.

№10

 Аполлон Бельведерский - известная скульптура, мраморная копия с утраченной греческой бронзовой статуи Леохара - придворного скульптора Александра Македонского, которая была создана во второй половине 4 века до н. э. Римская копия по стилю близка копии статуи Ганимеда того же Леохара.
Как известно, статуя Аполлона работы Леохара стояла в Афинах перед храмом Аполлона Патрооса. Название статуя получила от галереи Бельведер в Ватикане (Рим), где на протяжении долгого времени была выставлена.

 

По древнегреческим мифам, Аполлон – сын верховного олимпийского бога Зевса и богини Лето, брат Артемиды, бог солнечного света и покровитель искусств. Статуя представляет его победителем дракона Пифона – чудовища, которое обитало возле города Дельфы. Древнегреческий оригинал изображал Аполлона держащим в руках лук. Лучезарный бог был изображен скульптором в движении: он только что выпустил стрелу и следил за ее полетом.
Аполлон Бельведерский в течении многих лет почитался художниками и любителями искусств как символ совершенства в изображении человеческого тела, идеал мужской красоты.

В первые столетия христианства, а также во времена варварских нашествий и во время раннего средневековья почти все античные бронзовые статуи переплавили. Мраморные изображения богов и героев низвергались с пьедесталов, и довольно часто благородный мрамор использовался для выжига извести.

Высота статуи 2,24 м. Совершенное тело греческого бога венчает горделиво посаженная голова, слегка поднятая вверх и резко повернутая влево. Идеальное лицо оживлено взглядом слегка асимметрично посаженных глаз. Сверкающий взгляд бога устремлен вдаль.
Из того, что за спиной Аполлона есть колчан, то можно сделать предположение, что в вытянутой левой руке он держал лук, тогда как в правой был, как видно, другой атрибут бога. Остатки его еще можно заметить на верхнем конце ствола, и судя по ним, некоторые из исследователей предположили, что Аполлон держал лавровую ветку, увитую повязкой.
Плотно обвивая грудь и плечи, широкой массой за спиной античного бога собирается плащ, составляя задний фон, на котором (как перед занавесом) вырисовывается прекрасное тело.
Рано возмужавший Аполлон еще в юности убил змея Пифона (Дельфиния), опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах античный бог основал свое прорицалище, там же учредил в свою честь Пифийские игры и был прославлен жителями Дельф в священном гимне.
Древний мастер, когда создавал статую, возможно, хотел представить Аполлона наступающим на врагов, которые в страхе отступят перед лицом грозного бога.

.Божественная легкость походки и позы, поворот головы – все это дает возможность предположить, что древний скульптор хотел изобразить бога идущим, но не походкой людей. Движения античного бога выходят за границы природы, они были найдены самим Леохаром.
Лук может охарактеризовать Аполлона как ни перед чем не останавливающегося мстителя, несущего кару. Поза бога и его манера держать эгиду, символизирующие (по традициям греческого искусства) грозу, для многих исследователей является тому подтверждением. В память о чудесном избавлении от врагов в храм Аполлона были принесены жертвы и благодарственные дары, в числе которых, может быть, находился и греческий оригинал античного бога.
Аполлона Бельведерского со времен эпохи Возрождения считают самым значительным произведением древнего искусства. Немецкий историк искусства И. Винкельман называл эту скульптуру «высшим идеалом искусства среди всех дошедших до нас античных произведений».









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: