Социальные последствия информатизации общества

Положительные последствия Отрицательные последствия

Культура и общество

Свободное развитие индивида Информационное общество Социализация информации Коммуникативное общество Преодоление кризиса цивилизации "Автоматизация" человека Дегуманизация жизни Технократическое мышление Снижение культурного уровня Лавина информации Элитарное знание (поляризация)

Политика

Расширение свобод Децентрализация Выравнивание иерархии власти Расширенное участие в общественной жизни Снижение свобод Централизация Государство – "надзиратель" Расширение государственной бюрократии Усиление власти благодаря знаниям Усиление манипуляции людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности Рационализация Повышение компетентности Увеличение богатства Преодоление кризиса Экономия ресурсов Охрана окружающей среды Децентрализация промышленности Новая продукция Улучшение качества Диверсификация продукции Новые профессии и квалификации Все возрастающая сложность жизни Обострение промышленного кризиса Концентрация Подверженность кризисам Стандартизация Массовая безработица Новые требования к мобильности трудящихся Дегуманизация труда Стрессы Деквалификация Исчезновение многочисленных профессий

Международные отношения

Национальная независимость Появляется шанс на развитие стран "третьего мира" Улучшение обороноспособности страны Усиление взаимозависимости Технологическая зависимость Обострение отношений Юга Запада Уязвимость Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем

Что касается последствий информатизации для человека, то к начал; третьего тысячелетия передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. Наше время есть время триумфа человека и одновременно - его падения. Человек предстает как созидатель и разрушитель в одном лице.

Современный человек значительно изменился в течение нынешнего столетия. Эти изменения коснулись не только его социальных, но и биологически качеств.

Изменения в современном человеке происходят в русле тех закономерных процессов, с которыми сопряжено становление информационной цивилизации и формирование ноосферной культуры. В настоящее время наибольшее воздействие на человека оказывает НТП. С бурным развитием техники и машин стал постепенно разрушаться т.н. "природный" ("биосферный") человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену медленному природному пришло динамичное социальное время. Люди стали концентрироваться в огромных городах, и естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственной среде. Наступила техническая эра в истории человечества.

Н.А. Бердяев подчеркивал, что данная эпоха влечет культуру к гибели, поскольку вещь становится выше человека. По его убеждению, техника разрывает и противопоставляет дух и плоть. Она дает человеку чувство страшного могущества и подталкивает его к экспансии во внешнем мире. Поражается сама человеческая природа, его душевно-эмоциональная жизнь. Технизация мира безжалостна ко всему живому, поскольку совершенно чужда ему. И технический мир на какой-то ступени своего развития восстает против своего творца и уже более не повинуется ему.

Характеризуя бытие человека в современном мире, К. Ясперс писал, что до технической эпохи человек чувствовал себя единым с землей и небом. Это был "его мир" как нечто непреходящее, хотя и ничтожное. В современной же ситуации человек оказался как бы оторванным от своих естественных корней. Он теряет почву под ногами и становится беспомощным, будучи не в состоянии хоть как-то изменить стремительный ход событий и направить его в ту или иную сторону. Непомерная гордость человека XX в. и его уверенность в себе как в "господине мира" вступает в противоречие с осознанием собственной беспомощности. Как выйти из этой ситуации? – это основной, по убеждению Ясперса, вопрос современной ситуации с человеком. Ясперс отмечал также, что современный человек уже как бы не принадлежит себе. Он есть часть действующего гигантского и бездушного механизма. Человек распадается на отдельные функции, деловит и действует по правилам. Он нивелируется и теряет свое индивидуальное своеобразие, хотя и стремится к видимости самостоятельности. Над ним господствует масса и всесильный аппарат государства, которые растаптывают человека и лишают его свободы существования.

Современный технический мир порождает кризис природного человека.

Ученые отмечают, что по мере развития техники сам человек становится похожим на техническое устройство, на машину. В своих действиях и образе жизни он автоматически воспроизводит логику развития и функционирования технической среды его обитания. Для "технологического человека" характерно вытеснение высокой духовности и любви, переживаний, других чувств и подмена их автоматическими реакциями, набором ежедневно выполняемых функций, как это делает обычно робот.

"Роботообразный человек" действует по программе как исполнитель чужой воли. Это – "постчеловек", идущий на смену естественному, из природы вышедшему человеку.

Э. Фромм выделил и охарактеризовал такие проявления "злокачественной" агрессии современного человека, как практика разрушения, принесение своей жизни в жертву кумиру, садизм. Современный человек – "рыночный человек". Для него весь мир превращен в объект купли-продажи. Продаются не только вещи, но и сам человек, его физическая сила, знания, чувства. Другой же человек воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, потребления.

Отмечаются также такие негативные социальные и духовные последствия информатизации. Превращенный в элемент сложной организационной системы "человек массы" чувствует себя бессильным и одиноким. Он склонен к простым и радикальным решениям, к насилию, к своего рода "идолопоклонству", когда на место подлинных человеческих ценностей выходят такие социальные феномены, как государство, нация, техника.

Масс-культура, прямо враждебная духовному началу в человеке, стереотипизирует сознание массового человека, его быт, потребности, поведение.

Происходит "неумеренная специализация": работник вынужден становиться специалистом в очень узкой области, что сужает его интеллектуальный и духовный уровень и увеличивает его зависимость от сложных организаций временной науки часто характерны мелкотемье, надуманность исследовательских тем.

Научно-технический прогресс обеспечил человеку, существу в нравственном отношении весьма незрелому, невиданную мощь, вплоть до возможности уничтожения самого человечества, отсюда угроза жизни на земле.

Информационная революция привела к тому, что человек вынужден едва ли не большую часть своего времени разыскивать и обрабатывать нужную ему информацию. В то же время он буквально завален информацией, не нужной, но навязываемой ему, часто имеющей ущербное с точки зрения нравственных критериев качество.

Автоматизация, роботизация и компьютеризация создает несколько незатухающих, по крайней мере, для ближайшего будущего, проблем. Первая из них компьютерная безработица, вызываемая сокращением штата работающих вследствие введения новых компьютеризированных и ипформатизированных технологий. Очевидно, это неизбежный этап на ранних стадиях компьютеризации и автоматизации производства. Опыт стран, далеко ушедших по этому пути, показывает, что на последующих этапах появляется компенсирующий эффект – острая нехватка высококвалифицированных специалистов, связанных с производством, программированием и эксплуатацией, переналадкой и модернизацией современных гибких технологий.

Это выдвигает вторую социально значимую проблему, грозящую стать хронической на многие десятилетия. Она состоит в необходимости стремительной, постоянной и массовой переквалификации работников средней и даже высшей квалификации. В будущем непрерывное обучение от школьной скамьи и до конца трудовой деятельности станет, по-видимому, универсальным всеобъемлющим явлением. Оно включит в единый образовательный процесс повышения и смены квалификации почти все работающее население.

Автоматизация и роботизация, проводимые в широком диапазоне, освобождают человека от физического труда. Помимо безработицы, социальных потрясений это чревато копенным изменением жизни человека. Уже сейчас в развитых странах проблема досуга и свободного времени становится острой социальной проблемой.

Отрицательное отношение к автоматизации и роботизации касается, прежде всего, психологических моментов. Психологическая адаптация к этому процессу составляет, может быть, одну из сложнейших проблем будущего. Внедрение информационных технологий и информационных систем часто встречает непонимание и активное сопротивление. Сам процесс распространения и внедрения современных информационных систем производится без должного изучения человеческого фактора, реальной психологии рабочих, инженеров, без глубинного анализа взаимодействия информационной технологии, информационной и социальной среды, без учета социо-культурных механизмов.

Фактор социального сопротивления связан с непониманием прямых выгод и преимуществ, создаваемых автоматизацией и роботизацией, с нежеланием, недоумением и непониманием необходимости изменять свои жизненные стереотипы, с традиционным человеческим консерватизмом.

В странах Запада сопротивление автоматизации и роботизации постепенно преодолевается благодаря тщательному изучению вызывающих его факторов и продуманному устранению препятствий.

С другой стороны, уже сейчас в странах, где автоматизация и роботизация производства, включая офисный, управленческий труд, находится на достаточно высоком уровне, и носят массовый характер (Япония), отчетливо прослеживаются тенденции, содействующие творчеству, как индивидуальных производителей, так и более высокой творческой ориентации отдельных коллективов.

Таким образом, автоматизация и роботизация не ведут к монотонности, однообразию трудовых процессов и снижению творческого потенциала работников.

Еще одна проблема, связанная с автоматизацией и роботизацией промышленного и офисного труда, затрагивает вопрос об индивидуальной и общественной свободе. Освобожденный от физического труда массовый человек информационного общества совсем не обязательно и не сразу сможет, а тем более захочет стать свободным. Освободиться от внутреннего духовного рабства, социальной дифференциации и обрести себя в качестве свободного, интеллектуально независимого, творческого и нравственного индивида человеку будет чрезвычайно сложно.

Переход к информационному обществу предполагает не только высший уровень информированности, автоматизацию и роботизацию, но и высокий уровень благосостояния, гарантирующих каждому индивиду и социальной группе достижение объективной и субъективной свободы и создающих гарантию независимости от социальных, политических, нравственных и духовных принуждений.

Переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием мощной, широкой системы образования и развития творческих способностей, выработки у человека высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности.

 Гуманитарные тенденции становления глобального информационного общества и их ожидаемые последствия

Глобализация сознания. Рассмотрим теперь некоторые принципиально важные гуманитарные тенденции, которые просматриваются уже сегодня в связи с развитием новых информационных технологий и формированием глобального информационного общества. Одна из них заключается в глобализации индивидуального и общественного сознания. Это новая и весьма революционная тенденция, безусловно, будет иметь важные последствия для всего дальнейшего развития человеческого общества. Она обусловлена глобализацией информационного пространства современного общества, которая особенно заметно стала проявлять себя в последние годы.

Если проанализировать основные факторы, содействующие глобализации информационного пространства мирового информационного сообщества, то среди них можно выделить следующие четыре наиболее важных:

1. Развитие глобальной системы телевидения и радиовещания на основе использования спутниковых систем связи, покрывающих сегодня всю поверхность земного шара. Благодаря этому практически в любой точке нашей планеты сегодня обеспечивается прием нескольких телевизионных и радиопрограмм крупнейших мировых теле- и радиокомпаний, которые работают круглосуточно и передают важнейшие новости, а также сведения из области экономики, науки, образования и культуры.

2. Развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей. Ярким примером здесь является сеть Интернет, которая сегодня охватывает практически весь земной шар и количество пользователей в которой продолжает непрерывно возрастать.

3. Глобализация телефонной связи, в том числе мобильной. По мобильному телефону уже сегодня можно связаться с абонентами во многих развитых странах мира, а через несколько лет эта сеть будет охватывать уже всю нашу планету.

4. Появление принципиально новых средств и технологий для информационных коммуникаций. Здесь, прежде всего, необходимо отметить персональные цифровые коммуникаторы, представляющие собой портативные устройства, обеспечивающие интеграцию функций мобильного телефона, терминала сети Интернет и даже миниатюрной видеокамеры.

Кроме того, очень быстро развиваются и технологии интернет-телефонии, когда речевые сообщения передаются по информационным трактам сети Интернет. Еще одна тенденция проявляется в расширении функций обычного телевизионного приемника. После перевода телевизоров на цифровую элементарную базу они будут обеспечивать возможность не только приема информации из компьютерных информационных сетей, но также и передачу ответной информации в эти сети от своих абонентов.

Какими могут быть гуманитарные последствия дальнейшего развития перечисленных выше факторов, совместное действие которых и создает новое глобальное информационное пространство? Их много. Но прежде всего это развитие у людей чувства «постоянной включенности» в мировое информационное пространство и, как следствие этого, глобализация сознания. Суть этого нового гуманитарного феномена состоит в том, что человек больше не чувствует себя одиноким, оторванным от других людей. Уже сегодня он быстро узнает обо всех событиях, которые происходят в мире, и становится сопричастным к этим событиям. Впервые в истории развития человеческого общества практически у каждого человека нашей планеты появляется реальная возможность влиять на те или иные общественно значимые события или же по крайней мере выражать свое отношение к этим событиям. И эти возможности появляются именно благодаря развитию новых средств информационных коммуникаций.

Следует отметить, что наблюдаемый сегодня феномен — это уже третий этап глобализации сознания за всю историю развития человечества.

· Первый этап произошел после кругосветных путешествий Магеллана и Колумба, когда человечество впервые осознало ограниченность нашей планеты, размеры которой ранее считались бесконечными. Это был первый серьезный шаг по пути глобализации сознания людей.

· Второй этап глобализации общественного сознания произошел после полета в космос Юрия Гагарина. Тогда человек впервые сам увидел нашу планету из космоса, а человечество начало понимать, какая она маленькая и хрупкая и как нам нужно научиться ее беречь.

· Третий этап глобализации сознания мы наблюдаем сегодня, когда началось целенаправленное формирование глобального информационного общества.На этом этапе происходит осознание взаимной информационной связанности человечества, всех людей, которые сегодня живут и будут жить на нашей планете, независимо от их культуры, расы, религиозных и политических убеждений. Это чрезвычайно важный гуманитарный и общецивилизационный феномен, а также обусловленный развитием процесса глобальной информатизации общества.

Повышение уровня информационной коммуникабельности общества. Еще одна важная гуманитарная тенденция проявляется сегодня в быстром повышении уровня информационной коммуникабельности общества. Каковы основные признаки проявления этой тенденции? Здесь можно выделить следующие, наиболее важные:

· Сегодня мы наблюдаем быстрый рост интенсивности информационных коммуникаций в обществе. При этом усиливается обмен информацией как между отдельными людьми, так и между организациями, регионами, странами и континентами.

· Существенно возрастает интенсивность международных связей, идет широкое развитие экономического, научного, образовательного и культурного сотрудничества.

· Начался новый этап в развитии международного разделения труда и занятости населения. Особенно заметно это проявляется в информационной сфере общества.

Какими могут быть гуманитарные последствия дальнейшего развития этих тенденций? В первую очередь следует ожидать значительной активизации в использовании интеллектуальных ресурсов слаборазвитых и развивающихся стран. Хорошим примером здесь является Индия, которая сейчас выходит на одно из ведущих мест в мире по разработке программного обеспечения для информационных технологий. Это так называемое оффшорное программирование, когда программные продукты создаются по заданной спецификации зарубежной фирмы, а результаты отправляются ей по сети Интернет. Объем таких разработок в Индии уже сегодня измеряется миллиардами долларов.

Еще один прогнозируемый результат заключается в том, что появляется надежда на практическое решение проблемы «информационной бедности» в слаборазвитых странах и регионах мира. Эта проблема сегодня является исключительно важной для повышения качества жизни людей в современном мире. Ведь психика людей имеет социальную природу. Человек нуждается в постоянном общении с другими людьми. Поэтому отсутствие такого общения нельзя заменить никакими материальными благами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: