Воспитание Советского человека – воспитание поколения Победителей

Аннотация. Статья посвящена анализу основных условий воспитания советского человека, совокупность которых позволила воспитать поколение Победителей фашизма в сложной политико-экономической и социокультурной ситуации становления Союза Советских Социалистических Республик.

Ключевые слова: коллективистский цивилизационный код, Великая Победа, поколение Победителей, общественно значимая цель, духовность, направленность на общее благо, труд, советское воспитание, советский человек, СССР.

 

2020 год для нашей страны – год знаменательный – мы встретим 75-летие Великой Победы советского народа над европейским фашизмом. К сожалению, все меньше живых свидетелей тех событий, но открываются архивные материалы той поры, которые для кого-то являются подтверждением их мировоззренческих устоев, для кого-то – новым знанием, откровением, а для кого-то – угрозой, так как говорят правду о событиях той страшной войны, унесшей миллионы жизней наших граждан. Три четверти века – срок вполне достаточный для того, чтобы объективно оценить подвиг, совершенный нашими дедами-прадедами. В условиях ведущейся западом информационной войны против России и Русского мира актуализируется необходимость оглянуться и проанализировать, что помогло нашему народу ценой неимоверных усилий и жертв выстоять в борьбе против коричневой чумы ХХ века и победить ее. Безусловно, Победа – это результат единения всех народов и национальностей, проживавших в Союзе Советских Социалистических Республик, это результат единства фронта и тыла, мужчин и женщин, стариков и детей, это Победа всенародная. Попытки идеологических противников нивелировать роль СССР в Победе над фашизмом, переписать историю ХХ века и Великой Отечественной войны, отрицать героизм и мужество советского Солдата, «оскорбить память павших» требуют от государственных и общественных деятелей, ученых, педагогов, журналистов, писателей активизировать деятельность по сохранению истории и правды, потому что у тех, кто забыл прошлое, нет будущего. К сожалению, история учит тому, что она ничему не учит. Это подтверждает идущая шестой год гражданская война на Украине, в прошлом – одной из республик Советского Союза. 

Чтобы локальные конфликты не переросли в третью мировую войну, для нас жизненно необходимо оглянуться назад, проанализировать те факторы и условия, которые позволили сохранить страну и народ, сохранить саму жизнь.

Начало ХХ века внесло кардинальные изменения в общественный уклад России и Донбасса, которые заключались, прежде всего, в смене системы государственной власти и введении общественной собственности на средства производства. Как писал К. Маркс, «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [7]. Необходимость защиты завоеваний социалистической революции, восстановления промышленного производства после разрухи гражданской войны, укрепления государства требовала соответствующим образом подготовленных квалифицированных кадров. Создаваемая новая реальность, базировавшаяся на общественных началах, потребовала изменений самого человека. Но до 1917 года подавляющее большинство населения Российской империи и Донбасса было неграмотным, что не могло способствовать дальнейшему развитию страны.

Понимая это, главной задачей образовательной политики советского государства первый народный комиссар по вопросам образования А.В. Луначарский рассматривал необходимость «…добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ,… отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройство ряда таких учительских институтов и семинарий, которые как можно скорее дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России» [9, с. 156]. Статистические данные говорят о том, что только в Донбассе «по итогам подворной переписи … в 1923 году треть мужчин и половина женщин не умели ни читать, ни писать, в сельской части Донбасса эти цифры были еще выше. Поэтому перед страной в целом, и перед Донбассом, в том числе, встала задача ликвидации неграмотности в кратчайшие сроки, и к 1939 году неграмотными осталось всего 6,6% населения, главным образом сельского [3, c. 195]. Так была решена задача чрезвычайной политической, экономической, социальной значимости.

Проблемы строительства нового по своей сути общества и необходимость их решения обусловили внимание социалистического государства к вопросам образования. Архивные данные статистики тех лет свидетельствуют о высокой оценке роли и значимости образования в формировании, в воспитании нового человека-коллективиста и о той заботе и внимании, которые уделялись Советской властью воспитательной работе: «в 1924-1925 хозяйственном году из расходного бюджета Донецкой губернии на нужды образования была выделена его третья часть (5 млн. руб. из общего бюджета губернии 15,7 млн. руб.)» [3, c. 43].

По мнению В.Э. Багдасаряна, «целевой антропологической установкой советской системы образования было «строительство», формирование нового человека на принципах коллективизма, человека свободного, всесторонне развитого» [2, c.102]. Человек, личность определялись К. Марксом как совокупность общественных отношений, в основе которых лежал коллективный труд [7]. Именно коллективный труд и представлял собой главное отличие советской системы от всех предшествующих ей в истории развития человечества. И невозможно не согласиться с Н.К. Крупской, что «психология коллективизма» явилась «той предпосылкой социалистического строя, без которой невозможен и самый этот строй» [6, c. 13].

Одной из основополагающих составляющих Победы советского народа в Великой Отечественной войне, по нашему твердому убеждению, было наличие общественно значимой цели, объединявшей людей в деле построения светлого будущего для всех трудящихся, построения коммунизма. Сегодня эту цель рассматривают с разных мировоззренческих позиций (часто прямо противоположных), но от этого ее объединяющее начало никоим образом не исчезает. Наоборот, сегодняшние реалии жизни людей Донбасса доказывают ее правоту и значимость наличия такой ценностной цели для общества и государства, которая служит мировоззренческим ориентиром, показывая, куда и зачем идут общество и государство. Справедливое общество равноправных трудящихся олицетворяло собой высшую человеческую ценность в советском обществе. Именно идеологическая направленность большинства населения на построение справедливого общества равноправных тружеников позволила восстановить Донбасс и его промышленное производство после гражданской войны 1918-1920 гг. уже к 1927 году, а после Великой Отечественной – всего за пять лет [4, с. 284].

Результаты историко-педагогических, этнографических, историко-литературных исследований доказывают, что общинный характер жизни нашего народа – это исторически сложившийся феномен, обусловленный необходимостью сохранения русского этноса. Слишком часто в нашей тысячелетней истории русским приходилось объединяться для защиты от иноземных захватчиков. Классическими примерами, демонстрирующими преимущества единства народа в деле защиты Отчизны, служит борьба русского ополчения под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в Смутное время, единство действий народного партизанского ополчения и регулярных русских войск под командованием М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года, и, конечно же, единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Историческая наука учит нас тому, что разобщенность, стремление служить только личным интересам приводили всегда к печальным разрушительным результатам, как, например, во времена феодальной раздробленности Руси.

Мы полностью разделяем точку зрения общественного деятеля Юрия Апухтина о том, что «в русском обществе, в отличие от западного с индивидуалистическим цивилизационным кодом, был заложен коллективистский цивилизационный код, оценивающий каждого его члена с точки зрения полезности для общества в целом. В связи с этим русские люди исторически особо чувствительны к вопросам социальной справедливости» [1].

С точки зрения педагогики наличие высокой значимой цели у советского народа можно рассматривать в качестве одного из существенных признаков зрелого коллектива, как его определял А.С. Макаренко. Древние римляне в основу своей политики положили принцип «разделяй и властвуй» (лат. divide et impera), которым руководствовались Римская и Британская империи, Третий рейх и сегодня руководствуются политики США. Понимая, что сила народа в его единстве, коллективный запад постоянно пытался выхолостить, разрушить и уничтожить и сам феномен коллективизма, и понятие, его обозначающее.

Высокая цель построения справедливого общества, в котором трудящиеся имеют равные права и возможности, обуславливала совместную общественно значимую деятельность людей по построению нового общества. И потому, когда пришлось орудия мирного созидательного труда сменить на оружие для защиты Родины, только в Сталино, как тогда назывался Донецк, 20 тысяч добровольцев явилось на призывные пункты в первые дни войны. До 21 октября 1941 года, до начала оккупации Донбасса немецкими захватчиками, народными ополченцами стали около 50 тысяч человек. И так было по всей стране. Несовершеннолетние прибавляли себе возраст и уходили на фронт, женщины овладевали военными профессиями. Кого не брали на фронт, уходили в партизанские отряды. Самому младшему фронтовику – Алешкину (Алешкову) Сергею Андреевичу – в 1942 году, когда он оказался на фронте, было всего шесть лет. Осознание советским человеком того факта, что его работа в тылу, у станка или в поле, боевые действия на фронте или в подпольных группах приближали Победу, вера в непобедимое единство народа служили мощными стимулами героических жертвенных подвигов.

Оплаченная беспрецедентно высокой ценой Победа стала возможной благодаря экономической и социокультурной политике, проводимой советским государством до войны. Наряду с ликвидацией неграмотности была организована масштабная работа по пропаганде идей социализма, традиционных ценностей нашего народа, которые выступали фундаментом его духовности.

В идеологической работе принимали активное участие педагоги образовательных организаций, работники учреждений культуры: библиотек, музеев, кинотеатров. В произведениях литературы и искусства, в средствах массовой информации, в прозаических произведениях, в стихах и песнях, в музыке воспевалась Родина, возвеличивался и прославлялся свободный труд и человек труда, что, на наш взгляд, является вполне справедливым, так как в основе любой экономики лежит производительный труд людей. Благодаря самоотверженному труду миллионов граждан СССР смог построить такую систему промышленного производства, сельского хозяйства и воспитания, которая выдержала Великую Отечественную войну и сделала возможной Победу.

Строительство социализма требовало грамотных тружеников, а, следовательно, и учителей. И перед войной еще в годы первых пятилеток были внесены изменения в содержание профессионально-педагогической подготовки: в нее были включены философско-мировоззренческие знания, целью которых было формирование широкого кругозора будущего учителя, способности прогнозирования будущего на основе адекватной оценки ситуации. Это новое учительство оказывало значительное влияние на широкие массы учащихся и их родителей, формируя ценностные ориентации и мировоззренческие установки, ставшие духовными предпосылками Великой Победы.

Реализуя общественно значимые цели в совместной деятельности по их достижению советские люди вступали в отношения взаимной ответственности, заботы, поддержки. Новый тип общественных отношений формировался усилиями широкой общественности, и, прежде всего, педагогами. Огромную помощь в решении этой важной задачи им оказывали работники средств массовой информации, деятели культуры и искусства. И Победа 1945 года – это свидетельство правильности проводимой перед войной воспитательной работы государства и школы.

Объединению, сплочению граждан СССР в единую общность – советский народ – во многом способствовала организационная структура советского общества через систему органов самоуправления. Это давало каждому советскому человеку ощущение сопричастности к великим свершениям, служило основой формирования чувства долга и ответственности за все, что происходило в стране: внутри и вне ее пределов. Глядя сегодня на карикатуры советских художников, отражающих античеловеческую сущность тогдашней политики капиталистических стран, которые поклонники либеральной идеологии называют не иначе, как коммунистической пропагандой, лишний раз убеждаешься в правоте и правильности советского воспитания. Более того, политическая карикатура предвоенных лет ХХ века точно отражает сущность современной политики США и их сателлитов.

Направленность деятельности каждого человека и всего общества на получение общей пользы, чему семья и школа учили ребенка с рождения, выступали основой духовности нашего народа, как высшего уровня «развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными регуляторами ее деятельности становятся высшие человеческие ценности» [8, с. 54]. В данном контексте академик А.М. Новиков трактует духовность как «образ жизни человека, достигшего личной зрелости…, высоконравственное начало в жизни человека…» [там же].

Только духовность советского человека, советского солдата позволила ему сохранить человеческий облик, несмотря на огромные жертвы, которые понес наш народ в войне. Только на оккупированной гитлеровцами территории Сталинской области было зверски «замучено и убито 174416 мирных граждан, 149367 военнопленных, угнано в Германию 252 тысячи граждан», материальный ущерб превышал 30 миллиардов рублей [5].

Таким образом, подводя итог, мы можем утверждать, что советская школа и советский учитель внесли решающий вклад в воспитание поколения Победителей, реализуя в своей деятельности постулаты педагогической теории и практики А.С. Макаренко по формированию коллектива. Наличие признаков коллектива, как их определял великий педагог, в предвоенном советском обществе, дает основание говорить о том, что советский народ к 1941 году представлял сплоченный единый коллектив, который оказался способным героически сражаться и победить всемирное зло.

Постепенное «размывание» признаков коллектива в конце 1970-х под влиянием либерализации запустило механизм разрушения СССР. Но это вопрос отдельного исследования.

Опыт народа-победителя в сферах политической идеологии, советского воспитания достоин самого пристального изучения для того, чтобы не допустить повторения тех страшных страниц нашей истории. А для этого, по нашему твердому убеждению, и, как свидетельствует война в Донбассе, «обществу необходимо представить образ будущего, определиться с его целеполаганием и четко артикулировать основополагающие ценности, за что должны бороться и куда стремиться. Всех может объединить идея и идеология социальной справедливости, цель которой построение справедливого государства, обеспечивающего реализацию национальных интересов России и достижение духовного и материального благосостояния для большинства народа» [1].

 

Литература:

1. Апухтин Ю. Будут ли внесены в Конституцию России положения о государственной идеологии [Электронный ресурс] – [Заголовок с экрана] – Режим доступа: https://apuhtin18.livejournal.com/59910.html (дата обращения 31.01.2020).

2. Багдасарян В.Э. Крупская и педагогическая эпоха / В.Э Багдасарян; науч. ред. В.С. Запалацкая. – М.: ИИУ МГОУ, 2019. – 180 с.

3. Донецкая область за 50 лет: статистический сборник / Центральное статистическое управление УССР, Статистическое управление Донецкой области; отв. за вып. З. Д. Лях. – Донецк, 1967. – 232 с.

4. История технического развития угольной промышленности Донбасса: В 2 т. Т. 1 / АН УССР. Сектор истории техники и естествознания Ин-та истории; Мин-во угольной промышленности УССР. Техническое упр.; Редкол.: А. Н. Щербань (гл. ред.) и др. – К.: Наук. думка, 1969. – 654 с.

5. Коровина М.В. Освобождение Донбасса: цена победы [Электронный ресурс] – [Заголовок с экрана] – Режим доступа: https://dn.archives.gov.ua/articles/stat44.htm (дата обращения 02.02.2020).

6. Крупская Н.К. Социально-политическая работа в школах-клубах для подростков // Н.К. Крупская Обучение и воспитание в школе. – М.: Директ-медиа, 2014. – 649 с. [Электронный ресурс] – [Заголовок с экрана] – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257826 (дата обращения: 21.01.2020).

7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс [Электронный ресурс] – [Заголовок с экрана] – Режим доступа: https://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Krit/krit-00.html (дата обращения 20.01.2020).

8. Новиков А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.

9. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по Народному образованию. Выпуск первый. (С 28 октября 1917 г. по 7 ноября 1918 г.). Москва. Издание Народного Комиссариата по Просвещению. [1919 г.]. – 204 с.

 

УДК 378.17

Марченко Г. В.

Канд. пед. н., доцент ДонНУ (Донецк, Донецкая народная республика)

Чоботова С. О.

ДонНУ, магистрант (Донецк, Донецкая народная республика)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: