3.7.1 Назначение и устройство двигателя ЗМЗ – 406
На автомобилях Волга ГАЗ ЗМЗ 406 бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с системой распределенного впрыска топлива, четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами в головке блока цилиндров. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
Блок цилиндров — чугунный, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Между цилиндрами выполнены протоки для охлаждающей жидкости Коленчатый вал — чугунный, литой, вращается в пяти коренных подшипниках скольжения. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено четырьмя упорными полукольцами, установленными в проточках опоры и крышки третьего коренного подшипника. Шатун — стальной, кованый, двутаврового сечения, нижней (разъемной) головкой он соединяется с коленчатым валом через шатунный подшипник скольжения, верхней головкой — с поршневым пальцем. Палец плавающего типа, т. е. свободно поворачивается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна. Поршень — литой, из алюминиевого сплава, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом. При работе поршень охлаждается струей масла через отверстие в верхней головке шатуна.
Головка блока цилиндров — отлита из алюминиевого сплава. В нее запрессованы чугунные седла и направляющие втулки клапанов. Клапаны приводятся в действие через цилиндрические толкатели с гидрокомпенсатором (гидротолкатели), поэтому привод клапанов не нуждается в регулировке зазоров. Распределительные валы — литые, чугунные, каждый вращается в пяти подшипниках скольжения. От осевых смещений распределительные валы удерживают пластмассовые полукольца, установленные в выточках передней крышки и проточках передних опорных шеек валов. Привод распределительных валов — цепной, двухступенчатый (через звездочку промежуточного вала). Натяжение обеих цепей обеспечивается автоматическими гидравлическими натяжителями, работающими от давления в системе смазки.
3.7.2 Основные неисправности агрегата (механизма, системы)
Основные неисправности агрегатов, механизмов или систем разрабатываемых в выпускной квалификационной работе указываются по результатам изучения данного вопроса по литературным источникам, информации из интернета и по результатам преддипломной практики. Необходимо указать, как неисправности влияют на работу агрегата, механизма или системы автомобиля в целом. Разработать основные способы устранения указанных неисправностей и занести в таблицу:
Таблица 19 - Основные неисправности агрегата (системы, механизма)
| № | Признаки неисправности | Способы устранения |
| Двигатель не запускается | ||
| Перескок цепи ГРМ | Выставить валы по меткам | |
| вышел из строя редукционный клапан топливной системы | Заменить клапан | |
| Двигатель работает неустойчиво | ||
| Подсос воздуха через неплотности в системе впуска, вентиляции картера или регулятора холостого хода | Устранить негерметичность в соединениях | |
| Перскок цепи ГРМ | Выставить валы по меткам | |
|
| Падение компрессии в одном из цилиндров из-за прогара клапана, поршня. | Замена деталей |
| Падение компрессии в одном из цилиндров из-за облома компрессионного кольца или его залегание в канавке | Замена или чистка канавки | |
| Стук в ГБЦ | ||
| Выход из строя гидрокомпенсаторов | Замена гидрокомпенсаторов | |
| Повышенный износ кулачков распределительного вала | Ремонт или замена распредвали | |
| Двигатель не развивает полную мощность | ||
| Повышенный зазор в ЦПГ | Восстановление блока и установка новой поршневой группы | |
| Смещение фаз | Выставить валы по заводским меткам | |
3.7.3 Техническое обслуживание двигателя ЗМЗ - 406
ЕО проверить на наличие подтеков, проверка уровня масла и охлаждающей жидкости
ТО-1 после 1 тыс. км
Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление: - впускной трубы, ресивера и выпускного коллектора; генератора, стартера; - автоматического механизма натяжения ремня привода водяного насоса; опор двигателя; - картера сцепления к двигателю; крышки клапанов; шкива коленчатого вала; других доступных болтовых соединений двигателя.
Заменить масло в двигателе и масляный фильтр Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление: Ослабление креплений не допускается - впускной трубы, ресивера; - генератора, стартера, электропроводов. Проверить работу гидронатяжителей на работающем двигателе, прослушивая зоны крышек гидронатяжителей на наличие стуков на режиме сброса оборотов с 2500 мин-1 до минимальных оборотов холостого хода
ТО-2 Выполнить работы ТО-1
Проверить: - состояние ремня привода водяного насоса и подшипника ролика автоматического механизма натяжения, при необходимости заменить Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление: - впускной трубы, ресивера, выпускного коллектора, масляного картера; - шкива коленчатого вала; - водяного насоса и корпуса термостата; - генератора и стартера.
3.7.4 Технологический процесс разборки двигателя ЗМЗ - 406
Для данного дипломного проекта была разработана лабораторная работа по разборке двигателя ЗМЗ – 406. Лабораторная работа находится в приложении к дипломному проекту.






