Цель занятия: закрепление знаний по физико-химическим свойствам основных марок дизельного топлива и моторного масла. Закрепление знаний основных марок дизельных топлив, моторного масла. Приобретение навыков по оценке качества дизельного топлива и моторного масла.
Оборудование: образцы испытуемого дизельного топлива, моторного масла, мерные колбы, пипетка, фильтровальная бумага, термометр, охлаждающее устройство, фарфоровый тигель, секундомер.
Ход работы
Теоретическая часть.
Подача топлива в цилиндры двигателя, его движение по трубопроводам и распыл зависят от вязкости, т.е. от свойств жидкости, в данном случае топлива, оказывать сопротивление перемещению её частиц относительно друг друга под влиянием действующих на них сил.
Различают вязкость динамическую, кинематическую и условную. При практических и теоретических расчетах часто приходится встречаться с кинематической вязкостью, равной отношению динамической вязкости к плотности жидкости при той же температуре.
Цетановое число – показатель самовоспламеняемости топлива: численно равен такому содержанию цетана (в объемных %) в смеси с альфаметилнафталином, при котором самовоспламеняемость этой смеси и сравниваемого с ней испытуемого топлива одинакова. Определяют цетановые числа на установках ИТ9-3 и ИТ9-ЗМ.
Вязкость – основной параметр при подборе масла, поэтому большинство масел маркируют по их вязкости. При установлении марки вязкость определяют при тех температурах, при которых работают узлы трения, например индустриальные масла, маркируют по кинематической вязкости в мм2/с при 50 0С, а масла для двигателей внутреннего сгорания – по кинематической вязкости в мм2/с при рабочей температуре 100 0С.
Присутствие в масле механических примесей и воды безусловно снижет смазочные свойства масел, увеличивает абразивный износ деталей.
Механические примеси можно выявить тремя способами. Первый и самый простой заключается в просмотре на свету тонкого слоя масла, нанесенного на стекло. Муть, потеки и крупинки укажут на присутствие в масле механических примесей. При их отсутствии слой масла будет выглядеть совершенно прозрачным.
При втором способе масло взбалтывают и подогревают до 40—50 °С. Затем 25—50 мл масла смешивают с двух-, четырехкратным количеством профильтрованного бензина. Раствор фильтруют через бумажный фильтр, после чего просматривают фильтр через увеличительное стекло. Темные точки и крупинки на фильтре указывают на присутствие в масле механических примесей.
При третьем способе масло в количестве 50—100 мл разбавляют в химическом стакане двух-, трехкратным количеством бензина. Смесь перемешивают и дают отстояться в течение 5—10 мин. Затем смеси придают вращательное движение. При наличии примесей они соберутся в центре на дне стакана. Для обнаружения примесей стакан просматривают на свету, проходящем снизу вверх.
3. Задание.
1. Определить наличие механических примесей и воды (качественно).
2. Определить плотность дизельного топлива при 20 °С.
3. Определить кинематическую вязкость при 20 °С.
4. Определить температуру помутнения и застывания.
5. Напишите отчет о проделанной работе.
6. Ответьте на контрольные вопросы.
Определение наличия механических примесей и воды (качественно)
Порядок выполнения работы
1.Анализируемое дизельное топливо налить в стеклянный цилиндр.
2.Определить визуальным осмотром наличие или отсутствие взвешенных или осевших на дно твердых частиц.
3.Определить наличие или отсутствие водного слоя на дне цилиндра и характерной мути.
4.Результаты оценки записать в отчет.
Определение плотности дизельного топлива при 20 °С
Порядок выполнения работы
1.Установить цилиндр на ровном месте и осторожно налить в него испытуемый нефтепродукт до уровня, отстоящего от верхнего обреза цилиндра на 5—6 см.
2.Выдержать нефтепродукт 2—3 минуты для того, чтобы он принял окружающую температуру.
3.Чистый и сухой ареометр медленно и осторожно опустить в цилиндр с нефтепродуктом, держа его за верхний конец.
4.После того как ареометр установится и прекратятся его колебания, произвести отсчет по верхнему краю мениска с точностью до третьего знака. При этом глаз должен находиться на уровне. Спустя не менее 1 мин после погружения ареометра записать температуру топлива, отсчитывая ее с точностью до градуса по термометру. На этой операции испытание заканчивается.
5.Ареометр вынуть из цилиндра, протереть, вложить в футляр, а нефтепродукт вылить в ту же склянку, из которой наполнялся цилиндр.
В стандартах и других документах плотность нефтепродукта указывается при температуре 20 °С (р20). В связи с этим данные измерений при иной температуре (р) необходимо привести к температуре 20 °С по формуле
р20 = р + у(t-20), (1)
где у — зависящая от величины плотности температурная поправка, которая берется из таблицы 11; t — температура нефтепродукта при отсчете плотности, °С.
Приведенную плотность следует округлить до третьего знака после запятой.