Обобщенная цель образования

Аннотация. Статья посвящена анализу понятия «мир» и его значению как общечеловеческой ценности, рассматривается сущность и место данной ценности в целостной системе общечеловеческих ценностей как обобщенных целей образования, роль поликультурного воспитания в формировании пансофистского сознания будущих поколений.

Ключевые слова: мир, общечеловеческая ценность, обобщенная цель образования, поликультурное воспитание, пансофистское сознание.

 

Рассматривая мир как общечеловеческую ценность, необходимо прежде всего уточнить само понятие «мир», так как оно далеко неоднозначно трактуется, и имея его предметом анализа, мы должны исключить неоднозначные толкования.

В философии «мир» рассматривается с экзистенциалистских позиций как то, что «образует «мировость» существования, т.е. бытие человека в мире» [5, c. 269]. В этом смысле «под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках…; 3) то, в чем совершенствуется человеческое существование…; 4) «мировость», существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных миров»…» [5, с. 270].

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой рассматривают «мир» в двух значениях: во-первых, почти также как в философском словаре, как «Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная» и др., а также как «Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны» и др. [6, c. 350] В нашей статье мы рассматриваем «мир» в его последней трактовке, как антоним слову «война». Интересно отметить, что в английском толковом словаре слово «peace» понимается однозначно как состояние покоя, свобода от беспокойства, прекращение войны и др. [9, с. 976].

Одним из первых, кто начал рассматривать образование как важнейшее средство установления мира между народами, был выдающийся чешский философ, просветитель, гуманист XVII в., основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. В своей знаменитой работе «Об исправлении дел человеческих» Коменский изложил свою философию пансофии (всеобщей мудрости), которой можно достичь только посредством всеобщего образования. В результате Тридцатилетней войны в Европе, и как следствие противостояния католицизма и протестантизма, выдающийся просветитель был вынужден навсегда покинуть свою любимую Чехию и, по сути дела, волею судьбы превратиться в Человека мира (используем это понятие в его первом значении), всю жизнь посвятившего разработке идей всеобщего образования как средства установления мира (во втором значении) и таким образом освобождения своей Родины. Да, сегодня мы можем говорить, что идея носила утопический характер и до сих пор даже в XXI веке она далеко не реализована в условиях постоянно ведущихся локальных войн и угрозы всеобщей ядерной войны, но на то и был Коменский выдающимся человеком, чтобы намного опередить свое время и даже сегодня его идеи работают на будущее человечества. 

Мы согласны с Жаном Пиаже в том, что «…проекты Коменского о международном сотрудничестве следует рассматривать во взаимосвязи с его педагогическими идеями и философией. Идеи создания международной организации по поддержанию мира и международного министерства просвещения (коллегии ученых, collegium lucis), далеко не были простыми фантазиями… Следовательно, Коменского следует считать предтечей современных инициатив в области международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры» [8, c. 38]. И недаром именно ЮНЕСКО в 1994 г. впервые разработала программу «Культура мира». Инициатор этого движения в 90-е годы прошлого столетия Дэвид Адамс отмечал, что «Культура мира является одновременно философией и процессом, а также огромным проектом, имеющим многочисленные параметры, глобальным по своей сути, который связан самым тесным образом с развитием позитивных альтернатив тем функциям, которые прежде были присущи войне и милитаризму» [7, с. 16]. Программа «Культура мира» - это динамичная инициатива по строительству мира, которая направлена на борьбу против насилия и войны. 2000-2010 гг. ЮНЕСКО объявило десятилетием культуры мира. Перед человечеством ставились задачи разработки и претворения в жизнь национальных и субрегиональных программ культуры мира, создания информационных баз и соответствующих сетей для развития контактов и общения между людьми, координации деятельности по строительству мира, осуществляемой ЮНЕСКО, обеспечения единого подхода к реализации целей программы «Культура мира».

В области образования программа предполагала решение таких задач, как:

1) формирование у детей и подростков гуманистического мировоззрения, жизненных ценностей в восприятии мира;

2) формирование у детей и подростков правильных представлений об общечеловеческих нормах морали: любви, сострадании, милосердии, миролюбии, вере, терпимости и т.д.;

3) воспитание в духе мира, понимания других народов, уважения прав других людей и народов;

4) воспитание потребностей в освоении ценностей национальной и общественной культуры [7, с. 16].

Рассматривая «мир» как общечеловеческую ценность, необходимо пояснить, что под общечеловеческой ценностью мы понимаем те явления, которые в силу своих свойств способны удовлетворять потребности человечества как совокупного субъекта и обеспечивать его эффективную жизнедеятельность. В связи с этим хотелось бы выразить свою уверенность в том, что после окончания 2-ой мировой войны в результате Победы советского народа над фашизмом, начался интенсивный процесс становления человечества как совокупного субъекта со своими специфическими интересами и потребностями и видимым проявлением этого является глобализация всех сфер жизни человечества. Убеждена, что глобализация является закономерным процессом, отражающим устойчивые прогрессивные тенденции в развитии человечества, и отнюдь не противоречит сохранению национальной самобытности народов, так как единство человечества сильно его разнообразием. Выступать против процессов глобализации все равно, что плевать против ветра: это объективный процесс и его можно на время затормозить, но невозможно прекратить. Другой вопрос, кто использует результаты этой глобализации, все человечество или отдельные нечистоплотные власть предержащие люди? 

Рассматривая генезис общечеловеческих ценностей в логике деятельностного подхода, мы пришли к выводу, что развитие потребностной сферы человека привело к дифференциации видов деятельности и формированию на их основе различных форм коллективного сознания таких, как мораль, философия, искусство, наука, право, политика и др. Постепенное осознание своих потребностей привело человечество к формированию мотивационной сферы и затем к целеполаганию, поиску средств осуществления деятельности. В процессе совместной деятельности вырабатывались определенные нормы трудовых отношений; результатом усвоения существующих в деятельности форм поведения становились определенные качества личности. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-нормы, ценности-качества в своем синкретическом единстве постепенно обобщались, абстрагировались, идеализировались, кристаллизуясь в определенной форме коллективного сознания в виде некоего образца, Абсолюта, положительного полюса его аксиологического пространства [2]. При этом родовыми по отношению ко всем другим общечеловеческим ценностям являются ценности-цели. Мы выражаем уверенность, что именно эти общечеловеческие ценности должны лежать в основе образовательного процесса как обобщенные цели образования. Мы не можем изолировать наших детей от всего человечества и недаром такие выдающиеся мыслители XIX века, как В.Г. Белинский, Ф.А.В. Дистервег и др. были глубоко убеждены, что «Общее является только в частном, кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (В.Г. Белинский) [1, с. 342] или «Обучение молодежи имеет дело с общечеловеческим, с общим образованием человека, которое во всем основном одно и то же на всей земле» (Ф.А.В. Дистервег) [3, 312]. Интересно отметить взгляд Дистервега на логику образования молодежи от общечеловеческого к национальному, а не наоборот, как мы чаще рассматриваем в настоящее время: «Немецкая педагогика требует сначала образования человека, затем гражданина и члена нации: сначала человек, потом немецкий гражданин и товарищ по профессии (Berufsgenosse), а не наоборот. Общие основы должны быть заложены для всякой будущей специальности» [3, с. 312].

Прослеживая генезис общечеловеческих ценностей, мы рассматриваем мир как общечеловеческую ценность-цель, которая сложилась в качестве идеала в процессе миротворческой деятельности в рамках пацифистского сознания. Мир как ценность представляет первый уровень целостной системы общечеловеческих ценностей, в которой представлены ценности, удовлетворяющие потребности индивида и являющиеся условием выживания человечества в целом. Наряду с Миром, это такие ценности как Жизнь, Здоровье, Земля, Отечество, Дети, Богатство [2]. Согласитесь, что если с помощью образования мы не будем формировать в наших детях понимания мира как ценности, то в будущем человечество обречено на гибель в огне войны. Именно поэтому это общечеловеческая ценность, которая может не быть усвоена индивидуальным или даже групповым сознанием, но от этого она не перестает быть общечеловеческой ценностью. Сделать эту ценность достоянием каждого индивида, довести ее значимость до каждого индивидуального сознания собственно и является задачей образования. И особую роль в реализации этой задачи играет поликультурное образование, призванное формировать у детей уважение и интерес к культурам других народов на основе глубокого проникновения в культуру своего собственного народа. Все познается в сравнении: только хорошо зная и понимая свою собственную культуру, можно по достоинству оценить и культуру других народов. По-настоящему культурно воспитанный человек никогда в решении спорных вопросов не прибегнет к средствам войны. Ценностью-средством в данном случае являются переговоры, ценностью-нормой отношений между людьми является взаимопонимание и в результате формируется такая ценность-качество как миролюбие.

Опираясь на генезис общечеловеческих ценностей и, следуя логике их развития, мы выходим на механизмы и технологию их формирования в индивидуальном сознании. Чтобы сформировать понимание мира как ценности в сознании ребенка, воспитатель должен вызвать у него потребность и интерес к изучению не только своей культуры, но и культур других народов. Затем необходимо включить ребенка в разнообразную поликультурную деятельность. В рамках этой совместной с другими детьми разных национальностей деятельности воспитатель учит ставить миротворческие цели, учит вырабатывать нормы отношений в совместной деятельности, основанной на поиске компромиссов и взаимопонимания, учит отбирать такие средства как переговоры, соглашения, договоренности и т.д. И только если эта деятельность будет интересна ребенку и будет удовлетворять его потребность в межнациональном поликультурном общении, если он будет реализовывать себя как личность в этой деятельности, будет успешен, у него будет формироваться такое качество личности как миролюбие, любовь и уважение к людям других национальностей и культур. Необходимо подчеркнуть, что это закономерность, когда прослеживается устойчивая взаимосвязь между ценностью-целью, ценностью-нормой отношений в деятельности, ценностью-средством достижения цели и результатом деятельности, т.е. ценностью-качеством. В воспитательной деятельности главным результатом является изменение в личности, ее развитие, формирование социально значимого качества.

В заключение хотелось бы вновь обратиться к Я.А. Коменскому, приведя некоторые из его законов благоустроенной школы: «1. Главнейшею школьною целью должно быть то, чтобы она представляла такую мастерскую, которая способна была бы из людей делать воистину людей, из христиан воистину христиан. Это будет тогда, когда допущенные к этому сообществу мудрости: а) мудры умом, б) владеют языком, с) искусны в работах, д) образованы в нравах и е) от всего сердца благочестивы…

4. И так как в жизни приходишь в столкновение не только с вещами, но и с лицами, то и школа, подобно мастерской добродетелей и человечности, должна стремиться к тому, чтобы питомцы ее сделались способными также и для личного общения (во всяком обществе)…» [4, с. 139].

Подводя итоги нашего краткого анализа, мы пришли к следующим выводам:

1) рассматривая «мир» как общечеловеческую ценность, мы вкладываем в него значение противостоящее слову «война»;

2) пансофия – это философское учение Я.А. Коменского, в котором была установлена прочная связь между образованием и установлением мира на Земле;

3) в настоящее время ЮНЕСКО является инициатором и координатором по реализации Программы «Культура мира»;

4) глобализация в современном мире является следствием становления человечества как субъекта деятельности;

5) общечеловеческая ценность – это явление, отвечающее потребностям и обеспечивающая жизнедеятельность человечества как субъекта деятельности;

6) система общечеловеческих ценностей должна лежать в основе образования в качестве его обобщенных целей;

7) «мир» есть общечеловеческая ценность-цель, которая сложилась в качестве идеала в процессе миротворческой поликультурной деятельности в рамках пацифистского сознания как его положительный полюс противостоящий войне;

8) опираясь на генезис общечеловеческих ценностей и, следуя логике их развития, можно установить механизмы и технологию их формирования в индивидуальном сознании в образовательном процессе;

9) устойчивая взаимосвязь между ценностью-целью, ценностью-нормой отношений в деятельности, ценностью-средством достижения цели и результатом деятельности, т.е. ценностью-качеством является психолого-педагогической закономерностью;

10) в воспитательной деятельности главным результатом являются изменения в личности, ее, развитие, формирование социально значимых качеств, каковым в поликультурной деятельности является миролюбие.

 

Литература:

1. Белинский, В.Г. О детских книгах / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 336 – 342.

2. Гирфанова, Л.П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как обобщенным целям образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 4. - С. 173-184.

3. Дистервег, Ф.А.В. Руководство к образованию немецких учителей / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 302 – 320.

4. Коменский, Я.А. Законы благоустроенной школы / Избранные педагогические сочинения Яна Амоса Коменского. Часть II. – Москва. Т-во Скоропечатни А.А. Левенсона на Петровке, 1894. – 278 с.

5. Краткая философская энциклопедия. – М.: Изд. группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. – 576 с.

6. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

7. Учимся и учим культуре мира: материалы и программы пилотных объектов / Под ред. проф. В.Т. Кабуша, В.Г. Литвиновича. – Мн., 1998, - 195 с.

8. Ян Амос Коменский. Основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия, дидактика: Учебно-методическое издание. – Москва: Социально-гуманитарные знания, 2014. – 147 с.

9. Chambers Twentieth Century Dictionary / Edited by A.M. Macdonald BA(Oxon). – New Delhi: Allied Publishers Private Limited, 1972. – 1651 p.

 

УДК 378.147

Голубева И. А.

ГГПИ им. В.Г. Короленко, аспирант (Глазов, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: