Подвиг или обыденность в жизни советской школы в годы Великой Отечественной войны: организационный и правовой аспекты

Аннотация. В данной статье проводится анализ деятельности педагогов и учеников во времена Великой Отечественной войны, их вклад в приближение победы и развитие советского общества. Также рассматривается вопрос участия правительства страны в жизни образовательных учреждений военного и послевоенного периода в контексте законодательной и исполнительной инициативы.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическая деятельность, школа.

 

В канун 75-летия победы в Великой Отечественной войне становится особенно актуальным обращение к отечественной истории, истории советского образования, роли педагогов и обучающихся в деле борьбы с фашизмом и освобождении нашей Родины от захватчиков. Необходимость в исследовании данной темы обусловлена сегодня и многочисленными спекуляциями на Западе вокруг темы второй мировой войны и оспаривании роли советского народа в победе над фашизмом. Не случайно в последние годы на государственном уровне путем принятия специальных нормативно-правовых актов и внедрения новых учебных курсов в образовательный процесс (Основы религиозных культур и светской этики) все чаще поднимается вопрос о духовно-нравственном воспитании, воспитании патриотизма среди подрастающего поколения. Необходимость истинного понимания исторических процессов, вклада советского народа в победу над фашизмом – важная задача современной системы образования и воспитания. Но, как известно, чтобы осмыслить свое настоящее и строить будущее, необходимо знать и помнить о совей истории, чтить память о героях, отдавших жизнь за современный мир, за жизнь сегодняшнего поколения.

«Все для фронта, все для победы!» - главный лозунг времен Великой Отечественной Войны, который ставил самым главным приоритетом победу над фашистской Германией. Все люди нашей страны, даже дети трудились на благо Советского Союза, поэтому система образования значительно изменилась в этот период, но не исключила своей главной задачи: обучение детей школьного возраста. Многие школы, техникумы, вузы, эвакуированные с оккупированной территории, возобновляли свою деятельность на Урале и в Сибири. Многие учителя и старшие школьники уходили на фронт добровольцами, порой даже не достигнув призывного возраста, настолько велико было желание одолеть врага. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 года «О порядке вывоза и размещения людских контингентов» [3] дети до 15 лет подлежали эвакуации в первую очередь. Только в 1941-1942г. в РСФСР почти 600 школ с контингентом более 60 тыс. человек были переведены в глубинные тыловые области [2].

Образовательный процесс не прекращался даже во время войны, поэтому школы должны были обеспечить не только обучение детей, но и полную их защиту, т.к. родители были или на фронте, или трудились на предприятиях, не зная отпусков, выходных, порой не неделями не выходя из цехов. По распоряжению Коммунистической партии Советского Союза было установлено специальное питание для детей фронтовиков и инвалидов. Началась срочная эвакуация школ, детских домов и детских садов в глубокий тыл. Организация школьных интернатов в Сибири, на Урале и Средней Азии спасла много жизней, помогла создать сплоченный детский коллектив, приучить школьников к труду и самоуправлению. Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку» [1].

Перед школами стояла задача физически подготовить детей к любым испытаниям, обеспечить подготовку школьников к аграрному труду, придать основным наукам идейно-политическую направленность. Поэтому ученики не менее двух часов в день проводили на общественно-полезных работах: собирали лом и теплые вещи для Красной Армии, урожай для колхоза, лекарственные растения, строили оборонительные сооружения, участвовали в мероприятиях по противовоздушной обороне, оказывали медицинскую помощь раненым, брали шефство над семьями фронтовиков и т.д. В 1944-1945 гг. было принято положение об обучение детей с семилетнего возраста, что помогло сократить разрыв школ и детских садов.

«Для старших классов уроки проводили в просторной конюшне, которую некогда построил бывший заводчик Лапин. В ней поставили печки-буржуйки. Учителя и школьники принесли для занятий кто что мог из соседних сёл – Рождественской, Ивановской, Новой Деревни и других: табуретки, скамейки, столы, словом, немудрёную старую мебель. На школьный обед, если можно так его называть, давали по 50 граммов хлеба и по 10 граммов сливового повидла на ученика. Топить было нечем ни дома, ни в школе. Так и учились»- из биографииТ окарчук Евдокии Владимировны –учителя русского языка и литературы, отличника просвещения, заслуженного учителя школы РСФСР [5].

Во время войны приоритет отдавался таким урокам, как биология, химия и физика, были введены военно-оборонные дисциплины, а школьные курсы постоянно сопровождались практикой. В начале 1941-1942 гг. было введено изучение базы сельского хозяйства, чтобы школьники могли оказывать больше содействия колхозу. В 1943 году после специального Указа правительства в школах и детских домах открывались учебно-производственные мастерские, где ребята старших классов привлекались к оборонной или бытовой работе, а учителя выступали как бригадиры ученических групп. Данная практика способствовала укреплению духа молодежи и умения работать в коллективе.

В то же время, преподавание некоторых предметов стало чисто формальным и не удовлетворительным, война показала неполную подготовку детей, окончивших школу, их неграмотность. Нередко в школе оказывались люди без специального педагогического образования, поскольку не хватало учителей, многие из них были на фронте или уходили работать на заводы и фабрики. Также в школах организовывали соцсоревнование в учебной деятельности – для того, чтобы одержать победу, нередко оценки завышались, и искажалась действительная картина успеваемости учеников, из-за чего качество образования падало. Поэтому данная практика была запрещена, а в июне 1944 года была введена пятибалльная система оценивания. Так же были введены обязательные экзамены по окончанию средней и начальной школы, и награждение золотой или серебряной медалью отличников, оканчивающих среднюю школу.

Показательны в связи с этим воспоминания В. Х. Вайнштейна:

«Мне довелось с 1942 по 1944 год быть воспитанником детдома №51 Выборгского района. Я до сих пор помню всех замечательных воспитателей этого детского дома по имени и отчеству и его директора – Марию Михайловну Шарый. А мы, малолетки из детдома №51, тоже не сидели сложа руки, - говорит Виктор Хельмутович. - Выступали перед ранеными в госпиталях, в 1943-м дважды выступали на Ленинградском радио, причем нередко во время записи наш хор при артобстреле уводили в бомбоубежище. Летом 1942 и 1943 годов мы работали на соседнем совхозном поле: в июне пололи, а в августе собирали урожай брюквы, турнепса, моркови» [4].

В те годы школы сами создавали правила поведения учащихся, но это был довольно неудачный опыт, поэтому в августе 1943 года СНK РСФСР были закреплены «Правила для учащихся», в которых были четко прописаны обязанности учащихся по отношению к школе, учителю, родителям, старшим и товарищам. Были указаны правила культурного поведения в школе и обществе в целом. Данная практика помогла откорректировать поведение детей вне школы: в кино, театре или дома. Конечно, эти правила приняла вся страна – Советский Союз, и ребята учили их, но не все соблюдали.

Для дальнейшего развития образования в СССР по постановлению Совнаркома СССР в октябре 1943 года в Москве была организована Академия педагогических наук РСФСР, которая должна была изучать проблемы и методы педагогики, психологию и школьную гигиену. Но в связи с уходом большинства профессиональных педагогов на фронт, появилась острая необходимость в подготовке кадров среднего образования для педагогической работы в школах и институтах. Несмотря на попытки, многие учителя не имели нужной квалификации, и качество образования было не удовлетворительным. Но правительство все равно устанавливало льготы для учителей: поднималась зарплата, и предоставлялось снабжение продуктами питания.

В 1943-1944 гг. было принято решение о раздельном обучении мальчиков и девочек, что привело к нарушению дисциплины и нарушению воспитательной работы. Педагоги активно выражали свое недовольство, поэтому данная практика была прекращена в 1954 году.

В послевоенное время школа оказалась оторвана от «практики социалистического строения», поэтому в 1958 году появился «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [Цит по: 1, с. 126-127]. Данный закон определял срок обязательного обучения в течение восьми лет, а срок обучения в средней школе одиннадцать лет. Последний год чаще всего уделялся профессиональному обучению. В 60-х-70-х гг. на смену данному Закону пришла реформа, которая стабилизировала систему образования и модернизировала содержание среднего образования, ориентируясь на задачи, которые ставил научно-технический прогресс.

Подводя итог данным рассуждениям, следует сказать, что право на образование даже во время Великой отечественной войны было у всех советских граждан, поэтому даже война не смогла остановить образовательный процесс. Педагоги и учащиеся принимали самое активное участие в помощи стране в деле борьбы с фашизмом, но и учиться и трудиться они не прекращали. Совмещение трудовой, производственной практики и школьного образования было вынужденным, но очень нужным решением; к сожалению, в послевоенные годы данная практика стала преобразовываться, а в последствие и вообще исчезла. В 80-х годах появился новый вид деятельности педагогов, который получил название «педагогика сотрудничества», она разбивалась на два подвида: первый опирался на строгую технологическую схему, а второй – на гибкую, направленную на создание благоприятных условий для реализации возможностей ученика технологическую систему. Оба эти подвида являются частью гуманистического аппарата «педагогики сотрудничества». Также в 1983 году на школу были возложены функции подготовки учащихся на уровне среднего профессионального технического образования, а с учениками старших классов один раз в неделю проводили занятия по рабочим профессиям. В этом же году школы снова стали принимать детей с шестилетнего возраста. К концу века проблемы, возникшие в сфере образования в 80-х годах, не были решены. Период, начиная с перестройки и до начала 2000-х гг., был достаточно разрушительным для системы образования в Российской Федерации. Экономические реформы серьезно коснулись и системы образования: низкая заработная плата, утрата престижа учительства, отмена по сути своей, трудового воспитания – все это и многое другое нанесло существенный вред всей образовательной системе. Настоящее возрождение в образовании (хотя тоже не беспроблемно) началось уже в XXI столетии.

 

Литература:

1. Конюхова А. С. «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» (Реформа системы высшего образования СССР в 1958 году) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина.2015.№1.С. 126 – 134.

2. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. (19451961 гг.) / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. – М.: Педагогика, 1988. –  272 с.

3. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27 июня 1941 года «О порядке вывоза и размещения людских контингентов» // Известия ЦК КПСС. – 1990. – №6. – С. 207.

4. Учительство в годы Великой Отечественной Войны / URL: https://cpacibodedu.ru/article/3034-.

5. Учителя – участники Великой Отечественной Войны. МБОУ гимназия №25 города Ставрополя / URL: http://www.school25.ru/gimn/veteran_gimnaz.html.

 

УДК 378.147

Маланичева А. В.

Канд. пед. н., доцент АлтГПУ (Барнаул, Россия)

Романова В. Ю.

Учитель, гимназия № 74 (Барнаул, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: