Аудиоспектакли о Великой Отечественной войне как организационно-педагогическое условие развития компетенций студенчества

Аннотация. Данная статья посвящена организационно-педагогическим условиям развития профессиональных компетенций студенческой молодежи. Одним из условий является использование заданий, предполагающих раскрытие творческого потенциала, в частности: создание аудиоспектаклей, посвященных Великой Отечественной войне. Автор утверждает, что использование заданий подобного рода позволяет не только повысить уровень профессиональных компетенций, но и развить чувство патриотизма, бережного отношения к истории своей страны, а также расширить знания о Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, аудиоспектакль, звукорежиссура, организационно-педагогические условия, Великая Отечественная война, патриотизм.

 

Комплексное развитие профессиональных компетенций, несомненно, обусловливается уровнем профессионально-педагогической компетентности преподавателей, широким и многоплановым использованием социально-культурного пространства вуза и системы дополнительного образования, включающих как социально-культурное окружение, так и социально-культурную среду учебного заведения. Педагогические технологии профессионального обучения должны обеспечивать развитие профессиональных компетенций студентов, а также возможность оценивания их сформированности.

Для формирования у студентов различных способностей и развития профессиональной компетентности, необходимо создать такие условия, чтобы в совокупности по всем специальным дисциплинам и практикам обеспечивалась готовность студента к восприятию информации и развитию умений применять полученные знания в будущем.

Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем качественную характеристику основных факторов педагогической системы, отражающую совокупность объективных возможностей и обстоятельств в реализации педагогического процесса, направленного на решение поставленных задач.

Одним из организационно-педагогических условий является использование заданий, предполагающих раскрытие творческого потенциала.

Современный образовательный процесс должен предоставлять возможность всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал.

По мнению Т.Г. Браже, творческий потенциал – это «сумма системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности» [1].

Известный российский психолог Л.С. Выготский отмечал, что «творчество – это деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [2, с. 3]. По мнению психолога, творчество существует там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.

Развитие творческого потенциала возможно только при непосредственном включении студента в творческую деятельность. Поэтому необходимо ставить перед обучающимися различные задачи, позволяющие побудить студента мыслить творчески.

      Студенты Казанского государственного института культуры принимают участие в различных социальных проектах. К числу некоторых из них относятся:

s создание музыкально-шумового сопровождения для роликов о героях ВОВ Республики Татарстан;

s создание аудиоспектаклей для детей;

s создание аудиоспектаклей, посвященных ВОВ;

s запись культурных мероприятий КазГИК;

s волонтерская деятельность;

s создание социальных роликов антикоррупционной и антитеррористической направленности и др.

Остановимся подробнее на создании аудиоспектаклей, посвященных ВОВ. Великая Отечественная война оставила тяжелейшие последствия для России. Это серьезное испытание для нашей страны, важное крупное событие ХХ века. Мы не должны забывать нашу историю. Современное поколение должно помнить какой ценой досталось нам «мирное небо над головой».

Запись аудиоспектаклей, способствует не только развитию профессиональных компетенций студенческой молодежи, но и воспитанию чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; расширяет знания о Великой Отечественной войне, о героях войны и тружениках тыла, их роли в Великой Победе.

Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений в работе со студентами на сегодняшний день. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашей стране были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачены традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы на сегодняшний день очевидна.

Аудиоспектакль – это звукозапись специальной постановки с участием профессиональных актёров, добавлением различных звуковых эффектов и музыкальным оформлением, – аудио-продукт, являющийся результатом работы целой команды профессионалов, роль звукорежиссёра в которой неоспоримо велика.

На первый взгляд может показаться, что аудиоспектакль в настоящие дни постепенно уходит в историю, заменяясь различными аудиовизуальными жанрами. Но при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что это совсем не так: большинство людей прослушивают аудиоспектакли и аудиокниги в машине, занимаясь домашними делами или идя на работу, а для слепых и слабовидящих людей аудиоспектакли являются одним из основных способов познания художественной литературы.

Создание аудиоспектакля состоит из нескольких этапов: экспликация; запись голоса (в том числе выбор микрофона и помещения) и музыкально-шумовое оформление. Каждый из которых, с одной стороны, обладает конкретными требованиями к техническому качеству выполняемой работы, а с другой – открывает широкий простор для творчества. К специалисту, выполняющему подобные задачи, предоставляются высокие требования: он должен обладать не только техническими знаниями, но и иметь хороший музыкальный, и даже шире – художественный вкус, а также уметь творчески подходить к поставленной задаче.

Суть задания состоит в том, что студенты 1 курса специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» в рамках мероприятий, посвященных году Памяти и славы, выбирают художественные произведения о ВОВ и реализуют их запись и музыкально-шумовое оформление, с привлечением чтецов-студентов театрального факультета. Таким образом, мы воспитываем патриотическое самосознание у широкого круга студенческой молодежи.

Каждый студент самостоятельно подбирает литературное произведение о Великой Отечественной войне, на основе которого составляет экспликацию (адаптирует текст для слушателя), затем записывает голоса актеров-чтецов, подбирает музыкальное и шумовое оформление для создания литературно-драматической композиции.

При этом, одно и то же литературное произведение, оформленное разными студентами, будет кардинально отличаться друг от друга, поскольку именно фактор субъективности отделяет звукорежиссуру от сухих технических специальностей и возводит ее в ранг творческих. Звукорежиссер – это человек, чьими ушами, чьей душой мы слышим исполнителя в записи. Он может вмешиваться в концепцию произведения, вносить свою интерпретацию, свои мысли, то, как он чувствует это произведение. Всё это дает возможность студенту в процессе работы над аудиоспектаклем детально погрузиться в историю, внести свое прочтение, вжиться в роли-судьбы героев, сочувствовать и сопереживать им.

Таким образом, мы невольно прививаем студенческой молодежи чувство военного патриотизма, гордости за наших героев, поддерживаем историческую память народа о Великой Отечественной войне. Ведь каждый человек, живущий в нашей великой стране, должен помнить тех, кто подарил нам этот прекрасный, солнечный и мирный день.

 

Литература:

1. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы: Метод. рекомендации. – Л.: НИИООВ, 1986. – 36 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

3. Кучекеева Л.А. Звукорежиссура радиоспектакля: технология и творчество // Электронный периодический рецензируемый научный журнал «SCI-ARTICLE.RU» №37 (сентябрь) 2016 – URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1470130682 (дата обращения 29.01.2020 г.).

 

УДК: 379.8.092.3

Макарова Е. М.

  РГППУ студент (Екатеринбург, Россия)

 Ронжина Н. В.

Доктор пед. н., профессор РГППУ (Екатеринбург, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: