Лишайники характеризуются очень медленным ростом: от долей миллиметра до нескольких сантиметров в год. Скорее всего, это связано с небольшим относительным объёмом автотрофных водорослей, синтезирующих органические вещества.
Наибольшей скоростью роста обладают лишайники тропических лесов, наименьшей — обитатели скал и тундры.
Низкая скорость роста приводит к тому, что лишайники в основном растут в тех местах, где не встречают конкуренции со стороны растений. Прежде всего это горные области, где они являются первопроходцами на камнях и скалах, создавая первичные почвы. Не встречают лишайники конкурентов и в тундре, где из-за мёрзлых грунтов не могут развиваться корни растений. Часто лишайники растут как эпифиты в кронах деревьев.
Способность гриба поглощать и удерживать воду позволяет лишайникам существовать в крайне сухих условиях. Они могут поглощать воду не только во время дождей, но и из тумана, и насыщенного водяным паром воздуха.
Интересно, что возраст слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.
|
|
Многие лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, поэтому видовое разнообразие лишайников в городах существенно ниже, чем в дикой природе.
Значение лишайников
- образование первичных почв в первичных биогеоценозах;
- основные продуценты в тундровых сообществах.
Использование лишайников человеком:
- лишайники являются кормом для тундрового оленеводства;
- некоторые виды лишайников употребляются в пищу;
- являются сырьём для получения красителей (например, лакмуса);
- применяются в народной медицине (например, уснея);
- используются в экологическом мониторинге благодаря высокой чувствительности к химическим загрязнителям.
ЗАДАНИЯ
Задание №1.
Морфологические признаки водорослей.
Зарисовать разнообразие одноклеточных, а также отдельно водоросль с отдельными органами.
Задание №2.
Морфология лишайников.
Зарисовать три группы:
· листовой,
· кустистый,
· накипной.
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие растения называют водорослями?
2. Какие способы размножения различают у водорослей?
3. Каково значение водорослей в природе и народном хозяйстве?
4. Имеется ли у зеленых водорослей оформленное ядро с хромосомами?
5. Как питаются лишайники?
|
|
6. Каково анатомическое строение лишайников?
7. Как размножаются лишайники?
8. Какие известны морфологические типы лишайников?
9. Какие виды лишайников встречаются в лесу на сухих песчаных почвах?
10. Положительно или отрицательно влияют лишайники на жизнь дерева, поселяясь на его стволе?
11. Почему лишайники называют индикаторами чистоты?
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему особенности строения лишайников. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс «biouroki.ru» Формат доступа http://biouroki.ru/material/plants/lishainiki.html
Практическая работа №10
Тема: Изучение основных представителей мхов и папоротникообразных.
Цель работы: изучить особенности строения и циклы развития отделов Мохообразные, Папоротникообразные и научиться определять главнейших представителей высших споровых растений – индикаторов типов леса.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;
ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3
Обеспечение работы:
- Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-Микроскоп;
-Гербарий;
-Плакаты;
- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
- Интернет ресурс «foxford.ru» Форма доступа
https://foxford.ru/wiki/biologiya/vysshie-sporovye-rasteniya-paporotnikoobraznye
Продолжительность занятия: 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Повторить основных представителей мхов и папоротникообразных.
2.Выполнить задания по теме.
3.Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал
Высшие споровые растения: папоротникообразные
Систематическое положение
Царство: растения
Высшие споровые растения
Надотдел: папоротникообразные
Отдел: папоротниковидные
Отдел: плауновидные
Отдел: хвощевидные
Общая характеристика Папоротникообразных
1. Возникли в девоне. Биологического расцвета достигли в карбоне, став основной лесообразующей группой. Остатки лесов образовали обширные залежи каменного угля.
2. Наибольшее количество видов в тропической зоне.
3. Предпочитают влажные местообитания, т. к. мужские гаметы подвижны, и влага нужна для передвижения сперматозоида к яйцеклетке.
4. Есть ткани и органы.
5. В жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит.
6. Размножение половое и бесполое (спорообразование).
7. Органы полового размножения многоклеточные.