Как работать над заданием 15.3

Абзац. Даём определение слова (это и есть тезис)

Определение – это установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика. В этом деле главные помощники - словари.

        Комментируем определение

- Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

- Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

- Чем существенным я могу дополнить это определение? -

- Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

- Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

Абзац. Ищем аргументы из текста

Это пример из текста, ярко демонстрирующий проявление нравственного понятия, о котором идет речь, в поступках, в характере героя.

Абзац. Ищем аргументы из жизненного опыта

- Например, из биографии (указать имя учёного, писателя, художника или любого другого известного лица) нам известен подобный факт:…

• Подобный вопрос нередко обсуждается в телепередачах (указать название, привести примеры)

• Рассуждая над этим вопросом, я вспомнил (-а), что в народе давно сложилась традиция (указать, какая и как она связана с темой сочинения)

• Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как…

• Нечто подобное было и в моей жизни:

• Мне на память пришло известное изречение (указать автора и привести пример изречения), которое также является аргументом к высказанной мысли.

• Я вспоминаю, что когда-то и мой отец (дедушка, дядя, друг и др.) рассказывал о том, как…

• В моей жизни был эпизод, когда…

• Наблюдая за своими одноклассниками, я не раз замечал, что…

Абзац. Делаем вывод.

 

 

 

 

       

       

  Дружба — это чувство, в первую очередь, доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.

   Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

   Дружба - ДР'УЖБА, дружбы, мн. нет, ·жен. Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения. Долголетняя дружба. Сделай мне это по дружбе. Водить дружбу с кем-нибудь (см. водить). • Не в службу, а в дружбу (погов.) - по доброте, из любезности. Не в службу, а в дружбу: принеси мне воды.

Что такое дружба?

  Дружба – это __________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________.

  В тексте Ю.Олеши рассказывается об отношениях  _________________________

_____________________. Это настоящие друзья, потому что _____________________  

 

_______________________________________________. Когда Пушкин в стихах написал обидные строки в адрес Виленьки, тот не обиделся, не стал упрекать друга, а воскликнул: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________.

 

  У меня тоже есть друг. ________________________________________________

 

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

   Таким образом, дружба заключается в том, ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  ТЕКСТ

Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денек-другой.

- Рассаживайтесь! - сказал хозяин комнаты. Тут же он рассмеялся. Рассмеялись и гости.

- Пушкин, - спросил он, когда шум улегся, - ты сочинил новые

стихи?

- Да, Виленька* (Вильгельм Кюхельбекер - прим. Ред.), - ответил хозяин комнаты.

- Ну, прочти! Прочти же! - воскликнул неповоротливый гость. Теперь его неповоротливость исчезла. Он перебегал от одной группы школьников к другой, размахивая руками, как будто хотел обнять и тех, и других, и третьих. Обнять от радости, что его товарищ сочинил новые стихи.

- Да будет тебе, Виленька, - сказал кто-то. - Ну, читай, Пушкин! Пушкин уже не лежал, а сидел на постели.

Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым.

В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов школьники поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах.

Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.

Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

    На этот раз им особенно нравилось то, что читал Пушкин. Еще бы, ведь в этих стихах он вел с ними товарищескую беседу, называл каждого из них по имени! То и дело раздавались взрывы хохота. Школьники узнавали свои смешные черты в том или ином стихе этой веселой песни:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

   Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как он ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. Но упорно жег он свечу в своей комнате. Он верил, что когда-нибудь и у него из-под пера вылетит стих, такой же легкий, такой же звонкий и так же попадающий в сердце, как стих Пушкина.

  Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. Все ждали: что же именно скажет Пушкин о злополучном поэте? Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются, хоть и любят, но все же посмеиваются. В школе, где учился Пушкин, посмеивались над Виленькой.

Виленька, наслаждаясь, слушал звонкую речь поэта. О том, что Пушкин, может, упомянет и его, он меньше всего думал. Он вообще забыл о себе, весь отдавшись поэтическому восторгу. Он чувствовал по голосу поэта и по его жесту, что чтение подходит к концу, и очень страдал от этого: ему хотелось, чтобы Пушкин читал вечно!

И вдруг он увидел, что Пушкин смотрит на него. Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. Он весь превратился в слух. Но услышать помешали ему остальные слушатели. Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Все бросились тормошить Виленьку. Ему повторяли то, что прочел Пушкин.

- Вот какие стихи ты сочиняешь! - крикнул кто-то. - Такие скучные, что от них заснуть можно!

- Давайте-ка хором! Хором! - крикнул кто-то другой и запел:

 Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

   Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хором:

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.

- Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. -Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?

Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. Видно было, что он готов на все.

- Что я должен сделать? Ну, говори!

- Я тебя прошу, если ты....

- Ну?

- Если ты...

- Ну, говори!

- Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин...

И Виленька обнял друга.

- Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг! А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья, а что я перед тобой? Ну, прочти, прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

Ю.Олеша

 

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: