Великая Отечественная война в научных работах студентов педагогических вузов 1950-1980 годов

Аннотация. Статья посвящена теме Великой Отечественной войны в научных работах студентов педагогических вузов в 1950-80 годы. Автор выделяет основные темы, посвященные войне и Победе, приводит примеры конкретных научных исследований студентов, анализирует значимость научно-исследовательской деятельности в патриотическом воспитании.

Ключевые слова. Великая Отечественная война, образование, педагогические вузы, научно-исследовательская деятельность студентов.

 

Великая Отечественная война – крупнейшее военное столкновение XX века, поднявшее весь советский народ на защиту свободы и независимости своей Родины. Это та страница истории нашего государства, которую невозможно забыть или вычеркнуть. Это событие, которое, без сомнения, повлияло на все сферы жизни страны. Не стала исключением и сфера образования. «Деятельность советской школы и дошкольных учреждений в годы Великой Отечественной войны – это героические страницы борьбы и труда советского народа, проверки на прочность его духовных и нравственных сил» [1].

Несмотря на тяжелейшие условия военных лет, советскому государству удалось не только сохранять, но и развивать систему образования: совершенствование учебных планов, разработка системы работы с отстающими учениками, усиление патриотического и военно-физического воспитания, активизация деятельности комсомольской и пионерской организаций в школе, расширение сети детских учреждений – это лишь малая часть положительных изменений сферы образования, которые удалось начать в годы войны и продолжить в послевоенные годы [1]. Первое послевоенное десятилетие стало временем бурного развития всех уровней образования. Великая Победа, мирное небо над головой дали возможность усиления, расширения масштабов, совершенствования советского образования.

Неотложной задачей послевоенного периода стало восстановление сети педагогических ученых заведений. Уже после первой военной пятилетки сеть педагогических учебных заведений возросла на 118 единиц.[2] Рост сети учебных заведений, развитие внеучебной работы в вузах позволили развивать и такую сферу деятельности молодежи, как научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС). Конец 40-х – начало 50-х гг. ­ – это период активного создания в вузах студенческих научных обществ [3, 4]. В целом 50-80 XX гг. годы можно обозначить как период становления и развития научно-исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах. Несомненно, интересными для современного исследователя являются формы работы, тенденции развития НИДС в этот период. Ещё одна сторона процесса, требующая особого внимания, – это тематика научных исследований студентов. Подробные годовые отчеты студенческих научных обществ, протоколы конкурсных комиссий, отчеты о работе научных кружков позволяют нам классифицировать тематику научных исследований и выделить несколько основных направлений [5]:

s научные исследования педагогической и психолого-педагогической направленности;

s научные исследования, посвященные воспитанию советского патриотизма, в том числе работы, посвященные революционному движению и событиям Великой Отечественной войны;

s научные исследования, посвященные изучению географии, истории, экономики, культуры конкретной территории СССР и зарубежья;

s  научные исследования, посвященные конкретным историческим личностям;

s научные исследования, посвященные историческим событиям разных периодов;

s научные исследования узкой предметной направленности, часто практического характера.

Без сомнения, события Великой Отечественной войны нашли своё отражение в исследования студентов, которые родились, выросли и продолжали свой жизненный путь в годы войны и послевоенное тридцатилетие.

На основе изучения архивных документов 1950-80-х гг. мы можем определить несколько основных тем, посвященных истории Великой Отечественной войны, которые наиболее часто изучались студентами в рамках НИДС, и проанализировать значение изучения этих тем в патриотическом воспитании.

Приведем примеры выбранной тематики научных исследований на материале Пермского государственного педагогического института, ныне Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, и Глазовского государственного педагогического института. Основным материалом для анализа являются программы студенческих научных конференций.

Первая студенческая научная конференция в Глазовском государственном педагогическом институте прошла в 1958 году [6]. Однако анализ программы первой конференции показывает, что в ней нет ни одного исследования, посвященного Великой Отечественной войне. Конференция посвящена 400-летию добровольного присоединения Удмуртии к России, и большая часть описанных исследований посвящена этнокультурному компоненту. Однако в последующих программах научных конференций тема Великой Победы появляется всё чаще. Материалы Пермского государственного педагогического института также показывают, что более активно студенты в своих научных исследованиях стали обращаться к теме Войны и Победы в 60-х гг.

Одной из наиболее изучаемых тем становится тема вклада земляков в Великую Победу. Здесь можно выделить работы, посвященные как подвигам на фронте, так и подвигам в тылу. Так, студенты Пермского государственного педагогического института посвящали свои научные исследования таким темам [7, 8, 9, 10, 11]: «Комсомол г. Красноуфимска в период Великой Отечественной войны» (1961), «Ратные подвиги коми-пермяков в годы Великой Отечественной войны» (1969), «Героический труд советских людей в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пермского края)» (1969), «Ратные подвиги молодежи Западного Урала на различных этапах Великой Отечественной войны» (1970), «Соликамск в годы Великой Отечественной войны» (1971), «Помощь Западного Урала пострадавшим районам в период Великой Отечественной войны» (1971), «Массовый героизм уральцев на фронтах Великой Отечественной войны» (1971), «Трудовой героизм пермяков в годы Великой Отечественной войны» (1971) «Комсомольско-молодежные фронтовые бригады Прикамья в годы Великой Отечественной войны» (1971), «Комсомол Свердловского района города Перми в годы Великой Отечественной войны» (1985), «Ратные и трудовые подвиги молодежи города Березники в годы Великой Отечественной войны» (1986). Студенты Глазовского государственного педагогического института изучали следующие темы [12, 13]: «Ратные подвиги глазовчан на фронте и в тылу» (1963), «Трудовой героизм жителей Удмуртии в годы Великой Отечественной войны» (1967).

Особое место в изучении подвигов земляков занимает подвиг женщины [9, 11]: «Девушки Прикамья в годы Великой Отечественной войны» (1971), «Женщины в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пермской области)» (1985).

Изучение истории подвигов своих земляков, на наш взгляд, позволяло студентам более глубоко чувствовать и понимать значение Великой Победы, воспитывало патриотические чувства молодого поколения, что для послевоенного периода стало одной из самых значимых задач образования. Самостоятельное изучение и анализ не просто эмоциональных суждений, а фактов и цифр дает молодому поколению представление о вкладе их региона в общую Победу.

Ещё одной из тем, которым были посвящены студенческие научные работы, стала тема литературных произведений о войне, в том числе народных. Так, в отчетах разных лет, мы встречаем такие темы [7, 8, 9, 10, 11]: «Советские массовые песни литературного происхождения в фольклоре Великой Отечественной войны» (1970), «Частушки Великой Отечественной войны» (1970), «Художественное воплощение темы Великой Отечественной войны в творчестве Ю. Яковлева» (1978), «Советский человек на войне» (по произведению А. Баяндина «Сто дней, сто ночей» (1978), «Идейно-художественные особенности романа Б. Васильева «Завтра была война» (1985), «История отдельных периодов Великой Отечественной войны в мемуарно-исторической литературе» (1985). Известно, что творчество помогало советскому народу поддерживать моральный дух в самые трудные военные годы. Велика роль художественных произведений, многие из них не только знакомят людей с событиями войны от строчки к строчке, но и становятся основами фильмов. Изучение произведений о Войне и Победе позволяло студентам познавать историю страны и историю конкретной личности через анализ художественных средств.

Студентам педагогических вузов был интересен и процесс развития образования в период Великой Отечественной войны. На страницах отчетов мы можем встретить научные исследования по таким темам [9, 11, 12]: «Воспитание молодежи в годы Великой Отечественной войны» (1961), «Глазовский педагогический институт в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны» (1963), «Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны», «Советская школа в годы Великой Отечественной войны» (1983), «Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе города Перми в годы Великой Отечественной войны» (1985). На наш взгляд, изучение таких тем позволяло студентам не только знакомиться с историей развития образования в военный период, но и анализировать современное на тот период образование, его проблемы и их причины, что, несомненно, является важным для современного педагога.

Студенты-исследователи и их научные руководители обращались и к изучению состояния узких предметных областей в период Великой Отечественной войны. Так, среди тем научных исследований, мы можем встретить такие темы [11]: «Советские физики в Великой Отечественной войне» (1985), «Радио в Великой Отечественной войне» (1985), «Химическая промышленность Пермского края в годы Великой Отечественной войны» (1985). Изучение таких тем помогало будущим учителям-предметникам познакомиться с историей развития их дисциплины, сравнить состояние определенной науки в стране в военное и мирное время. Это, с одной стороны, давало представление не только о военных и трудовых, но и о научных подвигах советского народа, с другой, позволяло увидеть развитие промышленности в военные годы и годы реконверсии.

В студенческих работах мы также можем увидеть отражение политических событий 70-80 гг., когда начался процесс фальсификации истории. Тематика студенческих работ показывает нам, что молодёжь готова защищать историю войны, говорить о значимости Победы на мировом уровне [11]: «Международное значение Победы советского народа в Великой Отечественной войны» (1985), «Борьба против буржуазных фальсификаторов истории Второй мировой войны» (1985), «Критика некоторых концепций американских фальсификаторов истории Второй мировой войны» (1985). Формулировки тем дают нам возможность судить об обеспокоенности Советского Союза в «переписывании» истории Второй мировой войны.

Анализ показывает, какой богатой была тематика научных исследований студентов, посвященная Великой Отечественной войне. На наш взгляд, все обозначенные темы актуальны и по сей день. 2020 год в России в целях сохранения исторической памяти объявлен Годом памяти и славы [14]. Современная научно-исследовательская деятельность студентов также может стать одним из важных инструментов воспитания патриотических чувств, как это было в послевоенный период. Задача студенческой науки нашего времени – студенческих научных обществ, кружков, их научных руководителей – продолжить изучение и охранение истории Великой Победы.

 

Литература:

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961) / Под ред. Ф.Г. Панчина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. – М.: Педагогика, 1988. 

2. Сысоев М.И. Формирование партией многонациональных учительских кадров в годы четвертой пятилетки / Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1970. Т. 418.

3. Отчёт о работе СНО ГГПИ за 1949 год / Центральный архив Нижегородской области, Фонд 2734, опись 8, ед. хр. 193, Л. 6-8. 

4. Историческая справка к описи 8 Фонда 2734 / Государственный архив Пензенской области (ГА ПО), Фонд 2734, опись 8, Л. 4-6.

5. Захарищева М.А., Голубева И.А. Тематика научных исследований студентов 50-80 гг. XX века: исторический аспект и современный взгляд // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова – Брянск: РИО БГУ: Изд-во «Полиграм-плюс» – 2019. – С. 149.

6. I-ая студенческая научная конференция, посвященная 400-летию добровольного присоединения Удмуртии к России, программа, 1958 г. / Центр истории ГГПИ.

7. Документы (списки, отчеты и др.) о работе студенческих научных обществ и кружков за 1961-1968 гг. / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 516А, Л. 8-12.

8. Документы (программа, справка) о работе студенческого научного общества в 1969-1970 учебном году / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 2121, Л. 3 -35. 

9. Документы (программа, справка) о работе студенческого научного кружка кафедры истории КПСС за 1971 год / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 2127, Л. 29.

10. План и отчет о работе студенческих научных обществ и кружков на 1978 год / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 3166, Л. 33.

11. Планы и отчеты о работе студенческих научных обществ и кружков на 1985 год / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 3182, Л. 37.

12. Студенческая научная конференция, программа 1963 / Центр истории ГГПИ.

13. Студенческая научная конференция, программа 1967 / Центр истории ГГПИ.

14. Указа Президента РФ от 8 июля 2019 г. № 327 "О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы".

УДК 94(47+57)

Гоманенко О. А.

Канд. ист. н., доцент ВолГУ (Волгоград, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: