ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СТО
Исходные данные
Исходными данными для технологического расчета являются:
- годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам – Nсто;
- количество автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год - d;
- среднегодовой пробег автомобиля - Lг;
- число рабочих дней в году станции – ДРаб.г;
- продолжительность смены – ТСм;
- число смен - С.
Ниже рассматривается технологический расчет станции обслуживания автомобилей, для которой приняты исходные данные, приведенные в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Исходные данные
Наименование | Значение |
Годовое количество условно обслуживаемых на СТО автомобилей |
|
Количество автомобиле-заездов одного автомобиля в год |
|
Среднегодовой пробег автомобиля, км |
|
Число рабочих дней в году станции |
|
Продолжительность смены, ч |
|
Число смен |
|
Расчет годовых объемов работ
Годовой объем работ СТО может включать услуги (работы) по ТО и TP, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по предпродажной подготовки.
Среднюю трудоемкость, исходя из таблицы (приложения таблицы 1.1), принимаем _______чел*часа/1000км, тогда:
Годовой объем работ по ТО и TP (в чел.ч)
, (2.1)
где Nсто - годовое количество условно обслуживаемых на станции
автомобилей данной марки;
Lг - среднегодовой пробег автомобиля, км;
- удельная трудоемкость ТО и TP, чел.ч/1000 км.
Годовой объем работ ТО и TP проектируемой СТО:
Годовой объем уборочно-моечных работ (в чел.ч):
, (2.2)
где - число заездов в год на УМР;
- средняя трудоемкость УМР, чел.ч.
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и TP или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е.
(2.3)
Если на СТО УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР может быть принято из расчета одного заезда на LЗ = 800...1000 км пробега.
Таким образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг
(2.4)
Для нашего примера
Годовой объем работ УМР (в чел.ч):
, (2.5)
где - средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной (0,15...0,25) и ручной мойке (0,50), чел.ч.
Для нашего примера
= (_________+___________) _____ = _________ чел.ч.
Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей (в чел.ч):
, (2.6)
где - разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел.ч.
Для рассматриваемого примера
= ________ ________ = __________ чел.ч.
Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей (в чел.ч):
(2.7)
где - число заездов автомобилей в год на противокоррозионную
обработку кузова;
- разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной защите кузова, чел.ч.
Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3...5 лет, т.е. 0,2...0,3 заезда в год
NЗПК= (0,2...0,3) Nсто. (2.8)
В нашем случае принимаем
NЗПК = _______ _________ = __________ заездов;
ТПК = ____________ _________________ = _____________ чел.ч.
Годовой объем работ по предпродажной подготовке автомобилей (в чел.ч):
(2.9)
где – количество продаваемых автомобилей;
- трудоемкость предпродажной подготовки.
Результаты расчета годовых объемов работ приводятся по форме таблицы 2.2.
Таблица 2.2 - Годовые объемы работ, чел.ч
Виды воздействий, чел*час | Общий годовой объем работ | ||||
ТО и TP, ТТО-ТР | УМР, ТУМР | Приемка и выдача авт., ТПВ | Противокоррозионная обработка Тпк | Предпродажная подготовка Тпп | |
Кроме работ, приведенных в таблице 2.2, на СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых в частности входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10... 15% от общего объема работ СТО.
Для нашего примера объем вспомогательных работ составит
ТВСП = _____________ 0,1 = ____________ чел.ч.
2.2 Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и TP выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические; ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля; обслуживание аккумуляторных батарей; шиномонтаж; балансировка колес; ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объёмом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.
На СТО, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т.п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.
Распределение общего годового объема работ по ТО и TP по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по данным таблицы. 1.2.
Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения
, (2.10)
где Т - общий годовой объем работ СТО, чел-ч;
φ - коэффициент неравномерности поступления автомобилей
на СТО(φ=1,15);
КП - доля постовых работ в общем объеме (0,75...0,85);
ДРаб.г - число рабочих дней в году;
ТСМ - продолжительность смены, ч;
С - число смен;
РП - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (РП=0,9... 1,1)
- коэффициент использования рабочего времени поста (
Для нашего примера
Используя данные табл. 1.2 (колонка от 11 до 20 рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и TP проектируемой СТО по видам и месту выполнения (таблице 2.3).
Таблица 2.3 - Распределение годового объема работ ТО и TP по видам и месту выполнения
Распределение объема работ ТО и TP по видам | Распределение объема работ по | ||||||
Вид работ |
| месту их выполнения | |||||
% | на рабочих постах | На производственных участках | |||||
|
| Чел-ч. | |||||
% | Чел-ч. | % | Чел-ч. | ||||
Диагностические | 4 | 100 | - | ||||
ТО в полном объеме | 15 | 100 | - | ||||
Смазочные | 3 | 100 | - | ||||
Регулировочные по установке углов управляемых колес | 4 | 100 | - | ||||
Ремонт и регулировка тормозов | 3 | 100 | - | ||||
Электротехнические | 4 | 80 | 20 | ||||
По приборам системы питания | 4 | 70 | 30 | ||||
Аккумуляторные | 2 | 10 | 90 | ||||
Шиномонтажные | 2 | 30 | 70 | ||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 8 | 50 | 50 | ||||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | 25 | 75 | 25 | ||||
Окрасочные | 16 | 100 | - | ||||
Обойные | 3 | 50 | 50 | ||||
Слесарно-механические | 7 | - | 100 | ||||
Уборочно-моечные | - | 100 | - | ||||
Противокоррозионные | - | 100 | - |