3.1 Описание работ постов ТО и ТР ______________________________
3.2 Подбор технологического оборудования для ТО и ТР __________________________
Таблица 3.1 – Технологическое оборудование
| Наименование | Тип, модель | Количество | Размеры, мм | Потребляемая мощность, кВт |
| Аппарат для мойки деталей | АПУ-800 | 1 | 1380х1080х1750 | 6,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.2 – Организационная оснастка
| Наименование | Тип, модель | Количество | Площадь, м2 |
| Ящик с песком | ящик стальной | 1 | 0,24 |
Таблица 3.3 – Технологическая оснастка
| Наименование | Тип, модель | Количество |
| Набор ключей гаечных 3/8 | Макита | 2 |
| Набор ключей гаечных 1/2 | Макита | 2 |
Для уточнения необходимых производственных площадей используется способ, с учетом конкретного оборудования установленного на участке. В соответствии с этим способом площадь производственного участка определиться следующим образом:
(3.1)
где fоб -суммарная площадь занимаемая оборудованием, м2;
К – коэффициент, плотности расстановки оборудования,__________.
Площадь fоб занимаемую оборудованием, вычисляем по формуле
(3.2)
где fi- площадь оборудования принимаем из таблицы 3.1 и 3.2
F=_____________× ______________=_______________ м2;
План расстановки оборудования представлен в графической части.
3.3 Операционно-технологическая карта ________________
Для качественного выполнения работ по ТО и ТР необходимо разработать технологические карты. Технологическая карта на __________________________________________________представлена в виде таблицы 3.4
Таблица 3.4. Технологическая карта на замену _________________ автомобиля ___________
Общая трудоемкость 45 чел.мин.
Исполнитель - слесарь по ремонту автомобилей 2 разряда.
| № | Наименование и содержание работы | Кол-во точек воздействий | Место выполнения работы | Приборы и инструменты | Норма времени, ч.мин | Технические требования |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Снятие компрессора | ||||||
| 1 | Сиять расширительный бачок | 1 | Сверху | Ключ гаечный открытый 13, 22 мм, отвертка 6,5 | 6 | Слить охлаждающую жидкость |
| 2 | Отвернуть накидную гайку соединительной муфты трубки подвода охлаждающей жидкости к компрессору и отсоединить трубку от угольника компрессора | 1 | Сверху | Ключ гаечный открытый 22 мм | 1 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ А
Методические указания к расчету производственной программы СТО
| А.1 Обоснование мощности СТО |
где Nсто – количество автомобилей обслуживаемых СТО в год;
П- пропускная способность одного рабочего поста (244 авт/год);
Если мощность СТО до 10 рабочих постов считают СТО малым, от11 до 35 –средним, более 35 –большое.
|
| А.2 Режим работы СТО | Драб.г – количество дней работы АТП в году 253; 357 дней; С- 1; 1.5 или 2 смены. |
| А.3 Расчет годового объема работ городских СТО | ТТОиТР=Nсто×Lг×t/1000, чел-ч где Lг- среднегодовой пробег автомобиля, км; t- удельная трудоемкость работ по ТО и ТР на СТО, чел-ч/1000км (Приложение В, таблица В.1) |
| А.4 Расчет годового объема уборочно-моечных работ | Тум=Nсто×a×tум /1000, чел-ч где tум- трудоемкость УМР, чел-ч; tум=0,1…0,25 чел-ч – механизированная мойка; tум=0,5 чел-ч – ручная мойка; a- число заездов одного автомобиля на СТО в год. |
| А.5 Расчет годового объема работ по предпродажной подготовке | Тум=Nп×tпп, чел-ч где Nп-число продаваемых автомобилей; tпп- трудоемкость предпродажной подготовки, 4 чел-ч. |
| А.6 Расчет годового объема работ по самообслуживанию | Тсам=(0,15…0,2) ×ТТОиТР, чел-ч |
| А7 Распределение годового объема работ по ТО и ТР | Примерное распределение объема работ по виду и месту их выполнения на СТО в процентах приложение В, таблица В.2 |
| А.8 Расчет численности производственных рабочих |
где Тi г – годовой объем работ по зоне ТО, ТР или участку, чел.-ч.
Фм – 2070 ч - годовой фонд времени рабочего места
ФР – годовой фонд времени штатного рабочего, 4, по /приложению В таблица В.3 /.
Расчет численности РТ и РШ сводится в таблицу
|
| 4.9 Расчет числа рабочих постов ТО и ТР |
где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч.;
Драб.г – количество дней работы в году СТО;
Тсм – продолжительность смены, ч.;
С – число смен (1; 1,5; 2);
Рср – среднее число рабочих на посту, (1,0…2,5) чел.;
h = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста
- коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей на СТО
|
| 4.10 Расчет числа постов в УМР | Хум=Nc·jум / Тоб· Nу·h где Nc- суточное число заездов в зону УМР; jум- коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону; Тоб- время работы зоны УМР, ч; h = 0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста Nу- производительность моечной установки (30-40 авт/ч) |
| 4.11 Суточное число заездов на СТО | Nc= Ncто·a/Драб.г. |
| 4.12 Расчет вспомогательных постов | Хпр=Ncто·a·4 / Тоб· Драб.г. · Nпр где Тпр- время работы участка приемки автомобилей,ч; Nпр- пропускная способность поста приемки (2…3авт-ч) |
| 4.13 Расчет автомобиле-мест ожидания | Хож=(0,3…0,5)×Х |
| 4.14 Расчет автомобиле-мест хранения | Хг= Nc·Тпр / Тв где Тпр- среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания около 4 ч; Тв- продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч. |
| 4.15 Расчет площадей зон ТО и ТР |
¦а - площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2;
Х – число постов;
Кп = 4…5 – при двухсторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания;
Кп = 6…7 – при одностороннем расположении постов.
|
| 4.16 Расчет площадей производственных участков: |
где fР1 – удельная площадь на первого рабочего, м2 (приложение В таблица В.4);
fР2 – удельная площадь на последующих рабочих, м2 (приложение В таблица В.4);
РТ – число рабочих в наибольшей смене.
|
| по | |
| по площади оборудования и КП |
где fоб – суммарная площадь оборудования, м2;
Кп – коэффициент плотности расстановки оборудования,
по (приложение В таблица В. 5).
Если в производственных участках предусматриваются посты для автомобилей, то к площади участка добавляется площадь
Fп =Lа. Ва,
где Lа и Ва – длина и ширина автомобиля, м.
|
Приложение В
Таблица В.1 - Трудоемкость ТО и ТР автомобилей на СТО (по ОНТП-01-91)*
| Тип СТО и подвижного состава | Удельная трудоёмкость ТО и TP*, чел-ч/1000 км | Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.-ч | ||||
| ТО и TP | Мойка и уборка | Приёмка и выдача | Предпродажная подготовка | Противокоррозионная обработка | ||
| Городские СТО легковых автомобилей: | ||||||
| особо малого класса | 2,0 | — | 0,15 | 0,15 | 3,5 | 3,0 |
| малого класса | 2,3 | — | 0,20 | 0,20 | 3,5 | 3,0 |
| среднего класса | 2,7 | — | 0,25 | 0,25 | 3,5 | 3,0 |
| Дорожные СТО: | ||||||
| легковых автомобилей всех классов | — | 2,0 | 0,20 | 0,20 | — | — |
* Без учёта уборочно-моечных работ.
Таблица В.2 - Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО, % (по ОНТП-01-91)*
| Распределение объема работ в зависимости | Распределение объема работ по | ||||||
| Вид работ | от числа рабочих постов | месту их выполнения | |||||
| До 5 | От 6 | От 11 | От 21 | Свыше | на | На производственных участках | |
| до 10 | до 20 | до 30 | 30 | рабочих постах | |||
| Диагностические | 6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 100 | - |
| ТО в полном объеме | 35 | 25 | 15 | 10 | 6 | 100 | - |
| Смазочные | 5 | 4 | 3 | 2 | 2 | 100 | - |
| Регулировочные по установке углов управляемых колес | 10 | 5 | 4 | 4 | 3 | 100 | - |
| Ремонт и регулировка тормозов | 10 | 5 | 3 | 3 | 2 | 100 | - |
| Электротехнические | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 80 | 20 |
| По приборам системы питания | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 70 | 30 |
| Аккумуляторные | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 90 |
| Шиномонтажные | 7 | 5 | 2 | 1 | 1 | 30 | 70 |
| Ремонт узлов, систем и агрегатов | 16 | 10 | 8 | 8 | 8 | 50 | 50 |
| Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - | 10 | 25 | 28 | 35 | 75 | 25 |
| Окрасочные | - | 10 | 16 | 20 | 25 | 100 | - |
| Обойные | — | 1 | 3 | 3 | 2 | 50 | 50 |
| Слесарно-механические | - | 8 | 7 | 7 | 5 | - | 100 |
| Уборочно-моечные | - | - | - | - | - | 100 | - |
| Противокоррозионные | - | - | - | - | - | 100 | - |
* Распределение объёма работ может быть скорректировано при соответствующем обосновании.
таблица В.3
Номинальный и эффективный годовые фонды времени производственного персонала
| Наименование профессий работающих | Продолжительность | Годовой фонд времени рабочих, ч.
| |||
| рабочей недели, ч. | основного отпуска, дни | ||||
| технологический | штатный | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Маляр | 36 | 24 | 1830 | 1610 | |
| Все прочие профессии, включая водителей автомобилей и автобусов | 41 | 24 | 2070 | 1820 | |
Примечания. 1. Продолжительность рабочей смены производственного персонала не должна превышать 8,2 часа. Допускается увеличение рабочей смены работающих при общей продолжительности работы не более 41 часа неделю.
2. Приведенные в таблице эффективные годовые фонды времени не распространяются на работающих в районах Крайнего Севера и других районах, приравненных к ним.

Таблица В.4
Значения плотности расстановки технологического оборудования
| Наименование производственных участков помещений | Коэффициент плотности расстановки оборудования |
| 1 | 2 |
| Слесарно-механический, медницко-радиаторный, аккумуляторный, электротехнический, ремонта приборов системы питания, таксометровый, радиоремонтный, обойный, вулканизационный, арматурный, краскоприготовительный, зарядных устройств для электротранспорта, кислотная, компрессорная | 3,5-4,0 |
| Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента (участок ОТМ) | 4,0-4,5 |
| Сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий, ремонта контейнеров ГАС | 4,5-5,0 |
Примечания. 1. Площадь производственных помещений участковых работ, в которых располагаются рабочие посты (сварочно-жестяницкий, деревообрабатывающий участки), определяются суммированием произведения площади, занятой оборудованием, на коэффициент плотности расстановки оборудования с площадью, занятой постами, определяемой в соответствии с требованиями настоящего раздела норм.
2. Площадки складирования агрегатов, узлов, деталей и материалов, располагаемые в производственных помещениях, в площадь, занятую оборудованием, не включаются, а суммируются с расчетной площадью помещения.
3. Площадь малярного участка определяется в зависимости от количества и габаритов окрасочно-сушильного оборудования (камер, решеток), постов подготовки, нормативных состояний между оборудованием, подвижным составом и элементам и строительных конструкций здания.
Таблица 8
Высота помещений постов ТО и ТР, хранения подвижного состава до низа выступающих строительных конструкций
| Тип подвижного состава | Высота помещения, метров | ||||
| Не оснащенное крановым оборудованием | Оснащенное крановым оборудованием | ||||
| подвесным | Опорным | ||||
| посты на подъемниках | посты напольные и. на канавах | посты на подъемниках | посты напольные и на канавах | посты напольные и на канавах | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Автомобили легковые, автобусы особо малого класса и автомобили грузовые особо малой грузоподъемности | 3,6 | 3,0 | 4,8 | 4,2 | - |
| Автобусы малого, среднего, большого и особо большого класса | 5,4 | 4,2 | 6,0 | 5,4 | - |
| Автомобили грузовые малой и средней грузоподъемности | 5,4 | 4,2 | 6,0 | 5,4 | - |
| Автомобили большой и особо большой грузоподъёмности | 6,0 | 4,8 | 7,2 | 6,0 | - |
| Автомобили-самосвалы грузоподъемностью до 5 т вкл. | 4,8 | 4,8 | 5,0 | 6,0 | - |
| св. 5 до 8 т | 6,0 | 6,0 | 7,2 | 7.2 | - |
| св. 8 т | 7,2 | 7,2 | 8,4 | 8,4 | - |
| Автомобили-самосвалы карьерные грузоподъемностью: | |||||
| 30 т | - | 8,4 | - | - | 12,0 |
| 43 т | - | 9,6 | - | - | 12,6 |
Примечания. 1. В таблице указана высота помещения для каждого типа подвижного состава с учетом применения подъемно-транспортного оборудования номинальной грузоподъемности, необходимой для перемещения наиболее тяжелого агрегата, узла.
2. При оборудовании рабочих постов локальными подъемно-транспортными средствами (монорельс с электроталью, кран консольный поворотный), а также при применении передвижного напольного подъемно-транспортного оборудования (электроавтопогрузчики, ручные краны) высота помещения должна учитывать габаритные размеры и высоту подъема применяемого оборудования.
3. При обслуживании и ремонте смешанного парка подвижного состава допускается установление высоты помещения с учетом подъема кузова автомобилей-самосвалов в межферменном пространстве с гарантированным предохранением строительных конструкций от повреждения.
4. Высота помещений для автомобилей-самосвалов определена по габариту поднятого кузова для напольных постов.
5. Высота помещения для хранения подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций и до низа подвесного оборудования и коммуникаций должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого подвижного состава, но не менее 2 м.
6. Высоту помещений постов ЕО следует принимать с учетом габаритных размеров моечного и другого оборудования комплекса ЕО.
2.13. Численность персонала инженерно-технических работников и служащих предприятия, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны в зависимости от размера СТОА следует принимать по данным табл. 57.
Таблица 57
| Наименование функции управления, персонала | Численность персонала при количестве рабочих постов, чел. | ||||
| до 5 вкл. | св. 5 до 10 | св. 10 до 20 | св. 20 до 30 | св. 30 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Общее руководство | 1 | 1 | 1 | 1-2 | |
| Технико-экономическое планирование | - | - | - | 1 | |
| Организации труда и заработной платы | - | - | - | 1 | Устанавливается по согласованию с Заказчиком |
| Бухгалтерский учет и финансовая деятельность | 1 | 1 | 2-3 | 3 | |
| Комплектование и подготовка кадров | - | - | - | 1 | |
| Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание | - | - | - | 1 | |
| Материально-техническое снабжение | - | - | 1-2 | 2 | |
| Производственно-техническая служба | 2 | 3-5 | 6-8 | 8-9 | |
| Младший обслуживающий персонал | 1 | 1 | 2 | 3 | |
| Пожарно-сторожевая охрана (ПСО) | 4 | 4 | 4 | 4 | |
| Итого: | 9 | 10-12 | 16-20 | 25-27 | |
где Nсто – количество автомобилей обслуживаемых СТО в год;
П- пропускная способность одного рабочего поста (244 авт/год);
Если мощность СТО до 10 рабочих постов считают СТО малым, от11 до 35 –средним, более 35 –большое.
где Тi г – годовой объем работ по зоне ТО, ТР или участку, чел.-ч.
Фм – 2070 ч - годовой фонд времени рабочего места
ФР – годовой фонд времени штатного рабочего, 4, по /приложению В таблица В.3 /.
Расчет численности РТ и РШ сводится в таблицу
где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч.;
Драб.г – количество дней работы в году СТО;
Тсм – продолжительность смены, ч.;
С – число смен (1; 1,5; 2);
Рср – среднее число рабочих на посту, (1,0…2,5) чел.;
h = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста
- коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей на СТО
¦а - площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2;
Х – число постов;
Кп = 4…5 – при двухсторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания;
Кп = 6…7 – при одностороннем расположении постов.
где fР1 – удельная площадь на первого рабочего, м2 (приложение В таблица В.4);
fР2 – удельная площадь на последующих рабочих, м2 (приложение В таблица В.4);
РТ – число рабочих в наибольшей смене.
где fоб – суммарная площадь оборудования, м2;
Кп – коэффициент плотности расстановки оборудования,
по (приложение В таблица В. 5).
Если в производственных участках предусматриваются посты для автомобилей, то к площади участка добавляется площадь
Fп =Lа. Ва,
где Lа и Ва – длина и ширина автомобиля, м.






