Место введения | Лекарственные средства, фармакологическое действие |
Полость носа | 1) сосудосуживающего действия растворы називина, нафтизина, нафазолина, «Санорин», галазолина (ксимелин-спрей, отривин, назен-спрей); 2) антисептического действия: раствор сульфацила натрия; 3) противовирусного действия: человеческий лейкоцитарный интерферон; раствор и мазь оксолина; 4) иммуностимуляторы: раствор тимогена; 5) раздражающие нервные окончания: ингакамф в ингаляциях, аэрозоль «Кам-фомен»; 6) антиаллергического действия: аллергодил-спрей; 7) сложного состава: «Пиносол», ринофлуимуцил |
Слуховой проход | 1) антисептического действия: раствор резорцина, риванола; 2) антимикробного действия: растворы- антибиотиков; 3) сложного состава: оттинум, гаразон, софрадекс и др. |
Конъюнктивальный мешок глаза | 1) антисептического действия: раствор сульфацила натрия; 2) сложного состава: гаразон, софрадекс; 3) противовирусные средства: мазь оксолина, теброфена, пленки глазные с флореналем, мазь ганцикловира, раствор госсипола; 4) гормональные средства: суспензия преднизолона, дексаметазона; 5) средства, расширяющие зрачок: раствор атропина |
Особенности введения капель в нос, ухо и глаз
|
|
Признаки | Введение капель | ||
в полость носа | в ухо | в глаз | |
Положение ребенка | Голова слегка запрокинута и повернута в сторону закапывания | Лежа (сидя), больное ухо сверху | Голова слегка запрокинута |
Фиксация положения | Левой рукой за лоб | Левой рукой оттянуть ушную раковину (детям до 2 лет - книзу и кзади, старшим -" вверх и кзади) | Левой рукой оттянуть нижнее веко (шарик для каждого глаза отдельный), правой - ребром ладони фиксировать голову Пипетку держать под углом 40° от лба |
Особенности введения капель | По наружной стенке, прижать крыло носа к перегородке | По наружной стенке, нажать на козелок | На внутреннюю поверхность века, ближе к внутреннему углу глаза с расстояния не более 2 см |
Количество капель | 2-4 | 5-6, подогретые (1) (профилактика раздражения лабиринта) | 1-2 |
Фиксация положения после закапывания | 1-2 мин | 15-20 мин | 1—2 мин |
2. Перед закапыванием капель следует освободить при необходимости полость носа (наружные слуховые проходы, глаза) от выделений.
Носовые ходы при жидком отделяемом освобождают с помощью электроотсоса (резинового баллона). Вязкий секрет предварительно разжижают раствором фурацилина в соотношении 1:5000 (2% раствором натрия бикарбоната). Корочки удаляют жгутиками, смоченными вазелиновым маслом.
Наружный слуховой проход очищают сухой ватной турундой. При гнойном отите в наружный слуховой проход закапывают подогретый 3% раствор водорода пероксида и турундой удаляют содержимое.
|
|
При наличии выделений глаз промывают стерильным шариком, смоченным антисептическим раствором (раствором фурацилина в соотношении 1:5000, раствором риванола в соотношении 1:5000 и др.). Для каждого глаза берут отдельный шарик.
3. Соблюдать технику введения капель (табл. 43).
Кроме закапывания капель применяются другие методы введения лекарственных средств. Так, в полость носа лекарственное средство можно ввести в виде порошка. При этом используется специальный порошковдуватель (инсуфлятор) или металлическая (стеклянная) воронка с гладкими краями.
При заболевании наружного слухового прохода лекарственное средство вводят в виде эмульсий, растворов, порошков. Эмульсией или раствором пропитывают стерильную марлевую турунду. С помощью пинцета вводят ее в наружный слуховой проход на сутки. Порошки вдуваются в слуховой проход инсуфлятором или через ушную воронку резиновой грушей.
Закладывание мази в конъюнктивальный мешок глаза выполняют стеклянной лопаточкой или с помощью тюбика. Небольшое количество ее вводят в наружный угол конъюнктивального мешка, при заболеваниях век - на больной участок. При этом лопаточку располагают у глаза горизонтально. Извлекают ее из-под сомкнутых век по направлению к виску. После процедуры для равномерного распределения мази следует закрыть глаза ребенку и слегка помассировать веки.
Задание № 7
Ответить на вопросы итогового тестового контроля:
I. В заданиях в тестовой форме выбрать по одному правильному ответу:
1. Евстахиева труба связывает среднее ухо с
а) гортанью
б) глоткой
в) трахеей
г) бронхами
2. Признак дыхательной недостаточности
а) цианоз
б) увеличение печени
в) гипертермия
г) снижение АД
3. Конъюнктивит - признак
а) парагриппа
б) гриппа
в) аденовирусной инфекции
г) РС-инфекции
4. Сухой кашель-симптом
а)бронхита
б) ларингита
в) фарингита
г) пневмонии
5. Свистящее дыхание — признак
а)бронхиолита
б) стенозирующего ларингита
в) обструктивного бронхита
г) острого простого бронхита
6. Выраженная интоксикация—признак
а) аденовирусной инфекции
б) гриппа
в) парагриппа
г) РС-инфекции
7. Периоральный цианоз — это посинение
а) конечностей
б) вокруг рта
в) туловища
г) ногтей
8. «Лающий» кашель - признак воспаления
а) гортани
б) глотки
в)трахеи
г) бронхов
9. Афония, осиплость голоса - симптомы
а) фарингита
б) ларингита
в)бронхита
г) пневмонии
10. Средний отит - типичное осложнение воспаления
а) глотки
б) гортани
в) бронхов
г) трахеи
11. Локализованные хрипы в легких - симптом
а) фарингита
б)бронхита
в) ринита
г) пневмоний
II. Установить соответствие.
1. Распределить симптомы по заболеваниям.
Заболевания | Симптомы | |
1. Ринит. 2. Фарингит. 3. Ларингит. 4. Стенозгфующий ларингит. 5. Простой острый бронхит. | а) гиперемия, зернистость задней стенки глотки; б) заложенность носа; в) глубокий влажный кашель; г) «лающий» кашель; д) сухой навязчивый кашель; е) выраженные явления ДН; ж) осиплость голоса; з) «дистантные» хрипы |
Все выполненные задания в виде документа отправить преподавателю в ЛС не позднее указанного срока! ( В день практического занятия до 16 ч.)