Дети войны и образование

Аннотация. Ситуация в моей семье в начале войны. Впечатления ребенка. Учеба в сельской школе. Достижения в образовании у членов семьи.

Ключевые слова: война, ситуация, эстонский язык, методы воспитания, образование.

 

В 2020 году наша страна отмечает 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Многие семьи испытывали во время войны огромные трудности. Хочется рассказать о моей семье. Папа, мама и я жили в Москве. Когда началась война, мне было 2 года (я, Регина, с 1939 года рождения). В городе Александрове, 120 километров от Москвы, жили хорошие знакомые. Моя мама, когда объявили войну, растерялась. Она не знала, как спасти дочь. Она взяла меня и поехала в Александров. Как раз оттуда с запада шла война. Когда мы приехали туда, вражеские самолеты-разведчики уже летали в небе. Транспорт уже не ходил. Она со мной на руках пешком пошла обратно в Москву. Она шла несколько дней. Трудно представить, что она пережила. А в Москве в это время уже было очень трудно жить. Продовольственные магазины не работали, трудно было достать еду. Было голодно. Например, если где-то доставали колбасу, то покупали 100 или 200 грамм на семью. А я маме говорила: «мама, давай кушать-обедать». А мама отвечала, что еды нет. Чтобы как-то выжить, мама стала людям шить платья и получала за это какие-то мелочи. Папа не мог найти работу.

Потом мама со мной решила поехать в Абхазию к моей бабушке Марии. Там войны не было. Как рассказывала бабушка, в начале века, ее семья из Эстонии переселилась в Колхидскую низменность. Там были образованы два эстонских села: Сальме и Сулево по течению реки Псоу.

Бабушка мне потом рассказывала, что, когда меня привезли туда, я после обеда собирала со стола крошки хлеба и прятала их под подушку, боялась, что завтра не будет, что покушать.

У бабушки еще я увидела, что подушки на кроватях заправлены не так как у мамы в Москве. Мама заправляла их внутрь. Я прошлась по всем комнатам и постригла у подушек все углы.

У бабушки Марии я росла в войну вместе с двоюродной сестрой Эльми. Когда меня привезли туда, я ни слова не знала по-эстонски, а Эльми не знала ни слова по-русски. А в семье разговаривали только по-эстонски. Эльми пыталась мне что-то рассказать, а я отвечала только словом «ладно». Она возмущалась, подходила к бабушке и говорила: «почему Регина говорит только слово «ладно». Но очень быстро мы обе освоили оба языка. Да так, что Эльми стала с акцентом говорить на своем эстонском языке, а я с акцентом на русском языке.

В школу мы потом ходили вместе за три километра в гору от дома с одним портфелем. В этой сельской школе мы изучали четыре языка: русский, эстонский, немецкий, грузинский.

Было много казусов. Однажды по дороге в школу мы попали в сильную грозу. Мы шли под зонтиками. Подул очень сильный ветер. Эльми сразу отпустила свой зонтик, его потом нашли в конце села. А я крепко держала свой зонт, помню, как сейчас, он меня поднял в воздух и нес над дорогой.

В школу мы все-таки дошли промокшие. Нас потом сушили там. Не всем детям удалось дойти до школы.

Так как у меня с Эльми был один портфель, никто из нас не хотел его нести. Однажды, переходя ручей по дороге, мы поспорили и уронили его в воду, все наши тетради намокли. До сих пор у меня перед глазами картинка, как бабушка вешает их над плитой сушиться. Хорошо, что в них все было написано карандашом. Бабушка нас поругала, а потом накормила только что испеченным хлебом со сметаной и молоком. Было очень вкусно.

Однажды произошел такой случай. Мы решили покататься на свинье. Она бегала по хлеву, а мы по очереди залезали ей на спину и катались. От бабушки, конечно, нам попало. На всю жизнь запомнили. Она велела нам самим принести прутики, чтобы нас наказать. Мы принесли сухие сливовые. Они быстро сломались. Тогда бабушка велела принести бамбуковые. Мы принесли. Эльми сразу заплакала и ее перестали бить, а я держалась, не плакала. Но и меня бабушка больше не ударила. Мы с сестрой такой способ наказания-устрашения запомнили на всю жизнь.

Мы помогали по хозяйству. Пасли корову, пропалывали грядки, убирали сено в сарай, собирали фрукты, учились готовить еду и так далее. С тетей Альмой, Эльминой мамой, она работала зоотехником, летом гнали стадо колхозных коров на Кавказские горы на хорошие пастбища. Поднимались туда двое суток. Сначала до высокогорного сала Агипка вдоль реки Псоу. А потом по очень узкой дороге до пастбищ. Дорога была очень опасная. Справа скалы, а слева обрыв к реке метров 100. С коровами шли и телята, часто падали в обрыв. Пастухи их оттуда поднимали. Мой дедушка Ян однажды упал туда с телегой, у него был шов через всю голову.

Там наверху мы жили в балаганах. Из молока делали сыр сулугуни. Нас всегда угощали в процессе приготовления этим вкусным сыром. Природа там нас очаровала, вокруг было очень много различных цветов, тучи опускались до самой земли, можно было играть в прятки.

Когда мы закончили три класса, меня отвезли в Москву обратно к родителям. Это было уже после войны. Я не хотела, так как у бабушки было так хорошо. Я пряталась от дяди Кости, который меня отвозил в Москву.

Мои родители имели образование только семь классов, но мечтали дать детям высшее образование. Они следили за тем, чтобы я и моя родная сестра Линда, которая родилась в 1943 году, учились хорошо. У моей мамы был свой метод воспитания. Если вдруг в школе мы с сестрой получали тройку по какому-то предмету, то она требовала, чтобы мы повторили все с самого начала учебника.

Я потом успешно закончила педагогический институт, Линда – авиационный. А Эльми закончила медицинский институт, стала детским врачом. Я преподавала в школе физику и астрономию, потом поступила на кафедру педагогики МПГУ, защитила диссертацию, получила ученое звание доцента и отработала на кафедре 46 лет. До сих пор помню, как отец пришел на защиту диссертации, как он радовался за меня за то, что я получила такое высокое образование.

Я так благодарна бабушке, родителям Эльми, моим родителям, что, несмотря на все невзгоды, которые принесла война, они дали нам прекрасное образование. У меня есть дочь, она закончила педагогический университет, в школе преподает ИЗО. А сын закончил завод-втуз, т.е. тоже имеет высшее образование. Одна из четырех моих внуков в 2019 году Александра окончила школу на все пятерки, получила две золотые медали, поступила в педагогический университет на психологический факультет.

Итак, после войны бабушка и дедушка, родители, которые не имели даже среднего образования, сделали все возможное, чтобы дети и внуки в нашей семье получили хорошее образование.

 

УДК 37.018

Шайдулина А. В.

Учитель, Лицей №1 им. Флорида Булякова (с. Мишкино, РБ, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: