Ассортимент, качество и состав дизельных топлив

Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305–82 трех марок:

Л — летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха выше 0 °С;

З — зимнее, применяемое при температурах до -20 °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь заст < -35 °С и п < -25 °С), или зимнее, применяемое при температурах до -30 °С, тогда топливо должно иметь заст < -45 °С и п <-35 °С);

А — арктическое, температура применения которого до -50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и З не превышает 0,2 % — для I вида топлива и 0,5 — для II вида топлива, а марки А — 0,4 %.

Таблица 7 - Физико-химические и эксплуатационные свойства автомобильных бензинов

 

Таблица 8 - Характеристики дизельного топлива (ГОСТ 305-82)

Показатели ДТл ДТз ДТа
Цетановое число, не менее 45 45 40
Фракционный состав:      
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:      
умеренной -5 -25 -
холодной - -35 -
Массовая доля серы, %, не более, в топливе:      
Вида I 0,20 0,20 0,20
Вида II 0,50 0,50 0,40
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 0,20 0,30 0,30
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 860 840 830

3. Задание.

1. Изучите и законспектируйте теоретический материал.

2. Определите марку топлива по общей характеристике, представленной в таблице 9.

3. Вариант выдается преподавателем.

4. Ответьте на контрольные вопросы.

5. Напишите вывод о проделанной работе и укажите применение и марки топлива, которую вы определили.

 

Таблица 9 – характеристики топлива 

№ варианта Цетановое число и детонационное число Массовая доля серы, %, Плотность при 20 °С, кг/м3,
1 45 0,20 860
2 45 0,20 840
3 40 0,20 830
4 76 0,10 700
5 83 0,05 720
6 85 0,10 780
7 45 0,50 860
8 45 0,50 840
9 40 0,40 830
10 76 0,05 700
11 83 0,10 720
12 85 0,10 780

Контрольные вопросы. 

1. Назовите тип двигателя, в котором применяется данный вид топлива.

2. К чему может привести утяжеление (облегчение) фракционного состава топлива?

3. Расшифруйте нормировку плотности для данной марки топлива. На какие эксплуатационные показатели влияет плотность?

4. Дайте определение  вязкости. Как нормируется вязкость для вашего вида топлива и почему?

Литература.

1. Сочевко Т.И. Руководство к лабораторным работам по определению основных показателей качества нефтепродуктов. – М.: РГУ нефти и газа, 1999. – 51 с.

2. Сочевко Т.И., Немец В.Л., Макаров А.Д. Сборник лабораторных работ по технологии производства смазочных материалов и твердых углеводородов/ Под ред. И.Г. Фукса. – М.: Нефть и газ, 2004. – 68 с.

3. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник. - М.: Техинформ, 1999. – 596 с.

4. Технологические схемы процессов производства нефтяных смазочных материалов: учебное пособие для студентов вузов/ Спиркин В.Г., Сочевко Т.И., Макаров А.Д. – М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2011. – 74 с: ил.

 

Лабораторное занятие №3.

Определение качества бензина.

Цель занятия: 1. Закрепление знаний по физико-химическим свойствам основных марок бензина; 2. Приобретение навыков при оценке качества бензина.

 

Оборудование: мерный цилиндр диаметром 55 мм, секундомер, стеклянные пробирки, фильтровальная бумага, растворы индикаторов – метилоранжа и фенолфталеина, термометр, стеклянная колба, пипетка, штатив, делительная воронка, дистиллированная вода, мерный цилиндр емкостью 250 мл, бензин.

           

Теоретическая часть.

Нефтепродукты вырабатываются промышленностью в соот­ветствии с государственными стандартами, но при хранении и транспортировке качество нефтепродуктов нередко ухудшает­ся из-за их окисления, испарения, обводнения и засорения. Горюче смазочные материалы, не отвечающие требованиям стандартов, должны быть заменены или исправлены (отстой, фильтрация).

Проверку качества нефтепродуктов необходимо произво­дить непосредственно перед применением нефтепродуктов в Двигателях и машинах с помощью специальных ручных лабо­раторий или простейшими методами.

О наличии воды и механических примесей, которые не рас­творяются в нефтепродукте, судят по внешнему осмотру образ­ца в посуде из бесцветного стекла.

По цвету топлива можно определить наличие в нем этило­вой жидкости, так как этилированные бензины искусственно окрашивают в красный, синий, зеленый и другие цвета для предупреждения об их ядовитости. Неэтилированные бензины бесцветны (бензин прямой гонки) или слегка желтые (кре­кинг-бензины): керосины и дизельные топлива — светло-жел­того цвета. Чем темнее цвет топлива, тем больше содержится в нем смол и тем хуже его качество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: