Методическая разработка внеклассного занятия по теме «Террористическая деятельность – угроза обществу»

В качестве методического аспекта можно провести Внеклассное занятие для 9 класса по теме «Террористическая деятельность – угроза обществу».

Цель: Формирование активной гражданской позиции, патриотизма учащихся, воспитание стремления не дать терроризму захватить мир.

Внеклассная работа – это система неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ. Она имеет практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение в обучении и воспитании учащихся.

Слайд 1. В России ежегодно 3 сентября отмечается особая дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. Это не простой очередной профессиональный праздник, да, и праздником этот день никак не назовёшь.

Слайд 2. Ведь в нашей стране дата 3 сентября теперь неразрывно связана с трагическими, ужасающими событиями, произошедшими в Беслане – с 1 по 3 сентября 2004 года.

День 3 сентября является памятной датой России. Она была официально утверждена законом «О днях воинской славы (победных днях) России», который был выпущен 6 июля 2005 года. С тех пор этот день россияне с горечью вспоминают людей погибших от рук террористов, а так же сотрудников правоохранительных органов которые погибли во время выполнения служебного долга.

Слова «террор», «терроризм» известны с древности. Но особо широкое распространение они получили в России и во всём мире во второй половине ХХ века, когда терроризм стал почти повсеместным явлением.

Прежде чем появится следующий слайд, скажите мне, что такое террор, терроризм, террористы. (Ответы детей)

Понятие «терроризм», «террорист», появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово «Терроризм» превратилось в синоним преступника. На сегодняшний день понятие «терроризм» уже означает спектр различных оттенков насилия.

Слово «террор» в переводе с латыни означает «ужас».

Слайд 3. Террор – это запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. Террористы - это крайне жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас, люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие.

Слайд 4. Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, и т. д. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов. Жертвами терактов становятся рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.

О каких террористических актах слышали вы. (Ответы детей)

Фильм Беслан. Самыми ужасными без сомнения, можно назвать трагические события, произошедшие в Беслане (Северная Осетия), когда погибло множество детей. Тогда 1 сентября 2004 года, когда дети пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году. Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники целых три дня удерживали 1.128 человек.

Погибло более 350 человек, что составило около 1% населения города. Среди погибших были не только заложники и мирные жители, но также и военнослужащие. Половина погибших являлись несовершеннолетними лицами. Особая трагичность этого теракта заключается в том, что погибли в основном дети и женщины. Ранено было более 500 человек.
Слайд 5. 22 июля 2011 года в Норвегии был совершен двойной теракт. Сначала прогремел взрыв у комплекса правительственных зданий в центре норвежской столицы Осло

Во время взрыва в правительственном здании находились около 250 человек.
Через несколько часов мужчина в полицейской форме открыл стрельбу в молодежном лагере
Преступник расстреливал беззащитных людей в течение полутора часов. Жертвами двойного теракта стали 77 человек - 69 были убиты на острове Утейя, восемь погибли при взрыве в Осло, 151 человек получили ранения.
На месте второго теракта властями был задержан подозреваемый 32‑летний этнический норвежец Андерс Брейвик. Террорист сдался полиции, не оказывая сопротивления.
16 апреля 2012 года в окружном суде Осло начался процесс над Андерсом Брейвиком, обвиняемым в убийстве 77 человек. 24 августа 2012 года он был признан вменяемым и приговорен к 21 году тюремного заключения.

Слайд 6. 11 апреля 2011 года на станции "Октябрьская" Московской линии минского метрополитена (Белоруссия) вечером в час пик прогремел взрыв. Теракт унес жизни 15 человек, более 200 получили ранения. Террористы, граждане Белоруссии ‑ Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев, вскоре были арестованы. Осенью 2011 года суд приговорил обоих к высшей мере наказания ‑ смертной казни. исполнение.

Слайд 7. 2011 и в 2016 годах в Москве в аэропорту Домодедово неоднократно были террористические акты.

В 2011г. подорвал бомбу террорист-смертник, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек

В 2016 г. 35 погибших, 108 госпитализированных.

Слайд 8. 2 августа 2012 года в Комсомольске-на-Амуре в детском саду № 80 произошёл теракт. Взрывное устройство было замаскировано под подарочный сверток, который взяла в руки пятилетняя девочка, после чего произошёл взрыв. В результате теракта пострадал 1 ребёнок, который с травмами рук и глаз доставлен в городскую больницу

Слайд 9. В Волгограде 21 октября и 29, 30 декабря 2013 года

8 человек погибло при взрыве в автобусе, 18 человек погибло при взрыве на железнодорожном вокзале и 16 человек погибло при взрыве в троллейбусе

Слайд 10. 31 октября. 2015 Катастрофа A321 над Синайским полуостровом. В результате заложенной в самолёт бомбы потерпел крушение Airbus A321. Все 217 пассажиров и 7 членов экипажа погибли. Ответственность за теракт взяло на себя руководство «ИГИЛ

Слайд 11. 2016 Франция, Бельгия, Турция, Ирак, Сирия, Нигерия, Афганистан, Бангладеш, Йемен — география терактов в 2016 году продолжает расширяться. На этот раз празднование Дня взятия Бастилии в Ницце закончилось страшной трагедией. 14 июля водитель грузовика врезался в толпу людей и открыл по ним стрельбу. В результате теракта погибли 84 человека, а также около 50 получили легкие ранения.

С сожалением приходится признать, что мы живём в век терроризма. И каждый должен знать его истоки и возможные способы защиты от него. В России чаще всего терроризм связывают с исламским экстремизмом. Считается, что истоком является вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство и самоубийство запрещено религией. Следовательно, террористов мы рассматриваем не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, по это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А самоубийцы, которые становятся «живыми бомбами»-обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.

Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан и в том числе учащихся школы противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

Слайд12. Памятка «Правила поведения в случае террористической угрозы»

или что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.

· Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом другим.

· Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.

· О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы. Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.

· По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

· Слайд 13

Памятка «Если ты оказался в заложниках»

· Если ты оказался в заложниках, знай – ты не один. Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно - террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.

· Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.

· Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи. Если веришь в Бога, молись.

· Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не требуй также немедленного освобождения - это невозможно.

· Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: это вынужденная мера, ты спасаешь себя и окружающих.

· Помни, что, возможно, тебе придётся долгое время провести без воды и пищи - экономь свои силы.

· Если в помещении душно, постарайся меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород.

· Если воздуха достаточно, а по зданию передвигаться запрещают, делай нехитрые физические упражнения - напрягай и расслабляй мышцы рук, ног, спины. Не делай резких движений.

· Помни: если заложник проводит много времени с террористами, ему может показаться, что они вместе, а весь мир - против них. Это очень опасная ошибка! Знай: в любой ситуации террорист - это преступник, а заложник - его жертва! У них не может быть общих целей.[19]

В память о погибших во время воин и террористических актов, объявляется минута молчания.
Минута молчания.

Дети и взрослые в России и во всем мире должны знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупреждать его возникновение. Только объединившись, мы сможем противостоять терроризму.

На этом наше занятие окончено. Большое спасибо всем участникам.

 

 









ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II

В главе II были рассмотрены террористические организации на территории Западной Европы, а также проработана методическая разработка внеклассного занятия по теме «Террористическая деятельность – угроза обществу». Итак, можно сделать следующий вывод.

На территории Западной Европы существует множество террористических организаций. Например, Оранжевые волонтеры, ЭТА, Ольстерские добровольческие силы и другие.

Современные террористические организации обладают огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством, ни обществом. Они имеют собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в интересах достижения политических, экономических и иных целей. Созданы боевые формирования, специфические силовые структуры, оснащенные современными материально-техническими средствами. Происходит сращивание терроризма с организованной преступностью. Для достижения своих целей, террористические организации используют финансовую подпитку, поставив на поток такие виды преступной деятельности, как продажа наркотиков, торговля оружием, работорговля и т.д. Террористические организации способны содержать специалистов различных сфер экономической и научной деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив такое явления, как терроризм, террористическая деятельность, изучив виды терроризма и рассмотрев террористические организации на территории Западной Европы, можно сделать следующие выводы.

Терроризм имеет довольно много разновидностей, но в любой форме он является самой опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям социально-правовой проблемой XXI столетия. Еще не так давно терроризм был локальным явлением, однако за последние 10-15 лет приобрел глобальный характер и все больше угрожает безопасности многих стран, оказывает сильное психологическое давление на их граждан, влечет огромные политические, экономические, моральные потери, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей.

После 11 сентября 2001 года террористы ведут свою войну во всех странах мира, проводят тактику массового уничтожения, становится все более жестоким. Все факты последнего времени свидетельствуют о том, что борьба против терроризма становится приоритетной, глобальной проблемой для всего мира и что современные методы борьбы недостаточно эффективны. Главная цель терроризма – запугать, навести панику, страх и ужас у людей. С конца 60-х годов 20 века происходит процесс повышения и совершенствования террористической деятельности. Рост масштабов и географии этого явления за последние четверть века просто поражают. «Цель насилия - добиться желательного для террористов развития событий - революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти» [18, 76с.]

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданское общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, поиском и нахождением консенсуса. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Безусловно, без успешной деятельности спецслужб, правоохранительных органов успех в борьбе с терроризмом маловероятен. Только объединив усилия мирового сообщества, всех государств, гражданского общества можно рассчитывать на успех в преодолении терроризма. И эти усилия, скорее всего, лежат не в плоскости физического уничтожения конкретных носителей данного феномена, а в преодолении причин, его порождающих. Чем быстрее будет достигнуто понимание в этом вопросе, тем быстрее будет выработана программа по ликвидации причин терроризма, тем больше надежд на будущее у человечества.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асеевский А. И. Кто организует и направляет международный терроризм? М.: Политическая литература, 1982. - 112 с.

2. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении:идеология,этика,психология(вторая половина XIX-начало ХХ века) / О. В. Будницкий. - М.: РОССПЭН, 2000. - 399с.

3. Вишневецкий, К.В. Терроризм. Виктимологический аспект// Теория и практика общественного развития-2013.-№5.С.333-340

4. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. – [электронный ресурс]-Режим доступа. ww.un.org/ru/terrorism/strategy-counter-terrorism.shtml – дата обращения 31.05.18

5. Давыдова Е. Терроризм: истоки и эволюция, цели и средства.-2000 – 56с.

6. ДЕКЛАРАЦИЯ о мерах по ликвидации международного терроризма* 9 декабря 1994года. - * Одобрена резолюцией 49 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г., А/49/60.

7. Жаринов К.В. Терроризм и террористы: ист.справочник / Под общ.ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 1999 – 144с.

8. Кожушко Е.А. Современный терроризм: анализ осн.напр. / под общ.ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 2000 – 205 с.

9. Конвенция О борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970 года

10. Лисаускайте, В.В. Сравнительный анализ понятия «терроризм» в международном и национальном уголовном праве//Сибирский юридический вестник-2009.-№2.С.70-72

11. Максимова К.,История терроризма в мире.-2012

12. Манацков, И.В.Политический терроризм: проблемы определения//Общество и право-2013.-№4.С.273-276

13. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17.12.1979 года.

14. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года.

15. Мелентьева Н.//Элементы.-2000., №7, М. – 154 с.

16. Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. – 2-е изд. – М.: Юрид.лит., 1986 – 306 с.

17. Нетаньяху Б. Война с терроризмом: Как демократии могут нанести поражения сети международного терроризма / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2002 – 105 с.

18. ТребинМ.П.Терроризм в 21 веке / Под общ.ред. А.Е.Тараса. – Мн.: Харвест, 2003 – 245 с.

19. Уголовный Кодекс Российской Федерации [http://www.ug-kodeks.ru/ - электронный ресурс – дата обращения 25.05.18]

20. Черемисов Н.С., Якушин Г.В. Терроризм - угроза жизни и безопасности. - СПб., 2005. С. 105.

21. https://multiurok.ru/index.php/files/vnieklassnoie-zaniatiie-na-tiemu-tierrorizm-ughroz.html[электронный ресурс - дата обращения- 02.06.18]

22. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%A2%D0%90 [электронный ресурс - дата обращения- 02.06.18]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Презентация к методической разработке внеклассного занятия по теме «Террористическая деятельность – угроза обществу».

Слайд 1.

 

………………….

Слайд 13.

  Слайд 14.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: