Ориентировка в пространстве

Цвет

1. Различать и называть эталоны цвета:

Красный Синий Зелёный Жёлтый

Белый Чёрный Оранжевый Коричневый

Розовый Голубой

Фиолетовый Бордовый

2. Выделять цвет в окружающей среде

Примерные упражнения и игры:

  • Какого цвета предмет? (огурец, заяц, лист, свинья, белка и т.д.)
  • Найди, принеси зелёный (красный, синий и др.) кубик. Какого цвета кубик ты принёс?
  • Найди все предметы зелёного, синего и др. цвета. Разложи по цвету. Какого цвета предметы?
  • «Какого цвета не стало?»
  • Какого цвета предметы на картинке? И др.

3. Смешивать цвета

  • Сделай из красной и белой краски розовую, из синей и белой – голубую, из красной и синей – фиолетовую.

4. Фиксировать цвета по насыщенности (3 оттенка одного цвета)

  • Разложи по порядку карточки (другие предметы) от самого тёмного красного (синего, зелёного) до самого светлого. Расскажи, какого цвета карточки (ленточки, машинки, платья, шарфики и др.) Примерный ответ: тёмный красный, светлее, самый светлый красный.

 

Форма

1. Узнавать и называть геометрические фигуры:

Круг             Квадрат        Треугольник          Прямоугольник                   Овал

                 
 
       


                                                          

Находить, показывать и рассказывать сходства и различия между геометрическими фигурами. (Сколько сторон, углов, стороны равные друг другу или нет и т.д.)

 

Примерные игры и упражнения:

  • Найди такую же геометрическую фигуру. Как она называется? Что у неё есть (нет)? Какие части (стороны, углы).
  • Выбери (собери) все круги, треугольники и т.д.
  • Закрась кружок красным цветом, квадрат – жёлтым, треугольник – синим цветом. Расскажи, какая г.ф. какого цвета?
  • Обвести пальчиком по стрелкам, как показано на рисунке.
  • Обведи г.ф. по трафарету, по шаблону.
  • Обведи красным фломастером (карандашом) по точкам большой круг, а синим – маленький.

2. Узнавать и называть геометрические формы:

Шар     Куб     «Кирпичик»     Пластина     «Крыша»        Брусок       Цилиндр

                         
   
       
         

 


Находить, показывать и рассказывать сходства и различия между геометрическими телами (формами). (Сколько граней, и какие они по форме, выделять и показывать вершины.)

3. Соотносить формы и фигуры.

Примерные игры и упражнения:

  • Устроить театр теней. Подсветить геометрическое тело (г. форму) так, чтобы её тень упала на стену (листок), обвести эту тень. Какая г. фигура получится?
  • Взять геометрическую форму, положить её на лист бумаги, попросить ребёнка обвести (с вашей помощью) её контур. Какая г. фигура получилась?
  • «Рассели формы по их домикам» - Положи на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал похожие на них геометрические формы шар, «крышу», кубик, «кирпичик». Почему так? Объясни.

4. Соотносить форму геометрической фигуры в предметных изображениях и в окружающих предметах.

  • На какую г.ф. похожа пуговица, тарелка, спасательный круг и т.д. (на круг), носовой платок, дом, печенье и т.д. (на квадрат)… продолжить с другими плоскими г.ф.
  • Из каких геометрических фигур сделан домик?         (квадрат, треугольник)
  • Выложи из палочек квадрат, треугольник.

5. Выделять объёмную форму в окружающих предметах.

  • Показываете матрёшку, снеговика, шарик воздушный, коробку и другие предметы и игрушки. Из каких г. форм они получились? (На какую геометрическую форму похожи части снеговика? (на шар), а коробка? (на куб) и т. д).

 



Величина

1. Соотносить предметы по величине:

по высоте, по длине, по ширине.

  • Найди такую же игрушку (предмет) по высоте (длине, ширине).

2. Сравнивать два предмета по величине и словесно их обозначать.

3. Сравнивать от трёх до пяти (к концу учебного года) предметов по величине (высоте, длине, ширине) и словесно обозначать.

  • Сравни способом приставления высоту двух (трёх, четырёх, пяти) машин (пирамидок, банок, коробок, зайцев, медведей и др. игрушек). (Ребёнок приставляет предметы друг к другу по порядку от самой высокой до самой низкой.)
  • Расскажи, какие предметы по высоте, сравнивая, их друг с другом. Примерный ответ: «Эта машинка высокая (показывает высоту), эта машинка (показывает высоту) ниже, чем эта (показывает на предыдущую машинку); эта (показывает высоту) самая низкая».
  • Сравни способом приложения или наложения

 

два (три, пять) одинаковых по ширине, но разных по длине прямоугольных предмета  (ленточки, шарфики, дощечки, полотенца, коврика…).

  • Расскажи, какие предметы по длине, сравнивая, их друг с другом. Примерный ответ: «Эта полоска (показывает длину) длинная, эта полоска (показывает длину) короче, чем эта (показывает на предыдущую полоску), эта (показывает длину) самая короткая».
  • Сравни способом приложения или наложения

     
 

 

 


две (три, пять) дорожки (и другие предметы прямоугольной формы разной ширины, но одинаковой длины).

  • Расскажи какие предметы, по ширине сравнивая, их друг с другом. Примерный ответ: «Эта полоска (показывает ширину) широкая, эта полоска (показывает ширину) уже, чем эта (показывает на предыдущую полоску), эта полоска (показывает ширину) самая узкая».

 


Ориентировка в пространстве

1. Ориентироваться на самом себе.

Примерные игры и упражнения:

  • Расскажи где у тебя находится голова (вверху), ноги (внизу), живот (впереди), спина (сзади); как называется эта ручка, ножка, ухо, глазик, локоток, плечо, коленка (правая, левая) и т.д.?

2. Ориентироваться относительно себя.

Примерные игры и упражнения:

  • Где находится потолок, пол? С какой стороны от тебя окно, дверь, шкаф и т.д.?

(Ребёнок должен использовать в речи слова: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа.)

3. Ориентироваться в месторасположении одного предмета относительно другого.

Примерные игры и упражнения:

  • Поставьте перед ребёнком кубик на кубик положите шарик. Спросите у ребенка, где находится шарик? (вверху, на кубике), а где находится кубик? (внизу, под шариком)
  • Поставьте перед ребёнком домик, за домик поставьте ёлочку. Спросите у ребенка, с какой стороны от ёлочки стоит домик? (впереди), а ёлочка от домика? (сзади, за домиком)
  • Поставьте перед ребёнком домик, слева от домика поставьте ёлочку, справа от домика поставьте скамеечку. Спросите у ребёнка, с какой стороны от домика стоит ёлочка? (слева), а с какой стороны от домика стоит скамеечка? (справа)

4. Ориентироваться на листе бумаги.

Примерные игры и упражнения:

Дайте ребёнку лист бумаги, на котором нарисованы г.ф.: красный круг находится на середине листа, зелёный треугольник – на нижней стороне листа, синий квадрат – на верхней стороне листа, жёлтый круг – на правой стороне листа, красный треугольник – на левой стороне листа.

Вопросы к ребёнку.

Где находится красный круг? (на середине листа)

Где находится зелёный треугольник? (на нижней стороне листа)

Где находится синий квадрат? (на верхней стороне листа)

Где находится жёлтый круг? (на правой стороне листа)

Где находится красный треугольник? (на левой стороне листа)

5. Оценивать взаимоположение предметов в пространстве с помощью предлогов и наречий: в, на, под, за, вверху, внизу, впереди, сзади, у, слева, справа, между, около, рядом, выше, ниже.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Где лежит мячик (сидит кукла, спряталась игрушка и т.д.)?»

Перекладываете мяч (другую игрушку) с одного места на другое место и одновременно задаёте ребёнку вопрос: «Где лежит мячик?» (на столе, под столом, в коробке, впереди куклы, сзади куклы и т.д.)

  • Игра «Куда села бабочка?»

В игре используются: бабочка, игрушечные звери. Игра проводится аналогично игре «Где лежит мячик?». Можно сочинить вместе с ребёнком сказку, в которой бабочка летала в гости к сказочным героям, и приземлялась на, в, под, за, слева, между зверями – ответ говорит ребёнок, но если он затрудняется, то говорите вы, а затем переспрашиваете ребёнка, куда же приземлилась бабочка?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: