Специфика профессиональной деятельности педагога в современном образовательном пространстве

Аннотация. В статье раскрывается содержание профессиональной деятельности педагога, рассматривается педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, учитель, обучающийся, педагогические средства.

Современный учитель - мечтатель, творец,

Владеет профессией как удалец,

С теорией, практикой свободно на «ты»,

Владеет новыми технологиями,

Талантливо учит, может понять,

Энергией жизненной всех заряжать,

Может идеи в жизнь воплощать,

От новых открытий не отставать.

Не страшен ему, даже кризис времен,

Мудр, активен, в творческом поиске он.

                         (Шамсутдинова Р. Р.)

Педагог является ключевой фигурой реформирования образования. К характеристикам деятельности успешного профессионала относятся: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Обретение данных ценностных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Основные направления деятельности педагога, ее содержание определены впрофессиональном стандарте.В терминах компетенций представлены требования к результатам освоения программы по педагогическому образованию в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.

Педагогическая деятельность определяется как особый вид специальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [2].

Систематизирующей характеристикой педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, является ее цель.      Цель педагогической деятельности – развитие личности в гармонии с самим собой и с обществом.

Рассмотрим содержание педагогической деятельности, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Содержание педагогической деятельности

Элемент              деятельности Характеристика
Цель Передача соответствующего содержания образования, сформированность определенных качеств личности
Объект Обучающийся на входе
Результат Освоенное содержание образования – обучающийся на выходе
Квалификация субъекта деятельности (тип знания) Педагогика, психология, методика преподавания, педагогические технологии и т.д.
Средства деятельности Технические средства обучения, учебник, дидактический материал и т.д.
Приемы, техники, действия, методы Методы проведения урока: поощрение, соревнование, оценивание и т.д.

 

Особенностью педагогической деятельности является ее полифункциональность, то есть способность выполнять несколько целевых назначений. Основные функции педагога: организующая, обучающая, воспитывающая, коммуникационная и оценочная.

Многообразие функций педагогической деятельности описывается в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и т.д.

Основные виды профессионально-педагогической деятельности: воспитание, преподавание, научение, педагогическое общение. Механизмы данных видов природно обусловлены. В основе их действия заложены базовые человеческие потребности в получении новой информации, эмоциональном контакте. Например, в результате научения и преподавания формируются знания, умения, навыки и опыт деятельности; в результате воспитательной работы – изменения в системе ценностей, смыслов, установок, отношений, способах поведения; в общении развивается способность к эмпатии, сопереживанию, происходит культурная идентификация.

Основу профессионализма и педагогического мастерства составляет личностная готовность учителя к профессиональной деятельности.          Д. Аллен и К. Раин представляют микросхему компонентов педагогического мастерства. Рассмотрим элементы микросхемы, которые могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:

s привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной формулировки проблемы и т.д.;

s использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности;

s использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляд, мимика, жест);

s целесообразное применение системы положительных и отрицательных подкреплений;

s определение сосредоточенности внимания, степени включенности обучающегося в умственную работу по внешним признакам его поведения;

s использование иллюстраций и примеров;

s грамотное подведение итогов занятий или его отдельной части.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что современный педагог – это высокопрофессиональный специалист, владеющий новыми технологиями, «идущий в ногу со временем», талантливый, не просто учит монотонными лекциями, а умеет заинтересовать, обладает огромной энергией позитива, помогает своим ученикам стать лучше.

 

Литература:

1. Оруджалиева Э. Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования:  дис... кандидата пед. наук: 13.00.08  /  Э. Р. Оруджалиева. - Махачкала, 2011 –  211 с.

2. Сивашинская Е. Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0374/index.shtml?from_page=15

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/44.04.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.html

 

УДК 8.1751

                                                                              Шарафутдинова М. Н.

                                   БГПУ им. М. Акмуллы, студентка (Уфа, Россия)                                 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: