Практическая работа № 14

Дисциплина: Логопсихология

Тип: Практическое занятие

Дата проведения: 17.04.2020 г., 08:00-9:30

Тема: Особенности психодиагностики мышления у лиц с нарушениями речи

Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.

Объем: 2 часа

 

Теоретические вопросы (по материалам лекции и самостоятельной проработки литературы):

1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика методов диагностики мышления при различных речевых нарушениях»

  Нарушения речи Специфика обследования (подготовка, особенности проведения, подбор материала, возможные результаты и интерпретация с учетом дефекта) Методики диагностики мышления, которые можно применять при данном нарушении
Дизартрия Основные критерии диагностики: • наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации; • наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка); • замедленный темп артикуляционных движений; • трудность удержания артикуляционной позы; • трудность в переключении артикуляционных движений; • стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; • наличие просодических нарушений. В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы. Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу». Ориентировка в пространстве
Афазия Проводится в общем комплексе с неврологическим и психологическим обследованиями и преследует вполне определенные цели. В его ходе логопед должен составить себе достаточно отчетливое представление о состоянии разных «сторон» речи больного: и понимания, и собственной экспрессивной речи, и возможности повторения, и письменной речи (чтения и письма). Задания по возрастающей сложности по объему, граматической сложности предложения, частотности слов
Сенсорная алалия Задачи логопедического обследования. 1. Выявление особенностей (по сравнению с возрастной нормой) развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности (истощаемости, утомляемости), особенностей ведущей деятельности. Характеристика эмоционально-волевой сферы: преобладающий фон настроения, особенности поведения, контактность, наличие-отсутствие негативизма. 2. Выявление особенностей речевого развития: состояние компонентов языковой системы; соотношение недоразвития тех или иных компонентов речи; соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи; сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием) в речевой деятельности. Примечание: важно выявлять не только негативную симптоматику в отношении речевого и психического развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. 3. Сопоставление данных обследования логопеда с результатами обследования ребенка другими специалистами. Результат обследования (а также его другие задачи): 1. Дифференциальная диагностика ОНР, алалии от сходных по проявлениям состояний: умственной отсталости; задержки речевого развития; задержки психического развития; тугоухости; аутизма и др.; 2. Уточненное логопедическое заключение: - на основе анализа результатов обследования; - наблюдений за ребенком; - сопоставления данных разных специалистов, обследовавших ребенка. 3. Разработка педагогической стратегии, соответствующей структуре дефекта и индивидуально-психологическим особенностям ребенка. Особенности обследования ребенка с алалией 1. Обследование обязательно комплексное: участвуют многие специалисты (педиатр, невропатолог и/или психоневролог, офтальмолог, оториноларинголог, психолог, логопед и, по показаниям, другие специалисты). 2. Важно установить контакт с ребенком, поэтому возможно проведение обследования (его начало или просто знакомство с ребенком) в естественной для него обстановке (дома), в присутствии близких людей. 3. Все моменты обследования осуществляются в игровой форме. 4. Необходимо заранее подобрать дидактический материал, соответствующий возрасту ребенка, способствующий вызвать и поддержать у него интерес – первичный и, возможно, единственный мотив взаимодействия ребенка с логопедом. 5. У ребенка может полностью отсутствовать речь, следовательно, нужно подготовить материал (задания), не требующий речевого ответа. Ответ – показ картинки, выполнение действия и т.п. 6. Ориентировочный момент для логопеда - определение состояния импрессивной речи (сначала без целенаправленных заданий, в игровом общении с ребенком). 7. Обследование начинается с игровых заданий на выявление особенностей состояния неречевых функций, являющихся предпосылками формирования речи: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, психомоторное развитие. 8. Важнейший раздел обследования – состояние невербального интеллекта, соответствие его возрастной норме или ее нижней границе (от уровня развития интеллекта во многом зависит прогноз коррекционной работы). 9. Исследование состояния речи занимает много времени. Тщательно исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Изучая состояние импрессивной речи, логопед не должен пользоваться жестами, выраженной интонацией, мимикой (ребенок должен понимать только речь). Возможна экранизация губ (чтобы исключить элемент чтения с губ). 10. Очень информативно наблюдение за ребенком в разные моменты его повседневной жизни: общение с близкими, со взрослыми, с детьми; характер поведения в одиночестве, в коллективе; особенности игры; эмоциональные реакции и др. 11. Обследование алалика характеризуется длительностью. Оно не заканчивается в “отпущенное” для него в условиях ДОУ время. Наиболее полно “понять” ребенка можно лишь в совместной с ним деятельности, в ежедневном процессе коррекционной работы. 12. Логопедическое заключение - “алалия” формулируется только после сопоставления данных обследования всех специалистов, (и, желательно, не ранее первого этапа коррекционного воздействия). 13. При подозрении наличия у ребенка сенсорной алалии необходимо неоднократное исследование состояния слуха соответствующим специалистом. Методика "Пройди через лабиринт"  
Моторная алалия Задачи логопедического обследования. 1. Выявление особенностей (по сравнению с возрастной нормой) развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности (истощаемости, утомляемости), особенностей ведущей деятельности. Характеристика эмоционально-волевой сферы: преобладающий фон настроения, особенности поведения, контактность, наличие-отсутствие негативизма. 2. Выявление особенностей речевого развития: состояние компонентов языковой системы; соотношение недоразвития тех или иных компонентов речи; соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи; сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием) в речевой деятельности. Примечание: важно выявлять не только негативную симптоматику в отношении речевого и психического развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. 3. Сопоставление данных обследования логопеда с результатами обследования ребенка другими специалистами. Методика «Интеллектуальная лабильность»
Заикание Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого- педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.   1.Методика "Нелепицы" 2.Методика "Проставь значки»
ОНР Исследование проводится в индивидуальном режиме, в равных условиях и знакомой для детей обстановке. Обследование начинается с беседы, которая направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагаются задания. Методика «4-й лишний» Методика направлена на исключение «неподходящего» предмета и исследование перцептивно-действенного (невербального) и вербально-логического мышления. Данные, полученные при исследовании по этой методике, позволяют судить об уровне обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне. Методика «Нелепицы» Данная методика оценивает элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методика «Последовательные картинки». Цель методики является изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.  

 

Практические задания:

1. Проанализировать пособия, выбрать методики, которые подошли бы для обследования лиц с нарушениями речи, подготовить по методике презентацию по диагностике различных форм мышления

 

2. Используя теоретический и практический материал с прошлого лекционного и практического занятия по теме «Особенности мыслительной деятельности лиц с нарушениями речи», составить и заполнить протокол обследования мышления детей в контексте логопедической диагностики, имеющих тот или иной речевой дефект (дефект на выбор студента). Ринолалия

 

При ринолалии в большей степени страдает словесно-логическое мышление. Отмечается слабость обобщения, инертность мыслительных операций, трудности в установлении причинно-следственных связей.

 

Методика "Четвертый лишний".

 

Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

 

- книга, портфель, чемодан, кошелек;

- печка, керосинка, свеча, электроплитка;

- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

- река, мост, озеро, море;

- бабочка, линейка, карандаш, ластик;

- добрый, ласковый, веселый, злой;

- дедушка, учитель, папа, мама;

- минута, секунда, час, вечер;

- Василий, Федор, Иванов, Семен.

("Лишние" слова выделены курсивом.)

 

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

 

10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов - средний уровень развития обобщения,

не всегда может выделить существенные

признаки предметов;

4 и менее баллов - способность к обобщению развита

слабо.

 

Результаты исследования заносятся в протокол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: