Положительные последствия | Отрицательные последствия | ||
Культура и общество | |||
Свободное развитие индивида Информационное общество Социализация информации Коммуникативное общество Преодоление кризиса цивилизации | "Автоматизация" человека Дегуманизация жизни Технократическое мышление Снижение культурного уровня Лавина информации Элитарное знание (поляризация) | ||
Политика | |||
Расширение свобод Децентрализация Выравнивание иерархии власти Расширенное участие в общественной жизни | Снижение свобод Централизация Государство – "надзиратель" Расширение государственной бюрократии Усиление власти благодаря знаниям Усиление манипуляции людьми | ||
Хозяйство и труд | |||
Повышение продуктивности Рационализация Повышение компетентности Увеличение богатства Преодоление кризиса Экономия ресурсов Охрана окружающей среды Децентрализация промышленности Новая продукция Улучшение качества Диверсификация продукции Новые профессии и квалификации | Все возрастающая сложность жизни Обострение промышленного кризиса Концентрация Подверженность кризисам Стандартизация Массовая безработица Новые требования к мобильности трудящихся Дегуманизация труда Стрессы Деквалификация Исчезновение многочисленных профессий | ||
Международные отношения
| |||
Национальная независимость Появляется шанс на развитие стран "третьего мира" Улучшение обороноспособности страны | Усиление взаимозависимости Технологическая зависимость Обострение отношений Юга Запада Уязвимость Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем |
Что касается последствий информатизации для человека, то к начал; третьего тысячелетия передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. Наше время есть время триумфа человека и одновременно - его падения. Человек предстает как созидатель и разрушитель в одном лице.
Современный человек значительно изменился в течение нынешнего столетия. Эти изменения коснулись не только его социальных, но и биологически качеств.
Изменения в современном человеке происходят в русле тех закономерных процессов, с которыми сопряжено становление информационной цивилизации и формирование ноосферной культуры. В настоящее время наибольшее воздействие на человека оказывает НТП. С бурным развитием техники и машин стал постепенно разрушаться т.н. "природный" ("биосферный") человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену медленному природному пришло динамичное социальное время. Люди стали концентрироваться в огромных городах, и естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственной среде. Наступила техническая эра в истории человечества.
|
|
Н.А. Бердяев подчеркивал, что данная эпоха влечет культуру к гибели, поскольку вещь становится выше человека. По его убеждению, техника разрывает и противопоставляет дух и плоть. Она дает человеку чувство страшного могущества и подталкивает его к экспансии во внешнем мире. Поражается сама человеческая природа, его душевно-эмоциональная жизнь. Технизация мира безжалостна ко всему живому, поскольку совершенно чужда ему. И технический мир на какой-то ступени своего развития восстает против своего творца и уже более не повинуется ему.
Характеризуя бытие человека в современном мире, К. Ясперс писал, что до технической эпохи человек чувствовал себя единым с землей и небом. Это был "его мир" как нечто непреходящее, хотя и ничтожное. В современной же ситуации человек оказался как бы оторванным от своих естественных корней. Он теряет почву под ногами и становится беспомощным, будучи не в состоянии хоть как-то изменить стремительный ход событий и направить его в ту или иную сторону. Непомерная гордость человека XX в. и его уверенность в себе как в "господине мира" вступает в противоречие с осознанием собственной беспомощности. Как выйти из этой ситуации? – это основной, по убеждению Ясперса, вопрос современной ситуации с человеком. Ясперс отмечал также, что современный человек уже как бы не принадлежит себе. Он есть часть действующего гигантского и бездушного механизма. Человек распадается на отдельные функции, деловит и действует по правилам. Он нивелируется и теряет свое индивидуальное своеобразие, хотя и стремится к видимости самостоятельности. Над ним господствует масса и всесильный аппарат государства, которые растаптывают человека и лишают его свободы существования.
Современный технический мир порождает кризис природного человека.
Ученые отмечают, что по мере развития техники сам человек становится похожим на техническое устройство, на машину. В своих действиях и образе жизни он автоматически воспроизводит логику развития и функционирования технической среды его обитания. Для "технологического человека" характерно вытеснение высокой духовности и любви, переживаний, других чувств и подмена их автоматическими реакциями, набором ежедневно выполняемых функций, как это делает обычно робот.
"Роботообразный человек" действует по программе как исполнитель чужой воли. Это – "постчеловек", идущий на смену естественному, из природы вышедшему человеку.
Э. Фромм выделил и охарактеризовал такие проявления "злокачественной" агрессии современного человека, как практика разрушения, принесение своей жизни в жертву кумиру, садизм. Современный человек – "рыночный человек". Для него весь мир превращен в объект купли-продажи. Продаются не только вещи, но и сам человек, его физическая сила, знания, чувства. Другой же человек воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, потребления.
Отмечаются также такие негативные социальные и духовные последствия информатизации. Превращенный в элемент сложной организационной системы "человек массы" чувствует себя бессильным и одиноким. Он склонен к простым и радикальным решениям, к насилию, к своего рода "идолопоклонству", когда на место подлинных человеческих ценностей выходят такие социальные феномены, как государство, нация, техника.
Масс-культура, прямо враждебная духовному началу в человеке, стереотипизирует сознание массового человека, его быт, потребности, поведение.
|
|
Происходит "неумеренная специализация": работник вынужден становиться специалистом в очень узкой области, что сужает его интеллектуальный и духовный уровень и увеличивает его зависимость от сложных организаций временной науки часто характерны мелкотемье, надуманность исследовательских тем.
Научно-технический прогресс обеспечил человеку, существу в нравственном отношении весьма незрелому, невиданную мощь, вплоть до возможности уничтожения самого человечества, отсюда угроза жизни на земле.
Информационная революция привела к тому, что человек вынужден едва ли не большую часть своего времени разыскивать и обрабатывать нужную ему информацию. В то же время он буквально завален информацией, не нужной, но навязываемой ему, часто имеющей ущербное с точки зрения нравственных критериев качество.
Автоматизация, роботизация и компьютеризация создает несколько незатухающих, по крайней мере, для ближайшего будущего, проблем. Первая из них компьютерная безработица, вызываемая сокращением штата работающих вследствие введения новых компьютеризированных и ипформатизированных технологий. Очевидно, это неизбежный этап на ранних стадиях компьютеризации и автоматизации производства. Опыт стран, далеко ушедших по этому пути, показывает, что на последующих этапах появляется компенсирующий эффект – острая нехватка высококвалифицированных специалистов, связанных с производством, программированием и эксплуатацией, переналадкой и модернизацией современных гибких технологий.
Это выдвигает вторую социально значимую проблему, грозящую стать хронической на многие десятилетия. Она состоит в необходимости стремительной, постоянной и массовой переквалификации работников средней и даже высшей квалификации. В будущем непрерывное обучение от школьной скамьи и до конца трудовой деятельности станет, по-видимому, универсальным всеобъемлющим явлением. Оно включит в единый образовательный процесс повышения и смены квалификации почти все работающее население.
|
|
Автоматизация и роботизация, проводимые в широком диапазоне, освобождают человека от физического труда. Помимо безработицы, социальных потрясений это чревато копенным изменением жизни человека. Уже сейчас в развитых странах проблема досуга и свободного времени становится острой социальной проблемой.
Отрицательное отношение к автоматизации и роботизации касается, прежде всего, психологических моментов. Психологическая адаптация к этому процессу составляет, может быть, одну из сложнейших проблем будущего. Внедрение информационных технологий и информационных систем часто встречает непонимание и активное сопротивление. Сам процесс распространения и внедрения современных информационных систем производится без должного изучения человеческого фактора, реальной психологии рабочих, инженеров, без глубинного анализа взаимодействия информационной технологии, информационной и социальной среды, без учета социо-культурных механизмов.
Фактор социального сопротивления связан с непониманием прямых выгод и преимуществ, создаваемых автоматизацией и роботизацией, с нежеланием, недоумением и непониманием необходимости изменять свои жизненные стереотипы, с традиционным человеческим консерватизмом.
В странах Запада сопротивление автоматизации и роботизации постепенно преодолевается благодаря тщательному изучению вызывающих его факторов и продуманному устранению препятствий.
С другой стороны, уже сейчас в странах, где автоматизация и роботизация производства, включая офисный, управленческий труд, находится на достаточно высоком уровне, и носят массовый характер (Япония), отчетливо прослеживаются тенденции, содействующие творчеству, как индивидуальных производителей, так и более высокой творческой ориентации отдельных коллективов.
Таким образом, автоматизация и роботизация не ведут к монотонности, однообразию трудовых процессов и снижению творческого потенциала работников.
Еще одна проблема, связанная с автоматизацией и роботизацией промышленного и офисного труда, затрагивает вопрос об индивидуальной и общественной свободе. Освобожденный от физического труда массовый человек информационного общества совсем не обязательно и не сразу сможет, а тем более захочет стать свободным. Освободиться от внутреннего духовного рабства, социальной дифференциации и обрести себя в качестве свободного, интеллектуально независимого, творческого и нравственного индивида человеку будет чрезвычайно сложно.
Переход к информационному обществу предполагает не только высший уровень информированности, автоматизацию и роботизацию, но и высокий уровень благосостояния, гарантирующих каждому индивиду и социальной группе достижение объективной и субъективной свободы и создающих гарантию независимости от социальных, политических, нравственных и духовных принуждений.
Переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием мощной, широкой системы образования и развития творческих способностей, выработки у человека высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности.
Гуманитарные тенденции становления глобального информационного общества и их ожидаемые последствия
Глобализация сознания. Рассмотрим теперь некоторые принципиально важные гуманитарные тенденции, которые просматриваются уже сегодня в связи с развитием новых информационных технологий и формированием глобального информационного общества. Одна из них заключается в глобализации индивидуального и общественного сознания. Это новая и весьма революционная тенденция, безусловно, будет иметь важные последствия для всего дальнейшего развития человеческого общества. Она обусловлена глобализацией информационного пространства современного общества, которая особенно заметно стала проявлять себя в последние годы.
Если проанализировать основные факторы, содействующие глобализации информационного пространства мирового информационного сообщества, то среди них можно выделить следующие четыре наиболее важных:
1. Развитие глобальной системы телевидения и радиовещания на основе использования спутниковых систем связи, покрывающих сегодня всю поверхность земного шара. Благодаря этому практически в любой точке нашей планеты сегодня обеспечивается прием нескольких телевизионных и радиопрограмм крупнейших мировых теле- и радиокомпаний, которые работают круглосуточно и передают важнейшие новости, а также сведения из области экономики, науки, образования и культуры.
2. Развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей. Ярким примером здесь является сеть Интернет, которая сегодня охватывает практически весь земной шар и количество пользователей в которой продолжает непрерывно возрастать.
3. Глобализация телефонной связи, в том числе мобильной. По мобильному телефону уже сегодня можно связаться с абонентами во многих развитых странах мира, а через несколько лет эта сеть будет охватывать уже всю нашу планету.
4. Появление принципиально новых средств и технологий для информационных коммуникаций. Здесь, прежде всего, необходимо отметить персональные цифровые коммуникаторы, представляющие собой портативные устройства, обеспечивающие интеграцию функций мобильного телефона, терминала сети Интернет и даже миниатюрной видеокамеры.
Кроме того, очень быстро развиваются и технологии интернет-телефонии, когда речевые сообщения передаются по информационным трактам сети Интернет. Еще одна тенденция проявляется в расширении функций обычного телевизионного приемника. После перевода телевизоров на цифровую элементарную базу они будут обеспечивать возможность не только приема информации из компьютерных информационных сетей, но также и передачу ответной информации в эти сети от своих абонентов.
Какими могут быть гуманитарные последствия дальнейшего развития перечисленных выше факторов, совместное действие которых и создает новое глобальное информационное пространство? Их много. Но прежде всего это развитие у людей чувства «постоянной включенности» в мировое информационное пространство и, как следствие этого, глобализация сознания. Суть этого нового гуманитарного феномена состоит в том, что человек больше не чувствует себя одиноким, оторванным от других людей. Уже сегодня он быстро узнает обо всех событиях, которые происходят в мире, и становится сопричастным к этим событиям. Впервые в истории развития человеческого общества практически у каждого человека нашей планеты появляется реальная возможность влиять на те или иные общественно значимые события или же по крайней мере выражать свое отношение к этим событиям. И эти возможности появляются именно благодаря развитию новых средств информационных коммуникаций.
Следует отметить, что наблюдаемый сегодня феномен — это уже третий этап глобализации сознания за всю историю развития человечества.
· Первый этап произошел после кругосветных путешествий Магеллана и Колумба, когда человечество впервые осознало ограниченность нашей планеты, размеры которой ранее считались бесконечными. Это был первый серьезный шаг по пути глобализации сознания людей.
· Второй этап глобализации общественного сознания произошел после полета в космос Юрия Гагарина. Тогда человек впервые сам увидел нашу планету из космоса, а человечество начало понимать, какая она маленькая и хрупкая и как нам нужно научиться ее беречь.
· Третий этап глобализации сознания мы наблюдаем сегодня, когда началось целенаправленное формирование глобального информационного общества.На этом этапе происходит осознание взаимной информационной связанности человечества, всех людей, которые сегодня живут и будут жить на нашей планете, независимо от их культуры, расы, религиозных и политических убеждений. Это чрезвычайно важный гуманитарный и общецивилизационный феномен, а также обусловленный развитием процесса глобальной информатизации общества.
Повышение уровня информационной коммуникабельности общества. Еще одна важная гуманитарная тенденция проявляется сегодня в быстром повышении уровня информационной коммуникабельности общества. Каковы основные признаки проявления этой тенденции? Здесь можно выделить следующие, наиболее важные:
· Сегодня мы наблюдаем быстрый рост интенсивности информационных коммуникаций в обществе. При этом усиливается обмен информацией как между отдельными людьми, так и между организациями, регионами, странами и континентами.
· Существенно возрастает интенсивность международных связей, идет широкое развитие экономического, научного, образовательного и культурного сотрудничества.
· Начался новый этап в развитии международного разделения труда и занятости населения. Особенно заметно это проявляется в информационной сфере общества.
Какими могут быть гуманитарные последствия дальнейшего развития этих тенденций? В первую очередь следует ожидать значительной активизации в использовании интеллектуальных ресурсов слаборазвитых и развивающихся стран. Хорошим примером здесь является Индия, которая сейчас выходит на одно из ведущих мест в мире по разработке программного обеспечения для информационных технологий. Это так называемое оффшорное программирование, когда программные продукты создаются по заданной спецификации зарубежной фирмы, а результаты отправляются ей по сети Интернет. Объем таких разработок в Индии уже сегодня измеряется миллиардами долларов.
Еще один прогнозируемый результат заключается в том, что появляется надежда на практическое решение проблемы «информационной бедности» в слаборазвитых странах и регионах мира. Эта проблема сегодня является исключительно важной для повышения качества жизни людей в современном мире. Ведь психика людей имеет социальную природу. Человек нуждается в постоянном общении с другими людьми. Поэтому отсутствие такого общения нельзя заменить никакими материальными благами.