Отдел Дейтеромицеты, или несовершенные грибы

  • Дейтеромицеты занимают среди грибов особое положение.
  • Они размножаются только бесполым путем — конидиями.
  • Мицелий септированный.
  • Весь жизненный цикл проходит в гаплоидной стадии, без смены ядерных фаз.

Эти грибы представляют собой "бывшие" аскомицеты или, реже, базидиомицеты, в процессе эволюции, утратившие по тем или иным причинам половые спороношения. Таким образом, дейтеромицеты представляет разнородную в филогенетическом отношении группу.

ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ

Польза:

  • Являются основными редуцентами при разложении древесины.
  • Являются пищей для многих видов животных, являясь началом детритных пищевых цепей.
  • Пищевой продукт с высокой питательной ценностью.
  • Культуры дрожжей используются в пищевой промышленности (хлебопекарня, пивоварение и т. п.)
  • Химическое сырье для получения лимонной кислоты и ферментов.
  • Получение антибиотиков (например, пенициллин).

Вред:

  • Плесневые грибы портят пищевые продукты.
  • Ядовитые грибы вызывают отравление.
  • Трутовые и плесневые грибы вызывают гниение материалов, прежде всего древесины.
  • Патогенные грибы вызывают заболевания человека и животных (микозы)
  • Паразитические грибы наносят вред сельскому хозяйству, поражая культурные растения (спорынья, головня, ржавчина).
  • Многие грибы являются аллергенами.

                                                          ЗАДАНИЯ

Задание №1.

 Уяснить морфологические особенности чаги.

а) Рассмотреть мицелий (нарост на березе) чаги и плодовое тело трутовика обыкновенного.

 б) Сравнить: обратить внимание на отличия цвета и формы, функции мицелия. Указать систематическое положение грибов.

 

Задание №2.

Морфологические признаки грибов.

Зарисовать в тетрадь следующих представителей грибов:

· низшие грибы 2-х видов,

· аскомицеты 2-х видов,

· пластинчатые 2-х видов,

· ядовитые грибы 2-х видов,

· съедобные грибы 2-х видов,

· трутовиковые грибы 2-х видов,

· один гриб со всеми органами и расписать,

· головной 1-н гриб.

                                                           

                                                         Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности строения грибов?

2. Как происходит размножение грибов?

3. Где у различных грибов образуются споры?

4. Что общего между мукором и пенициллоем?

5. Особенности биологии грибов.

6. Основы классификации грибов.

7. Значение грибов в природе и в практической деятельности человека.

8.  Значение их в медицине, природе, народном хозяйстве.

 

          

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

 

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить основных представителей грибов. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс «foxford.ru»  Форма доступа https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-griby

 

                    

 

 

                                    

                                                   Практическая работа №9

Тема: Особенности строения лишайников и водорослей.

Цель работы: изучить особенности строения и размножения отделов Водоросли и Лишайники; и определять представителей лишайников в живом напочвенном покрове.

Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;

ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3

 

                   Обеспечение работы:

- Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-микроскоп;

-гербарий;

-плакаты;

- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

- Интернет ресурс «biouroki.ru» Формат доступа http://biouroki.ru/material/plants/lishainiki.html

Продолжительность занятия: 2 часа.

Порядок выполнения работы:

1.Повторить

2.Выполнить задания по теме.

3.Оформить отчет согласно алгоритму

 

   Теоретический материал

Лишайники

Лишайники - симбиотические ассоциации гриба и водоросли.

Лишайники не могут считаться единым организмом, так как его отдельные части имеют разные геномы.

Строение лишайника

Вегетативное тело лишайника называется талломом.

Гифы гриба образуют основу таллома, формируя нижнюю кору, прикреплённую к субстрату, и поверхностный коровый слой, обуславливая форму и окраску лишайника.

Водоросли, занимая полости между гифами, образуют гонидиальный (альгальный) слой.

Под слоем водорослей грибные гифы расположены рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевины проходят пучки гиф (ризоиды), которые прикрепляют лишайник к субстрату.

У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.

Рис. Строение лишайника

Функции коры:

  • защитная;
  • опорная;
  • прикрепляющая (на нижнем коровом слое образуются ризоиды);
  • газообмен (через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое).

Функция зоны водорослей:

  • фотосинтез;
  • накопление органических веществ.

Функция сердцевины:

  • проведение воздуха к клеткам водорослей;
  • опорная функция (у некоторых кустистых лишайников).

Лишайники образуют в основном:

  • грибы — аскомицеты и базидиомицеты;
  • водоросли — чаще всего зелёные (реже встречаются цианобактерии).

Суть симбиоза:

  • Водоросль отдаёт грибу органические вещества, полученные в процессе фотосинтеза.
  • Гриб, имея обширный мицелий, обеспечивает водоросль водой и минеральными веществами.

Такие симбиозы определённых видов гриба и водоросли настолько устойчивы, что воспринимаются как определённый вид организмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: