План практической работы № 14

Дисциплина: Логопсихология

Тип: Практическое занятие

Дата проведения: 17.04.2020 г., 08:00-9:30

Тема: Особенности психодиагностики мышления у лиц с нарушениями речи

Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.

Объем: 2 часа

 

1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика методов диагностики мышления при различных речевых нарушениях»

Нарушения речи Специфика обследования (подготовка, особенности проведения, подбор материала, возможные результаты и интерпретация с учетом дефекта) Методики диагностики мышления, которые можно применять при данном нарушении
     
Дизартрия Основные критерии диагностики: 1. наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации; 2.наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка); 3.замедленный темп артикуляционных движений; 4.трудность удержания артикуляционной позы; 5.трудность в переключении артикуляционных движений; 6.стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; 7.наличие просодических нарушений. У детей с дизартрией на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. наглядно-образное мышление у дошкольников с дизартрией по сравнению с их сверстниками с нормальным уровнем развития речи имеет ряд особенностей: у них не сформированы основные компоненты наглядно-образного и словесно-логического мышления и взаимосвязь между ними; затруднена актуализация образов-представлений об окружающей действительности и словесные обобщения имеющихся образов. 1. Уточнение пространственных взаимоотношений (Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева; по инструкции расположить предметы слева и справа от данного; определить место соседа по отношению к себе; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа) 2. Игра части тела (дин из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.) 3. Ориентировка в пространстве (что наверху, что внизу?)  
Афазия При обследовании состояния интеллекта лиц с афазией внимание направлено на изучение: 1) категориального мышления (классификация, исключение лишнего, извлечение аналогий, объединение предметов по сходству); 2) аналитико-синтетического мышления (причинно-следственные отношения, арифметический счет, арифметические задачи); 3) понятийного мышления (антонимы, синонимы, метафоры). При лобной динамической афазии интеллектуальный дефект является первичным (что отличает эту форму от других). Речевой дефект отражает интеллектуальную недостаточность. Больные не в состоянии анализировать даже элементарные задачи, выделять существенные связи. Отсутствует мотив интеллектуальной деятельности, общая цель решения задачи. Методика скрининг – разработанная методика диагностики афазии у больных с поражением головного мозга с использованием тестирования речевого мышления. Отличительной особенностью предлагаемого метода является то, что обследование больного состоит из нескольких независимых модулей, которые сгруппированы в соответствии с формами афазии. В каждом модуле тестируется определенная форма и определяется степень ее выраженности. Методика позволяет установить точный диагноз, так как исключает субъективность оценки специалистом больного.
Сенсорная алалия Основными методами обследования являются: наблюдение, беседа с родителями, детальное исследование. 1 - Наблюдение позволяет получить информацию о поведении ребенка и его способах взаимодействия с окружающими и начать дифференциальную диагностику. Знакомство с анамнезом позволяет оценить раннее физическое, нервно-психическое, доречевое развитие, т.е предположить возможные причины нарушения. Беседа с родителями дает возможность оценить характерологические особенности ребенка, подобрать наиболее эффективные пути воздействия. Целью детального исследования являетсявыяснение способности ребёнка взаимодействовать с другими, понимание обращённой речи, способности выполнять задания по требованию.   Необходимо оценить следует ли ребёнок инструкциям (“иди”, “принеси”). - Как реагирует на просьбу (даёт, уходит, агрессия, стереотипии). - Подражает ли спонтанно в игре, при выполнении инструкций. - Выполняет ли спонтанно в контексте действий. - Может ли найти (подобрать) предмет. - Если говорит – подражает ли вербально.  
Моторная алалия При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени. У детей с моторной алалией развитие интеллектуальной сферы характеризуется неравномерностью и диспропорциональностью. В сфере вербального мышления у детей с моторной алалией, при сохранности способности к усвоению всех мыслительных операций, отмечается недостаточность обобщений. При решении интеллектуальных задач для детей характерна преимущественная опора на непосредственные представления, оперирование общими признаками подменяется установлением функциональных и ситуативно-конкретных связей между предметами. 1. Методика «Кому чего недостает» Кладем слева рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то недостает. То, чего им не хватает (4 предмета, по одному каждому ребенку) - кладем справа. Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает. 2.Методика “Раздели на группы”. В начале работы все 24 фигурки раскладывают на столе в один ряд. Во время беседы ребенок может брать их в руки, раскладывать по форме, штриховке или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывают в один ряд, из которого взрослый вынимает одну фигурку, кладет ее на стол перед ребенком и просит положить рядом похожие фигурки из оставшихся.  
Заикание Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования. ри заикании не отмечается собственно нарушений мышления, однако психологическая симптоматика этого речевого расстройства влияет на протекание интеллектуальной деятельности. Своеобразие протекания мыслительных процессов отмечается у заикающихся в школьном, подростковом и взрослом возрасте. При выполнении заданий, направленных на исследование вербального мышления, у заикающихся отмечаются специфические затруднения. Они проявляются в виде неадекватных ответов: многословия, словесной бедности, тавтологии, смысловых ошибок. Отмечается отсутствие единого принципа действия, когда заикающиеся выполняют одни пробы на абстрактно- логическом уровне, другие — на основе конкретно-ситуационных и даже латентных признаков.
  1. простых счетных операциях, не понимает и не усваивает способ решения задачи, импульсивность, невозможность составить программу решения).
  2. Интерпретация пословиц, метафор (понимает, конкретная, увеличение латентного периода, импульсивность, инертность, фрагментарность, не понимает).
  3. Понимание смысла рассказа (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, фрагментарность, нарушение логической последовательности, не понимает).
  4. Обобщение и классификация (по существенным признакам, по несущественным признакам: конкретно-ситуационное, наглядное, функциональное, импульсивность, аспонтин- ность, инертность, снижение процессов обобщения, затруднения при нахождении обобщающего понятия при правильном обобщении).
  5. Восприятие и интерпретация сюжетных картинок (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, нарушение восприятия, фрагментарность, нарушение логической последовательности в серии сюжетных картинок).
  6. Импрессивная речь
  7. Понимание
 
ОНР При обследовании логопед выявляет уровень сформированности речевых и неречевых процессов, сопоставляет его с возрастными нормами психофизического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности. Обследование речи детей с ОНР предполагает изучение импрессивной речи (понимание речи окружающих) и экспрессивной (собственной) речи ребенка. дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. При изучении особенностей наглядно- образного мышления у детей с общим недоразвитием речи было выявлено, что у них не достаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно- следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально- волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого познавательного интереса. 1. Тест «Исключение предметов» («4-й лишний»). Данная методика направлена на исключение «неподходящего» предмета и исследование перцептивно-действенного (невербального) и вербально-логического мышления. Данные, полученные при исследовании по этой методике, позволяют судить об уровне обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне. 4. Тест «Последовательные картинки». Данная методика предназначена для оценки возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках, а также для оценки понятийного мышления. Процедура проведения. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок с последовательным развертыванием сюжета и составить рассказ. Он должен выделить существенные детали и их изменения на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета. Оценивается понимание сюжетной линии. Связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, уровень речевого развития ребенка в целом.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: