Особенности экологии лишайников

Лишайники характеризуются очень медленным ростом: от долей миллиметра до нескольких сантиметров в год. Скорее всего, это связано с небольшим относительным объёмом автотрофных водорослей, синтезирующих органические вещества.

Наибольшей скоростью роста обладают лишайники тропических лесов, наименьшей — обитатели скал и тундры.

Низкая скорость роста приводит к тому, что лишайники в основном растут в тех местах, где не встречают конкуренции со стороны растений. Прежде всего это горные области, где они являются первопроходцами на камнях и скалах, создавая первичные почвы. Не встречают лишайники конкурентов и в тундре, где из-за мёрзлых грунтов не могут развиваться корни растений. Часто лишайники растут как эпифиты в кронах деревьев.

Способность гриба поглощать и удерживать воду позволяет лишайникам существовать в крайне сухих условиях. Они могут поглощать воду не только во время дождей, но и из тумана, и насыщенного водяным паром воздуха.

Интересно, что возраст слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.

Многие лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, поэтому видовое разнообразие лишайников в городах существенно ниже, чем в дикой природе.

Значение лишайников

  • образование первичных почв в первичных биогеоценозах;
  • основные продуценты в тундровых сообществах.

Использование лишайников человеком:

  • лишайники являются кормом для тундрового оленеводства;
  • некоторые виды лишайников употребляются в пищу;
  • являются сырьём для получения красителей (например, лакмуса);
  • применяются в народной медицине (например, уснея);
  • используются в экологическом мониторинге благодаря высокой чувствительности к химическим загрязнителям.

                                                             

                                                     ЗАДАНИЯ

Задание №1.

Морфологические признаки водорослей.

Зарисовать разнообразие одноклеточных, а также отдельно водоросль с отдельными органами.

Задание №2.

Морфология лишайников.

Зарисовать три группы:

· листовой,

· кустистый,

· накипной.

                                                                       

                                                               Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие растения называют водорослями?

2. Какие способы размножения различают у водорослей?

3. Каково значение водорослей в природе и народном хозяйстве?

4. Имеется ли у зеленых водорослей оформленное ядро с хромосомами?

5. Как питаются лишайники?

6. Каково анатомическое строение лишайников?

7. Как размножаются лишайники?

8. Какие известны морфологические типы лишайников?

9. Какие виды лишайников встречаются в лесу на сухих песчаных почвах?

10. Положительно или отрицательно влияют лишайники на жизнь дерева, поселяясь на его стволе?

11. Почему лишайники называют индикаторами чистоты?

 

 

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему особенности строения лишайников. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс «biouroki.ru» Формат доступа http://biouroki.ru/material/plants/lishainiki.html

 

 

                                        

 

 

                                               

 

                                          Практическая работа №10

Тема: Изучение основных представителей мхов и папоротникообразных.

Цель работы: изучить особенности строения и циклы развития отделов Мохообразные, Папоротникообразные и научиться определять главнейших представителей высших споровых растений – индикаторов типов леса.

Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;

ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3

   Обеспечение работы:

- Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-Микроскоп;

-Гербарий;

-Плакаты;

- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

- Интернет ресурс «foxford.ru»     Форма доступа

https://foxford.ru/wiki/biologiya/vysshie-sporovye-rasteniya-paporotnikoobraznye

   Продолжительность занятия: 2 часа.

Порядок выполнения работы:

1.Повторить основных представителей мхов и папоротникообразных.

2.Выполнить задания по теме.

3.Оформить отчет согласно алгоритму

 

   Теоретический материал

 

Высшие споровые растения: папоротникообразные

Систематическое положение

Царство: растения

Высшие споровые растения

Надотдел: папоротникообразные

Отдел: папоротниковидные

Отдел: плауновидные

Отдел: хвощевидные

Общая характеристика Папоротникообразных

1. Возникли в девоне. Биологического расцвета достигли в карбоне, став основной лесообразующей группой. Остатки лесов образовали обширные залежи каменного угля.

2. Наибольшее количество видов в тропической зоне.

3. Предпочитают влажные местообитания, т. к. мужские гаметы подвижны, и влага нужна для передвижения сперматозоида к яйцеклетке.

4. Есть ткани и органы.

5. В жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит.

6. Размножение половое и бесполое (спорообразование).

7. Органы полового размножения многоклеточные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: