Пошаговая инструкция по работе со сценарием для начинающих режиссеров

Как максимально раскрыть потенциал текста, досконально проработать сценарий и героя, — рассказывает Елена Марина, режиссер и сценарист

Многие молодые режиссеры, бегло прочитав сценарий, спешат работать с актерами и другими членами съемочной группы. В этом случае проблемы не заставят себя ждать.

Идеи режиссера без подробного разбора текста сценария носят случайный и хаотичный характер. Режиссеры могут пускаться в пространные рассуждения, тогда как актеры и другие члены съемочной группы ждут от них понятных, конкретных и выполнимых задач.


 

Тщательная работа со сценарием и подробное исследование его текста — это «домашняя работа» профессионального режиссера, которая окупает себя на 1000% и значительно экономит время и деньги.

Кроме того, глубокий разбор сценария может стать кодом во вселенную сознания и воображения режиссера, который позволит по максимуму раскрыть как потенциал текста, так и свой собственный режиссерский потенциал.

Мне очень нравится вариант работы со сценарием, предложенный автором курсов по работе режиссера с актером и одноименной книги Джудит Уэстон.

Итак, мы получили сценарий или сами являемся его автором. Что делать?

Читаем сценарий первый раз в ознакомительном порядке


Мы не делаем никаких пометок и ничего не подчеркиваем. Это первый этап знакомства со сценарием. Если вы автор сценария, то читайте его так, словно он написан другим человеком. Даже если вы очень хорошо пишете сценарии, вам потребуются другие навыки, чтобы работать с текстом как режиссер.

Читаем сценарий второй раз и делаем в нем пометки

· Вычеркиваем из текста все прилагательные и наречия, которые описывают внешность и эмоциональное состояние героев.

Например, она улыбнулась очаровательной улыбкой. Он зашел в комнату в раздраженном состоянии.

Подобные описания не подходят, так как они ориентированы на результат, актер в этом случае будет изображать эмоцию и находиться не в моменте.

· Вычеркиваем из текста все действия, которые не имеют значения для развития сюжета.

Например, героиня во время разговора с героем держит в руках чашку. Герой сидит за письменным столом и читает газету. Если никакого значения для сюжета эти действия не имеют, их лучше вычеркнуть.

Что имеет значение для сюжета? Например, героиня роняет сумку, ее поднимает герой и они знакомятся.

· Подчеркиваем в тексте события.

Например, они поцеловались, герой ударил другого героя.

· Подчеркиваем в тексте образы.

Образы — это то, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и чувствуем на вкус.

Пример аудиовизуального образа: темнота и тишина, только один фонарь горит на причале, под фонарем на земле сидит герой. Образ дает нам представление о сцене и ее настроении.

· Подчеркиваем факты.

Например, герой заходит в комнату, героиня убирает свою квартиру.

 

Факты могут также следовать из диалогов. Например, один герой говорит другому, что уже 10 лет работает в районной больнице врачом или героиня говорит, что она выросла в неполной семье с младшим братом и сестрой.

· Обводим в кружок персональные объекты.

Персональный объект — это личный предмет героя, который он постоянно носит с собой или который присутствует в одной сцене и раскрывает личность героя.

Например, фотография семьи на письменном столе героя, дипломы и сертификаты на стене в кабинете героини, трубка Шерлока Холмса, трость Эркюля Пуаро.

 

Читаем сценарий вслух в третий раз

Сценарий следует читать без выражением и не по ролям. Чтение сценария вслух помогает выявить новые идеи.

 

Заполняем таблицу

Предложенная таблица, которую условно можно назвать «Первое впечатление», — это разбор сценария и каждого героя. Ее рекомендует Джудит Уэстон в своей книге «Режиссер и актеры». Ниже рассмотрим, как же предлагается ее заполнить.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: