Пояснительная записка

Методические рекомендации по предупреждению или коррекции школьной и социальной дезадаптации детей

 

Выполнила:

студентка II курса группы СДО-26

Никифорова Валерия Александровна

 

 

г.Стерлитамак, 2020

Аннотация

В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению. Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям. Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию. Учебная дезадаптация – рассматривается как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию. Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии ребѐнка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьѐй, сверстниками. Разработчики: Крылова Т.А., к.психол.н., доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО» Струкова М.Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»



Пояснительная записка

В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов: - первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2 этап); - отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3 этап) – переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап); - далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенок может перестать посещать учебные занятия (5 этап). В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1 этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) и систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай – в разрыв личностнозначимых для него отношений (5 этап). Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чаще всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка – «не хочет учиться», «у него плохое поведение». Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностнозначимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии личности. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья. В ситуациях хронической неуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая. Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как различная досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), спортивные занятия, так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различной направленности. Возможно появление различных форм поведенческих девиаций. Такие формы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых. [4] Принято выделять следующие основные компоненты дезадаптации: Когнитивный, компонент — проявляется в трудностях учебной деятельности,· несформированности познавательных процессов, низкой успеваемости в обучении по отдельным учебным предметам; Эмоционально-личностный компонент—отрицательное эмоциональноличностное отношение к отдельным предметам и обучению в целом,· педагогам; Поведенческий компонент — нарушения учебной дисциплины, поведения в· сфере взаимодействия с педагогами и сверстниками. У большинства детей, имеющих проявления дезадаптации, достаточно четко могут прослеживаться все три компонента. Риск возникновения дезадаптации повышается в переходные периоды обучения. Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков: 1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению. 2. Период адаптации к обучению в 5 классе. 3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 класс) Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных 4 непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения. Дезадаптация в подростковом возрасте более тесно связана с личностными проблемами учащихся, в частности с эмоционально-аффективными переживаниями, проистекающими из осознания себя в новой роли. Дезадаптация в старших классах чаще всего связана с формированием профильных классов. В каждом случае учащийся сталкивается с новой социальной ситуацией, с новым образовательным пространством. Определим основные факторы развития учебной и социальной дезадаптации на основных этапах обучения и социализации: Психофизиологические и когнитивные: Особенности психофизиологического развития ребенка (синдром СДВГ,· индивидуальные свойства темперамента, повышенная тревожность и т.д.) Недостаточная сформированность произвольности познавательных процессов· (внимание, мышление, память) Слабая сформированность процессов произвольности поведения и деятельности· Психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям· процесса обучения. Нарушения психического и физического здоровья· Социальные: Изменение ролевой позиции ребенка· Вхождение ребенка в систему новых школьных требований, многообразие· учебных требований Повышение уровня сложности программы обучения, увеличение интеллектуальной· и психоэмоциональной нагрузки и т.п. Усиление психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок· Изменение родительской позиции по отношению к ребенку· Трудности в установлении социальных контактов, общения со сверстниками и· взрослыми Нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: