- Дейтеромицеты занимают среди грибов особое положение.
- Они размножаются только бесполым путем — конидиями.
- Мицелий септированный.
- Весь жизненный цикл проходит в гаплоидной стадии, без смены ядерных фаз.
Эти грибы представляют собой "бывшие" аскомицеты или, реже, базидиомицеты, в процессе эволюции, утратившие по тем или иным причинам половые спороношения. Таким образом, дейтеромицеты представляет разнородную в филогенетическом отношении группу.
ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ
Польза:
- Являются основными редуцентами при разложении древесины.
- Являются пищей для многих видов животных, являясь началом детритных пищевых цепей.
- Пищевой продукт с высокой питательной ценностью.
- Культуры дрожжей используются в пищевой промышленности (хлебопекарня, пивоварение и т. п.)
- Химическое сырье для получения лимонной кислоты и ферментов.
- Получение антибиотиков (например, пенициллин).
Вред:
- Плесневые грибы портят пищевые продукты.
- Ядовитые грибы вызывают отравление.
- Трутовые и плесневые грибы вызывают гниение материалов, прежде всего древесины.
- Патогенные грибы вызывают заболевания человека и животных (микозы)
- Паразитические грибы наносят вред сельскому хозяйству, поражая культурные растения (спорынья, головня, ржавчина).
- Многие грибы являются аллергенами.
ЗАДАНИЯ
|
|
Задание №1.
Уяснить морфологические особенности чаги.
а) Рассмотреть мицелий (нарост на березе) чаги и плодовое тело трутовика обыкновенного.
б) Сравнить: обратить внимание на отличия цвета и формы, функции мицелия. Указать систематическое положение грибов.
Задание №2.
Морфологические признаки грибов.
Зарисовать в тетрадь следующих представителей грибов:
· низшие грибы 2-х видов,
· аскомицеты 2-х видов,
· пластинчатые 2-х видов,
· ядовитые грибы 2-х видов,
· съедобные грибы 2-х видов,
· трутовиковые грибы 2-х видов,
· один гриб со всеми органами и расписать,
· головной 1-н гриб.
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы особенности строения грибов?
2. Как происходит размножение грибов?
3. Где у различных грибов образуются споры?
4. Что общего между мукором и пенициллоем?
5. Особенности биологии грибов.
6. Основы классификации грибов.
7. Значение грибов в природе и в практической деятельности человека.
8. Значение их в медицине, природе, народном хозяйстве.
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
|
|
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить основных представителей грибов. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс «foxford.ru» Форма доступа https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-griby
Практическая работа №9
Тема: Особенности строения лишайников и водорослей.
Цель работы: изучить особенности строения и размножения отделов Водоросли и Лишайники; и определять представителей лишайников в живом напочвенном покрове.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;
ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3
Обеспечение работы:
- Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-микроскоп;
-гербарий;
-плакаты;
- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
- Интернет ресурс «biouroki.ru» Формат доступа http://biouroki.ru/material/plants/lishainiki.html
Продолжительность занятия: 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Повторить
2.Выполнить задания по теме.
3.Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал
Лишайники
Лишайники - симбиотические ассоциации гриба и водоросли.
Лишайники не могут считаться единым организмом, так как его отдельные части имеют разные геномы.
Строение лишайника
Вегетативное тело лишайника называется талломом.
Гифы гриба образуют основу таллома, формируя нижнюю кору, прикреплённую к субстрату, и поверхностный коровый слой, обуславливая форму и окраску лишайника.
Водоросли, занимая полости между гифами, образуют гонидиальный (альгальный) слой.
Под слоем водорослей грибные гифы расположены рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевины проходят пучки гиф (ризоиды), которые прикрепляют лишайник к субстрату.
У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.
Рис. Строение лишайника
Функции коры:
- защитная;
- опорная;
- прикрепляющая (на нижнем коровом слое образуются ризоиды);
- газообмен (через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое).
Функция зоны водорослей:
- фотосинтез;
- накопление органических веществ.
Функция сердцевины:
- проведение воздуха к клеткам водорослей;
- опорная функция (у некоторых кустистых лишайников).
Лишайники образуют в основном:
- грибы — аскомицеты и базидиомицеты;
- водоросли — чаще всего зелёные (реже встречаются цианобактерии).
Суть симбиоза:
|
|
- Водоросль отдаёт грибу органические вещества, полученные в процессе фотосинтеза.
- Гриб, имея обширный мицелий, обеспечивает водоросль водой и минеральными веществами.
Такие симбиозы определённых видов гриба и водоросли настолько устойчивы, что воспринимаются как определённый вид организмов.