Образцы библиографического описания

1 Книги:

1.1 Однотомное издание: Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания). – Место издания: Издательство, Год издания. – Объем. – (Серия).

1.1.1 Если у издания один автор, то описание начинается с фамилии и инициалов автора. Далее через точку «.» пишется заглавие. За косой чертой «/» после заглавия имя автора повторяется, как сведение об ответственности.

Например:

Лукаш, Ю.А. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица / Ю.А. Лукаш. –М.: Книжный мир, 2002. – 457 с.

1.1.2 Если у издания два автора, то описание начинается с фамилии и инициалов первого автора. За косой чертой «/» после заглавия сначала указывается первый автор, а потом через запятую – второй автор.

Например:

Бычкова, С.М. Планирование в аудите / С.М. Бычкова, А.В. Газорян.-М.:Финансы и статистика, 2001. – 263 с.

1.1.3 Если у издания три автора, то описание начинается с фамилии и инициалов первого автора. За косой чертой «/» после заглавия сначала указывается первый автор, а потом через запятую – второй и третий авторы.

Например:

Краснова, Л.П. Бухгалтерский учет: учебник для вузов /Л.П. Краснова, Н.Т. Шалашова, Н.М. Ярцева. – М.: Юристъ, 2001. – 550 с.

1.1.4 Если у издания четыре автора и более, то описание начинается с заглавия. За косой чертой указывается первый автор и пишется [и др.]

Например:

Логика: учеб. пособие для 10-11 классов / А.Д. Гетманова [и др.] – М.: Дрофа, 1995. – 156 с.

1.1.5 Если у издания есть один или несколько авторов, и также указаны редакторы, составители, переводчики и т.п., то информация о них указывается в сведении об ответственности, после всех авторов перед точкой с запятой «;».

Например:

Ашервуд Б. Азбука общения / Б. Ашервуд; пер. с анг. И.Ю.Багровой, Р.З. Пановой; науч. ред. Л.М. Иньковой. – М.: Либерея, 1995. – 175 с.

1.1.6 Если у издания нет автора, но указаны редакторы, составители, переводчики и т.п., то описание начинается с заглавия. За косой чертой после заглавия сразу пишутся редакторы, составители и т.п. с указанием функции.

Например:

Логопедия: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

1.1.7 Если у издания нет автора, редакторов и т.п., то после заглавия сразу идет информация об издании после точки и тире «. -».

Например:

Иллюстрированный словарь английского и русского языка с указателями. – М.: Живой язык, 2003. – 1000 с.

1.2 Многотомные издания: Автор. Заглавие издания: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / Сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Город издания: Издательство, Год начала издания – год окончания издания. – (Серия). Обозначение и номер тома: Заглавие тома: сведения, относящиеся к заглавию. – Год издания тома. – Объем. и т.д.

или:

Автор. Заглавие издания: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / Сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Город издания: Издательство, Год начала издания – год окончания издания. – Количество томов. – (Серия).

Например:

Горожанин, А.В. Российская полиция на страже имперской государственности: монография: в 2 т. / А.В. Горожанин; Мин-во юстиции РФ, Самар. юрид ин-т. – Самара, 2004. – Т. 1: Полиция как столп российской имперской государственности(XVIII – первая половина XIX в.) – 258 с. Т.2: Российская империя и ее полиция: рассвет и закат – 166 с.

Или

Горожанин, А.В. Российская полиция на страже имперской государственности: монография: в 2 т. / А.В. Горожанин; Мин-во юстиции РФ, Самар. юрид. ин-т. – Самара, 2004. –Т. 2. - 91 с.

Неопубликованные документы

2.1 Диссертации: Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле): шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты: дата утверждения / сведения об ответственности (автор); последующие сведения об ответственности (коллектив). – Место написания, Дата написания. – Объем.

Примечания:

В сведениях, относящихся к заглавию, приводят сведения о том, что данная работа представлена в качестве диссертации, а также сведения об ученой степени, на соискание которой представлена диссертация. Сведения приводят в сокращенном виде.

Пример:

дис...... канд. пед. наук

дис.......д-ра ист. наук

Например:

Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дис.....канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с.

2.2 Автореферат диссертации: Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле): шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты: дата утверждения / сведения об ответственности (коллектив). – Место написания. - Объем.

Примечания:

В сведениях, относящихся к заглавию, приводят сведения о том, что данная работа представлена в качестве автореферата диссертации на соискание ученой степени. Сведения приводят в сокращенном виде.

Пример:

автореф. дис......канд. ист. наук

автореф. дис......д-ра пед. наук

Например:

Александров, А.А. Анализ и оценка оперативной обстановки в республике, крае, области (правовые и организационные аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.11) / Александров Александр Александрович. – М., 2004. – 26 с.

Электронные ресурсы

3.1 Электронный ресурс локального доступа (CD): Автор. Заглавие [Электронный ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об отвественности (авторы); последующие сведения об отвественности (редакторы, переводчики, коллективы). – Обозначение вида ресурса («электрон. дан.» и/или «электрон. прогр.»). – Место издания: Издательство, Год издания. – Обозначение материала и количество физических единиц. – (Серия).

Примечания:

Описание электронного ресурса в области «Автор» и «Сведения об ответственности» осуществляется по правилам описания книжного издания.

Обозначение материала приводят сразу после заглавия в квадратных скобках: [Электронный ресурс]

Например:

Родников, А.Р. Логистика [Электронный ресурс]: терминологический словарь. / А.Р. Родников. – Электронные данные. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 1 эл. опт. диск (CD- ROM).

Энциклопедия классической музыки [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Комминфо, 2000. – 1 эл. опт. диск (CD- ROM).

3.2 Электронный ресурс удаленного доступа (Internet): Автор. Заглавие [Электронный ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Обозначение вида ресурса («электрон. текст. дан.»). – Место издания: Издательство, Дата издания. – Режим доступа: URL. – Примечание («Электрон. версия печ. публикации»).

Примечания:

Описание электронного ресурса в области «Автор» и «Сведения об ответственности» осуществляется по правилам описания книжного издания.

Обозначение материала приводят сразу после заглавия в квадратных скобках: [Электронный ресурс].

Если описывается сайт в целом, то область «Дата издания» будет выглядеть следующим образом: Год начала издания – год окончания издания.

Например:

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – режим доступа к журн.:http://zhurnul.milt.rissi.ru

Шпринц, Лев. Книга художника: от миллионных тиражей – к единичным экземплярам [Электронный ресурс] / Л. Шпринц. – Электрон. текстовые дан. – М.: [б.и.], 2000. – Режим доступа: http://atbook.km.ru/news/000525.html, свободный.

4 Составные части документов: Сведения о статье // Сведения об источнике статьи. – Сведение о местоположении статьи в документе.

4.1 Статья из книги: Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Заглавие книги: сведения, сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы книги); последующие сведения об отвественности (редакторы, переводчики, коллективы). – Место издания: Издательство, год издания. – Местоположение статьи (страницы).

Примечание:

Сведения об издательстве в области выходных данных книг можно упустить.

Например:

Иванов, С.А. Маркетинг и менеджмент / С.А. Иванов // Статьи о классиках. – М., 2002. – С. 12-34.

Статья из сборника

Например:

Думова, И.И. Инвестиции в человеческий капитал / И.И. Думова, М.В. Колесникова // Современные аспекты регионального развития: сб. статей. – Иркутск, 2001. – С. 47-49.

Баданина, Л.А. Расчет процесса фильтрации жидкости в древесине при автоклавной пропитке / Л.А. Баданина // Наука – Северному региону: сб. науч. тр. / АГТУ. – Архангельск, 2005. – Вып. 62. – С. 8-12.

4.3 Статья из газеты: Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название газеты. – Год выпуска. – Число и месяц выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Например:

Николаева, С. Будем читать. Глядишь, и кризис пройдет…/ С. Николаева // Северный комсомолец. – 2009. - № 13. – С. 9.

Рысев, В. Приоритет – экология / В. Рысев // Волна. – 2004. – 4 марта. – С. 13.

4.4 Статья из журнала: Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Примечание:

Если статья размещены в двух и более журналах, то сведения о ее местоположении в каждом из номеров отделяют точкой с запятой.

Например:

Тарасова, Н.Г. Смена парадигм в развитии теории и практики градостроительства / Н.Г. Тарасова // Архитектура и строительство России. – 2007. - № 4. – С. 2-7.

Казаков, Н.А. Запоздалое признание / Н.А. Казаков // На боевом посту. – 2000. - № 9. – С. 64-67; № 10. – С. 58-71.

4.5 Статья из продолжающихся изданий: Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Заглавие издания. Название серии. – Год издания. – Номер выпуска: Заглавие выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Например:

Белох, Н.В. Доходы, предложение и цены – проблема сбалансированности / Н.В. Белох, Н.Я. Петраков, В.П. Русаков // Известия АН СССР. Сер. экономическая. – 1982. - № 2. – С. 71-77.

Белова, Г.Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства / Г.Д. Белова // Актуальные проблемы прокурорского надзора / Ин-т повышения квал. рук. кадров Генер. прокуратуры Рос. Федерации. – 2001. – Вып. 5: Прокурорский надзор за исполнением уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Организация деятельности прокуратуры. – С. 46-49.

4.6 Рецензия: Автор рецензии. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы). – Рец. на кн.: Описание книги.

Или

Описание книги. – Рец. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Примечание:

Описание издания, на которое написана рецензия, осуществляется по правилам описания книжного издания.

Например:

Воскресенский, С.В. В помощь учителю и ученику // Северный край. – 1999. – 30 сент. – Рец. на кн: Карта Ярославской области. География. История [Карты] / отв. Ред. Е.Ю. Колобовский. – Ярославль, 1999.

Пономаренков, В.А. Особенности расследования «цыганских» преступлений: учебное пособие / В.А. Пономаренков, И.А. Пономаренкова. – М.: Изд-во МГПУ, 2002. – 76 с. – Рец. Наумова, Н.А. О необычном пособии для правоохранительных органов / Е.А. Наумова // Вестник Моск. гор. пед. ун-та. – 2003. - № 2. – С. 273.

 


3.7 Приложения

3.7.1 Материал, дополняющий основную часть курсовой работы, оформляют в виде приложений. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема и/или формата, таблицы большого формата и т.д. Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы на листах, следующих за списком литературы.

3.7.2 Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, Й, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «Приложение». В случае полного использования букв русского алфавита приложения обозначают арабскими цифрами. При наличии в курсовой работе одного приложения оно обозначается «Приложение А».

3.7.3 Каждое приложение начинают с новой страницы.

3.7.4 Приложение должно иметь заголовок, который располагают симметрично относительно текста в виде отдельной строки, печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным шрифтом, размер – 14 пт.

3.7.5 Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.

3.7.6 В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки.

3.7.7 Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте курсовой работы.


 

4 Примерная тематика курсовых работ

1. Возможности использования краеведческого материала как средства развития гражданской позиции у обучающихся на уроках истории и внеурочной работе по истории

Развитие краеведения в школьном курсе истории, а также его воспитательное и образовательное значение. Виды историко-краеведческой деятельности. Методические рекомендации использования краеведческого материала для организации работы на уроках истории. Краеведение в социокультурном пространстве региона. Краеведение как социальный институт и комплексная наука. Историко -философские подходы к изучению явлений краеведческой практики, перспективы.

2. Дидактические возможности учебников по истории для подготовки к ЕГЭ

Современные тенденции написания, уровни оценивания, методика работы с учебником истории. Основное средство обучения всемирной истории. Современный учебник истории. Учебно-методические категории (комплекты). Уровни чтения исторической литературы. Приемы самостоятельной работы ученика с учебником. Составление плана текста. Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Применение активных методов обучения работы с учебником на уроке. Работа с иллюстративным материалом учебника. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории. Формы работы с документами как видом исторического источника в контексте подготовки к ЕГЭ

3. Изучение исторических персоналий на уроках истории как средство формирования ценностных ориентации обучающихся

Исторические личности и их роль в обучении истории. Термин «личность» и классификация личностей. Изучение исторических личностей в аксиологическом аспекте. Методика изучения исторических персоналий на уроках. Методические условия освоения учащимися материала о личностях. Проблема отбора исторического материала о персоналиях. Типы уроков и приёмы раскрытия роли личности в истории.

4. Интерактивные технологии в процессе обучения истории в школе

Анализ активных и интерактивных методов обучения истории в школе. Федеральные государственные образовательные стандарты, как основа модернизации образования. Теоретические основы и взгляды ученых на проблематику методов обучения. Функции и цели интерактивных методов обучения. Характеристика приемов и методов активного обучения. Анализ интерактивных игровых технологий в преподавании истории.

5. Использование диалоговых форм обучения на уроках истории как средства повышения эффективности процесса обучения

Проблемно-диалогическое обучение на уроках истории. Структура проблемно-диалогического урока. Методы постановки учебной проблемы. Использование технологий проблемного обучения на уроках истории. Диалог в учебном процессе как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Специфика диалога как метода обучения. Организация диалога на уроке истории. Исследование коммуникативных способностей учителя и обучающихся.

6. Использование игровых форм познавательной деятельности обучающихся на уроках истории

Психолого-педагогические аспекты игры в учебном процессе. Понятие игры и ее классификация. Методика формирования познавательного интереса обучающихся средствами игровой деятельности на уроках истории. Формирование познавательного интереса обучающихся средствами игровой деятельности на уроках истории. Использование игр в практической деятельности учителя. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике. Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке

7. Использование исторических источников как средства развития познавательного интереса у обучающихся на уроках истории

Место исторических источников в обучении истории. Место исторических источников в обучении истории. Значение исторических документов в обучении истории. Работа обучающихся и учителя с источниками. Аналитическая работа с историческим источником на уроке. Использование исторических документов на уроках истории.

8. Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у обучающихся

Применение художественной литературы при преподавании истории в качестве наглядной иллюстрации изложенного материала. Роль литературных памятников исторической эпохи для понимания ее событий. Методические рекомендации по применению педагогического приема. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории. Методика использования художественной литературы на уроке истории.

9. Методика воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся в процессе изучения истории

Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание». Направленности патриотического воспитания. Формы патриотического воспитания. Методический аспект проблемы патриотического воспитания. Определение и анализ сущности патриотизма. Содержание, цели и задачи. Организация патриотического воспитания в школе. Психологические и методические особенности воспитания на уроках истории.

10. Методика изучение вопросов культуры и быта на уроках истории

Научно-педагогические основы изучения вопросов развития культуры в системе школьного исторического образования. Средства, приемы, методы обучения в школе и их классификация. Методические варианты изучения вопросов культуры на уроках всеобщей истории. Проблемы изучения культуры на уроках истории. Культура в современном курсе истории

11. Методика использования игровых форм познавательной деятельности обучающихся на уроках истории

Основы активизации учебной деятельности обучающихся среднего звена. Теория активизации познавательной деятельности, роль познавательного интереса. Семинар как форма активизации познавательной деятельности. Использование исторических задач для обучения. Понятие игры и её классификация. Методика формирования познавательного интереса обучающихся игровыми средствами на уроках. Формирование познавательного интереса обучающихся средствами игровой деятельности на уроках истории.

12. Методика организации учебно-исследовательской работы обучающихся в процессе изучения истории

Особенности построения педагогом совместной учебно-познавательной деятельности на всех ступенях обучения. Разработка методических рекомендаций применения исследовательского подхода в процессе обучения истории. Проектирование образовательных программ. Формирование основ исследовательской деятельности обучающихся как педагогическая проблема. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе обучения истории.

13. Методика подготовки и проведения урока-лекции в старших классах

Дидактические и воспитательные цели лекции. Структура классической школьной лекции. Основные условия организации урока, главные особенности методики проведения. Лекция-визуализация, пресс-конференция, консультация, провокация, диалог, обзор, игра. Теоретические основы урока-лекции в старших классах. Понятие, виды и особенности урока-лекции в старших классах. Основные требования к содержанию и проведению урока-лекции в старшей школе. Методические основы урока-лекции в старших классах в курсе истории. Организация деятельности обучающихся старших классов на уроке-лекции. Методические модели применения урока-лекции в старших классах в курсе истории.

14. Методика подготовки и проведения уроков - дискуссий на уроках истории

Понятие и признаки дискуссии в учебном процессе. Формы дискуссии в учебном процессе. Этапы проведения дискуссии в учебном процессе. Методические рекомендации и правила по проведению урока-дискуссии. Типы дискуссий. Классификация дискуссий по формам проведения. Роль учителя в организации дискуссии. Этапы и ход дискуссионного занятия.

15. Методические особенности формирования понятийных знаний обучающихся в курсах истории основной школы

Теоретические основы формирования понятий в процессе обучения. Исторические понятия в школьном социально-гуманитарном образовании обучающихся. Работа над терминологической грамотностью обучающихся Практические методы формирования понятий в школьном курсе истории. Принципы и методы работы с понятиями и их реализация в процессе изучения истории

16. Методические подходы к формированию когнитивной (историко-познавательной) компетенции обучающихся при изучении истории

Познавательные возможности обучающихся. Теоретический, фактологический и воспитательный потенциал исторического материала. Познавательная деятельность обучающихся при усвоении истории. Развитие познавательной деятельности обучающихся при изучении исторических источников. Педагогические условия, способствующие формированию познавательной компетентности обучающихся. Приемы формирования познавательной компетентности.

17. Организация внеурочной самостоятельной деятельности обучающихся в обучении истории

Общая характеристика внеклассной деятельности по истории. Роль внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития обучающихся.В иды и формы самостоятельной работы обучающихся. Предпосылки развития учебной самостоятельности обучающихся. Организация самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время. Принципы организации внеклассной работы по истории. Развитие самостоятельности обучающихся во внеклассной работе.

18. Организация учебной деятельности обучающихся в процессе изучения фактического материала по истории: приемы и средства

Основы активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении фактического материала. Понятие «учебной деятельности обучающихся». Значение и роль познавательного интереса. Факторы учебной деятельности обучающихся, побуждающие к активности изучения. Пути и условия активизации учебной деятельности обучающихся. Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения стимулирующих активизацию познавательной деятельности обучающихся при изучении фактического материала

19. Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной работе

История патриотического воспитания. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе. Формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания обучающихся. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в деятельности классного руководителя Проблема патриотического воспитания обучающихся на уроках истории: теоретический аспект. Особенности патриотического воспитания во внеурочной деятельности

20. Развитие аналитических умений обучающихся в процессе изучения истории

Методологические основы формирования умений анализа прошлого. Психолого-дидактические условия формирования аналитических умений. Проблема формирования аналитических умений в методической литературе. Методические приемы, формы и средства формирования аналитических умений.

21. Развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках истории

Основные подходы к определению понятия «коммуникативные умения». Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений обучающихся. Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности обучающихся. Коммуникативная культура обучающихся на уроках истории. Развитие коммуникативных умений в процессе деловой игры по истории.

22. Развитие организационных умений обучающихся на уроках истории

Методика формирования умений в процессе обучения истории. Приемы, способствующие формированию учебно-познавательных компетенций или организационных умений. Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности. Стратегии формирования учебной деятельности обучающихся. Учебно-познавательная компетенция как одна из важнейших компетенций. Связь учебно-познавательной компетенции с технологией развивающего обучения.

23. Развитие речевых умений обучающихся на уроках истории

Речевые умения и пути их формирования на уроках истории в традиционной и деятельностной технологиях. Система дидактических принципов. Выявление места и причины затруднения. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Речевая деятельность обучающихся в процессе изучения истории.

24. Разработка и использование творческих учебно-познавательных и ролевых заданий в обучении истории в основной школе

Эвристические приемы обучения в школе, как аспекты развития творческой деятельности обучающихся. Организация творческой деятельности обучающихся. Разработка и использование творческих заданий в обучении. Формирование познавательной активности обучающихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории. Виды творческих заданий для уроков истории.

25. Руководство самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся в учебном процессе

Цель исследовательской деятельности. Основные понятия исследовательской деятельности обучающегося. Особенности исследовательской деятельности обучающихся Цели, задачи применения исследовательской деятельности. Этапы работы над исследованием. Условия формирования исследовательских умений. Технологические приемы развития исследовательских умений.

26. Формирование аналитических умений обучающихся в процессе преподавания истории

Методологические основы формирования умений анализа прошлого. Психолого-дидактические условия формирования аналитических умений. Проблема формирования аналитических умений в методической литературе. Методические приемы, формы и средства формирования аналитических умений. Формирование умений в процессе обучения истории.

27. Формирование информационных компетенций обучающихся на уроках истории

Компетентностный подход и ключевые образовательные компетенции. Информационные компетенции. Содержание и структура информационной компетентности обучающихся. Связь «информационной компетентности» с понятиями «информационная грамотность» и «информационная культура». Проблема оценки сформированности информационной компетентности. Анализ применяемых средств ИКТ в педагогической практике.

28. Формирование представлений и знаний о фактах прошлого в процессе преподавания истории

Факты в курсе истории. Классификация фактов. Дидактические средства формирования исторического представления о фактах прошлого в обучении истории. Формирование исторических понятий в процессе учебной деятельности обучающихся. Теоретические основы процесса формирования исторических понятий. Методы пути и средства формирования понятий. Ассоциативный метод формирования понятий. Основные этапы формирования понятия. Дедуктивный метод формирования понятий.

29. Формирование представлений об историческом времени и знаний хронологии в процессе преподавания истории

Пути и средства формирования представлений об исторических фактах. Хронология, Формирование представлений о летоисчислении. Методика закрепления и проверки знаний обучающихся о хронологии. Место хронологических таблиц в обучении обучающихся истории в школе. Приемы изучения хронологии на уроках истории

30. Формирование представлений об историческом пространстве и историко-географических знаний в процессе преподавания истории

Теоретические аспекты формирования знаний о картографии на уроках истории. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач на уроках истории. Классификация исторических карт. Условия эффективного использования системы картографических умений на уроках истории. Приемы формирования и значение создания пространственных представлений на основе карты. Система картографических знаний как способ успешного усвоения исторического материала.

31. Формирование умений работать с вещественными изобразительными источниками, условно-графической наглядностью в процессе преподавания истории

Сущность понятия и классификации умений в науке, основные группы предметно-исторических умений. Процесс формирования умений в процессе обучения истории. Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории обучающихся основной школы. Особенности и роль наглядного обучения на уроках истории. Характеристика основных видов условно-графической наглядности

32. Формирование умений работать с историческими текстами в процессе преподавания истории

Формирование умений и навыков в обучении истории. Классификация исторических документов в методике преподавания истории. Исторический источник: сущность понятия и классификаций в науке. Рекомендации по работе с историческими документами. Использование исторических документов на уроках истории. процесс формирования умений работы с историческими источниками у обучающихся основной школы на уроках истории. Формирование и развитие предметно-исторических умений работы с историческими источниками основной школы в процессе обучения истории обучающихся. Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории.

33. Формирование умения поиска источников исторической информации в процессе преподавания истории

Педагогические аспекты проблемы использования исторических документов в ходе обучения. Приемы, методы и способы работы с историческими документами на уроках истории. Практическая организация работы с историческими источниками с учащимися девятых классов. Анализ использования исторических документов на уроке истории. Формирование умений работать с историческими документами на уроках истории. Анализ результативности работы с источниками.

34. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС в преподавании истории России

Теоретико-методологические особенности системно-деятельностного подхода в педагогическом процессе. ФГОС как основа системно-деятельностного подхода. Принципы системно-деятельностного подхода и методические приемы работы в курсе истории России.

35. Использование кинофрагментов в преподавании истории России XX в.

Особенности киноискусства в педагогическом процессе. Роль кинофильма на уроке истории как источника знаний. Значение учебного кино в преподавании истории. Методика использования учебных кинофильмов в курсе истории. Представить перечень рекомендуемых кинофильмов по одному из школьных курсов /разделов курса/ истории, описание фрагментов урока с использованием кинофильма. Методика проведения киноурока.

36. Использование художественной литературы на уроках истории России в курсе XIX века

Роль художественной литературы при изучении исторических событий. Классификация художественных произведений. Специфика художественных произведений как источника знаний. Особенности использования художественных произведений на уроке истории. Методические приемы работы с текстом на уроках истории. Эмоционально-нравственное воздействие художественных произведений на обучающих при изучении конкретных исторических тем в курсе истории России.

37. Изучение персоналий в курсе истории России XX в рамках историко-культурного стандарта

Особенности изучения исторических персоналий в курсе истории, их влияние на дальнейший ход развития исторических процессов в рамках Историко-культурного стандарта. Художественно-методические приемы работы с персоналиями в курсе истории России. Алгоритм изучения личностей на уроке истории. Разработка фрагмента урока с изучением персоналий.

38. Методика работы с историческим документом в курсе истории России XX века

Роль исторических документов на уроке истории. Виды и особенности используемых документов. Методические приемы работы с документами при изучении различных курсов истории. Разработка урока с использованием разнообразных документов.

39. Работа с иллюстрациями в преподавании истории Средних веков (6 класс)

Теоретико-методологические особенности работы с иллюстрациями. К лассификация наглядности в педагогическом процессе. Роль и функции иллюстраций в учебнике. Возможности использования иллюстраций для ре­шения предметных, метапредметных и личностных результатов урока. Прием «оживление» картины. Описание фрагмента урока с использованием приёма «оживление» картины.

40. Нравственное воспитание школьников в преподавании истории России XX века (9 класс)

Теоретико-методологические особенности нравственного воспитания в педагогическом процессе. Нормативно-программные документы, современные публикаций по данной теме. Воспитательные цели и задачи школьного курса истории, с учетом возрастных особенностей обучающихся.

41. Типы уроков по ФГОС в преподавании истории России (7 класс)

Общее понятие урока как основного звена процесса обучения. Характеристика урока по ФГОС как основной формы учебно-воспитательной работы по истории. Типы уроков и требования к современному уроку истории с учетом возрастных особенностей обучающихся и деятельностной парадигмы обучения в средних и старших классах. Критерии выбора методических приемов и средств обучения. 

42. Работа с картой в преподавании курса истории Средних веков (6 класс)

Роль пространственных представлений в системе исторических знаний школьников. Роль карты в создании пространственных представлений. Виды исторических карт, приемы и методы работы с ними в курсе истории Средних веков.

43. Формирование хронологических умений пятиклассников в преподавании истории Древнего мира

Особенности хронологических умений в педагогическом процессе. Особенности временных представлений при изучении хронологии в школьном курсе истории. Роль временных представлений в системе исторических знаний школьников. Методические приемы и средства изучения хронологии на уроках истории. Содержание и необходимые условия эффективности работы учителя по созданию и развитию у обучающихся временных представлений и хронологических умений на различных этапах школьного исторического образования. Разработка урока с использованием разнообразных заданий по хронологии в курсе истории Древнего мира.

44. Драмогерменевтика в преподавании истории

Теоретико-методологические основы драмогерменевтики в педагогическом процессе. Специфика драмогерменевтических аспектов при изучении истории и педагогическое содержание драмогерменевтики в школьном историческом образовательном процессе. Представление фрагментов уроков с реализацией драмогерменевтической технологии в курсе истории.

 


 

5 Список рекомендуемых источников и литературы

Источники:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/

Литература:

1. Алексашкина, Л.Н. Методическое пособие к учебнику К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России. 1801–1914» для 9 класса общеобразовательных организаций / Л.Н. Алексашкина. – Москва: Русское слово — учебник, 2016. – 105 с.: табл. – (Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485274 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00092-710-6. – Текст: электронный.

2. Ворожейкина, Н.И. Методическое пособие к учебнику Е.В. Пчелова, П.В. Лукина «История России с древнейших времён до начала XVI века». 6 класс / Н.И. Ворожейкина. – 2-е изд. – Москва: Русское слово — учебник, 2016. – 81 с.: табл. – (Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485383 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00092-748-9. – Текст: электронный.

3. Ворожейкина, Н.И. Методическое пособие к учебнику Е.В. Пчелова, П.В. Лукина «История России. XVI—XVII века» для 7 класса общеобразовательных организаций / Н.И. Ворожейкина. – Москва: Русское слово — учебник, 2016. – 81 с.: табл. – (Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485384 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00092-494-5. – Текст: электронный.

4. Гевуркова, Е.А. Текущий и итоговый контроль по курсу «История России. XVI- XVII века. 7 класс» / Е.А. Гевуркова. – Москва: Русское слово - учебник, 2016. – 89 с.: ил. – (Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485292 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00092-612-3. – Текст: электронный.

5. Гевуркова, Е.А. Текущий и итоговый контроль по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI века». 6 класс / Е.А. Гевуркова. – Москва: Русское слово — учебник, 2016. – 96 с.: ил. – (Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485293 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00092-383-2. – Текст: электронный.

6. Гевуркова, Е.А. Текущий и итоговый контроль по курсу «История России. XVII— XVIII вв. 7 класс» / Е.А. Гевуркова. – Москва: Русское слово - учебник, 2013. – 89 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485291 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00007-116-8. – Текст: электронный.

7. Гевуркова, Е.А. Текущий и итоговый контроль по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс» / Е.А. Гевуркова. – Москва: Русское слово — учебник, 2013. – 97 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485290 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00007-115-1. – Текст: электронный.

8. Грищук, Е. Г. Эссе на ЕГЭ по истории [Текст]: пошаговая инструкция написания / Екатерина Грищук. - [Б. м.]: Издательские решения, 2017. - 43, [1] с.: табл.; 21 см.

9. Ермачкова, Е.П. Отечественная история: [16+] / Е.П. Ермачкова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 208 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276672 (дата обращения: 12.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-3650-3. – DOI 10.23681/276672. – Текст: электронный.

10. Инновации в образовании.: журнал / гл. ред. И.В. Сыромятников; учред. НОУ Современная гуманитарная академия. – Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2017. – № 8. – 136 с.: ил., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483887 (дата обращения: 12.11.2019). – ISSN 1609-4646. – Текст: электронный.

11. Методика обучения истории [Текст]: учебник для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению «Педагогическое образование» / [В. В. Барабанов и др.]; под ред. В. В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. - Москва: Академия, 2014. - 428, [1] с.: ил., табл.; 22 см. - (Высшее образование. Бакалавриат) (Педагогическое образование. Учебник).; ISBN 978-5-4468-0337-8

12. Методика преподавания обществоведческих дисциплин / авт.-сост. Т.И. Барсукова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь: СКФУ, 2016. – 189 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459098 (дата обращения: 12.11.2019). – Библиогр.: с. 176-178. – Текст: электронный.

13. Миронова, М.Д. Индивидуальный подход и модульное обучение: проблемы теории и практики=Individual approach and modular education: problems of theory and practice: [16+] / М.Д. Миронова. – Москва: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. – 172 с.: табл., граф., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498997 (дата обращения: 12.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9909097-6-2. – DOI 10.18334/9785990909762. – Текст: электронный.

14. Михайловский, Ф.А. Методическое пособие к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных организаций / Ф.А. Михайловский. – 2-е изд. – Москва: Русское слово — учебник, 2015. – 185 с. – (Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485296 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00092-197-5. – Текст: электронный.

15. Петрова, Н.Г. Методическое пособие к учебнику М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса общеобразовательных организаций / Н.Г. Петрова. – Москва: Русское слово — учебник, 2015. – 105 с.: табл. – (Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485320 (дата обращения: 12.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-00092-033-6. – Текст: электронный.

16. Программа и тематическое планирование курса «История России» для 6 - 9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, В.Н. Захаров, П.В. Лукин и др. – 3-е изд. – Москва: Русское слово — учебник, 2018. – 97 с. – (ФГОС. Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485327 (дата обращения: 12.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-533-00434-3. – Текст: электронный.

17. Рябцев, Ю.С. История: пособие для подготовки к ЕГЭ с электронным приложением: [12+] / Ю.С. Рябцев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 539 с.: табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570202 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-4499-0318-1. – DOI 10.23681/570202. – Текст: электронный.

18. Соловьев, Я.В. История России. XIX — начало XXI века: комплексные задания: в 2 ч. / Я.В. Соловьев. – Москва: Русское слово — учебник, 2016. – Ч. 2. – 273 с.: табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485336 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00092-501-0 (ч. 2). - ISBN 978-5-00092-502-7. – Текст: электронный.

19. Стецюра, Т.Д. Методическое пособие к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV—XVIII в.» для 7 класса общеобразовательных организаций / Т.Д. Стецюра. – Москва: Русское слово — учебник, 2014. – 305 с.: табл. – (Инновационная школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485342 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00007-878-5. – Текст: электронный.

20. Стрелова, О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. – 2-е изд. – Москва: Русское слово — учебник, 2016. – 73 с.: табл. – (Внеурочная деятельность обучающихся). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485344 (дата обращения: 12.11.2019). – ISBN 978-5-00092-359-7. – Текст: электронный.

21. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в русской школе ХIХ – начала ХХ в. / М.Т. Студеникин. – Москва: Издательство «Прометей», 2016. – 236 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437427 (дата обращения: 12.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9907452-7-8. – Текст: электронный.

22. Шкарлупина, Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания / Г.Д. Шкарлупина. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 387 с.: табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256239 (дата обращения: 12.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-2571-2. – DOI 10.23681/256239. – Текст: электронный.

 


6 Приложения

Приложение А Шаблон оформления титульного листа курсовой работы






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: