Актуальные социальные проблемы. Роль социальной работы в их решении

Проблема в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Достаточно обширный сектор рассмотрения социальных проблем связан с так называемым сферным подходом. Особен­ность этого подхода заключается, во-первых, в том, что в при­вычном словоупотреблении под названием “социальная сфера”, “сфера производства” и т. д. подразумевают комплексы, вклю­чающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руководящих орга­нов. Во-вторых, определенные виды социальных услуг реали­зуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда дру­гих: так, образовательной деятельностью занимаются не толь­ко учреждения Министерства образования и науки РФ, но так­же структуры Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства культуры и т. д., не говоря уже о него­сударственных организациях, роль которых в последние годы возрастает.

Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятель­ность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Наконец, в-третьих, существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огром­ное значение именно для социального развития и решения воз­никающих социальных проблем.

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность об­щества и все функции государства, причем ряд элементов в рам­ках такой структуры являются “пограничными”, лежат на сты­ке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рам­ках сферного подхода можно рассмотреть такие актуальные социальные проблемы, как проблемы в сфере социально-тру­довых отношений, в области охраны здоровья населения, социоэкологические проблемы, проблемы в области образования, культуры и досуга, социальной защиты населения и др.

Проблемы в сфере социально-трудовых отношений.

Важ­нейшее место в социальной работе должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальный работник реализует мероп­риятия по содействию занятости населения. В современных ус­ловиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с пред­принимателями (работодателями) и профсоюзами (объединени­ями наемных работников). Оформление и поддержание социаль­ного партнерства между всеми участниками социально-трудо­вых отношений, организация деятельности трехсторонних комис­сий являются неотъемлемой частью социального управления.

Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения “приносящего доход занятия” является содействие самозанятости, организации ма­лых предприятий на семейной или соседской основе. Преобла­дание в настоящее время среди них торговых или простейших сервисных предприятий — не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Мировая практи­ка показывает, что ему по силам и интеллектуальные услуги, и разработка новых технологий. Конечно, главное в такой деятель­ности — индивидуальная инициатива потенциальных предпри­нимателей, однако региональная администрация может поддер­жать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвес­тиционного климата, защиты от криминалитета, предоставле­ния региональных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кри­зиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать тру­доустройство лицам, направляемым на переобучение. Нет дос­товерных данных, показывающих, какая часть лиц, получив­ших переподготовку, находит работу в соответствии с получен­ной профессией.

Спецификой современного уровня социально-экономичес­кого развития как в Российской Федерации в целом, так и в от­дельных регионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантируют получение до­хода, эквивалентного не только минимальному потребительс­кому бюджету, но даже душевому прожиточному минимуму. То есть работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка и т. д.), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи лич­ных вещей, реализации квартиры, дачи и т. д. Наконец, обра­щение в органы социальной защиты может предоставить чело­веку (семье) адресную социальную помощь.

Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстано­вимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для инди­вида, так и для общества в целом — повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности. В рамках этого направ­ления применяются такие методы, как согласование и приня­тие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в усло­виях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых отношений); обеспечение своев­ременности выплаты заработной платы и наказание за корыст­ную ее задержку работодателями; введение тех или иных реги­ональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям рабо­тающих (за особые условия труда, в силу высокой социальной значимости, для привлечения кадров).

Наконец, функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приоб­рела особую остроту. В настоящее время стремление к сиюми­нутной экономии, ослабление контролирующей роли государ­ства иногда приводят к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устаревшее и опасное оборудование мед­ленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоян­ные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих техно­логии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудоох­ранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и для общества в целом, однако другие социальные проблемы имеют не меньшую важность.

Проблемы в сфере охраны здоровья.

Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или от­сутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодатель­ством. Так, статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-уча­стники признают право каждого человека на наивысший дос­тижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках по­литики в области здравоохранения. Эти меры касаются меди­цины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового разви­тия детей. То есть политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охра­не здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья (ст. 17) и медико-социальную помощь (ст. 20), причем они обеспечи­ваются не только мерами по развитию здравоохранения в це­лом и медицины в частности, но также охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставле­нием населению доступной медико-социальной помощи. В та­ком подходе находит свое отражение сложная, не только меди­цинская, но и социальная природа феномена здоровья.

Важным фактором здоровья являются уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансирован­ным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть про­житочного минимума рассчитывается в основном исходя их та­ких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, кру­пы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на раз­витие детей.

Важными факторами деятельности социального работни­ка в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредите­лей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря конт­роля над соблюдением стандартов коммунального обслужива­ния и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекци­онной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Социоэкологические проблемы.

Весьма важным и масш­табным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий.

Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воз­действий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязне­ний. Однако применявшиеся прежде примитивные технологии давали возможность природе ассимилировать антропогенные воздействия, хотя первые экологические катастрофы относят­ся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выб­росы и устранить их враждебное воздействие на окружающую среду. Наиболее вредными последствиями грозит индустриаль­ная технология и бытовые отходы больших городов и населен­ных пунктов. Масштабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных про­цессов, иногда создания промышленных производств по утили­зации отходов.

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизи­ровать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреацион­ной деятельности, социального туризма дало возможность мно­гим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и до­биться высокого уровня жизни населения.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость соче­тания развития трудовой занятости и охраны окружающей сре­ды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь регионального) управления. В ее рамках дол­жен постоянно поддерживаться баланс между сохранением при­роды и ее использованием.

Проблемы в сфере образования.

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для ин­дивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-техническая револю­ция предъявляет высокие требования как к стартовому образо­ванию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобуче­нию взрослых. Образование вносит важнейший вклад не толь­ко в распространение знаний, но также в формирование лично­сти обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потреб­ностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития об­разования разных уровней. В условиях современного социаль­но-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей ис­тории, относятся к важнейшим направлениям социальной ра­боты.

Политика субъектов Федерации в области образования оп­ределяется как федеральным, так и региональным законодатель­ством и должна вестись на основе региональных образователь­ных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

Сама образовательная структура представляет собой дос­таточно сложный феномен, так как она включает в себя учреж­дения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрос­лым возможности получения образования, так и их профессио­нальная подготовка. Система образовательных учреждений ох­ватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

Проблемы в сфере культуры и досуга.

На протяжении мно­гих лет истории Советского Союза развитие культурно-досуго­вой деятельности осуществлялось на базе постулата, сформу­лированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное вре­мя личности есть пространство ее действительного развития.

Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспита­ние населения. Коммерческая успешность досуговой деятель­ности была вторичной. Напротив, государство выделяло значи­тельные средства на создание и поддержание деятельности те­атров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бес­платно либо за доступную для населения плату.

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельнос­ти был характерен только для нашей страны. Большинство го­сударств, именуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение меж­ду культурой и просвещением как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отрас­лью коммерческой деятельности, главной целью которой явля­ется извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов ре­ализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, ин­формационными сетями.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств. Активно орга­низуются спортивные или художественные кружки на муни­ципальном или общинном уровне как форма социальной рабо­ты с детьми и молодежью, способ вытеснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к куль­турно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой дея­тельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает оп­ределенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, полнос­тью использовать отпуск. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свободным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ведет к материальным трудностям, пси­хологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше времени на работу на садовом (дачном) участке, приоб­ретение дополнительного источника дохода (шитье, вязание, вышивание, различного рода ремонтные работы и т. д.). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выста­вок и т. д.), домашние настольные игры, дневной сон и т. д.

У лиц возраста от 16 до 30 лет включительно остаются по­пулярны спортивные соревнования, дискотеки, клубы по инте­ресам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизи­лось количество молодых людей, интересующихся искусством, занимающихся прикладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появил­ся “зажиточный” слой молодежи и лиц среднего возраста в воз­расте от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекцио­нирование, посещение ресторанов, баров, игорных и развлека­тельных заведений.

Уменьшение у большинства населения экономических воз­можностей для отдыха связано также с сокращением традици­онных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, Украине и Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоров­ления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокра­щению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится к числу важнейших функ­ций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затра­ченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рас­сматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных групповых конфликтов.

Решение жилищных проблем является важнейшим элемен­том обеспечения социального развития, в серьезной степени свя­зано не только с экономикой, но также с идеологией социально- экономической направленности движения страны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и ме­тодов их достижения. Плановая экономика неоднократно про­возглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жи­лищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противоре­чие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными по­казателями.

Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставле­нию жилья, однако дает возможность его приобретения на ры­ночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, ка­кие может себе позволить потребитель. Противоречие этой мо­дели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяю­щие удовлетворять жилищные потребности на рыночной осно­ве. Следует заметить, что большинство типов социальных госу­дарств проводят жилищную политику, обусловливающую пре­доставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

Помимо сферного подхода проблемы социальной работы можно выстроить также на основе ее ориентации на социально­демографические группы населения: проблемы детей и подро­стков, социальные проблемы молодежи, женщин, пожилых лю­дей и проч. Такой подход позволяет сосредоточить в едином со­держательном и организационном блоке все проблемы, касаю­щиеся данной социально-демографической группы, и наметить пути их разрешения.

По такому принципу построены президентская программа “Дети России”, федеральные программы “Старшее поколение”, “Планирование семьи”, “Профилактика безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних”.

Однако выделение отдельных блоков в структуре соци­альных проблем имеет свои сложности. Предполагается, что объектом социальной работы в данном случае являются наибо­лее нуждающиеся в помощи категории населения: уязвимые, социально “слабые”. Однако субъективное представление о со­циальной “слабости” не всегда совпадает с объективным содер­жанием этого понятия, особенно в настоящее время, когда слож­но выделить в нашей стране социально “сильную” категорию.

Так, принято формировать особый подход в отношении женщин, и это совершенно справедливо: женщины находятся в трудной социальной ситуации из-за необходимости совмеще­ния своих семейных и внесемейных ролей, материнства и внедомашней занятости. Это общемировая проблема, которая сво­еобразно решается в различных обществах, но нигде еще не на­шла оптимального разрешения. Однако в настоящее время весь­ма уязвимой социально-демографической категорией в нашей стране становятся мужчины, с их крайне низкой средней ожи­даемой продолжительностью жизни, высоким уровнем смерт­ности от неестественных причин, особенно в трудоспособном и детородном возрастном диапазоне 20-40 лет, неблагоприятным образом жизни и состоянием здоровья.

Сложными остаются проблемы пожилого населения России; положение стариков оказывает шокирующее эмоционально-­психологическое воздействие на каждого человека.

Однако пристальное исследование данного вопроса показы­вает, что объективно наиболее уязвимой категорией в России является детское поколение, тяжелое социальное положение которого накладывает отпечаток на процесс их развития и за­тем на всю дальнейшую жизнь.

Разумеется, концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве выз­вана в значительной степени дефицитом социально-экономичес­ких ресурсов, невозможностью организации всеохватной соци­альной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход, ситуативно объяснимый в условиях кризиса и даже продуктивный, с точки зрения кон­центрирования ресурсов различных ведомств на проблеме оп­ределенной социальной группы может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность.

Поэтому, планируя социальные мероприятия в отношении по­жилых и престарелых, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом, работоспособном возрасте, чтобы потом проявиться в пенсионные годы. Пытаться воздействовать только на последнее звено этой неразрывной цепочки было бы нецелесообразно. Кро­ме того, такой подход обусловливает деятельность, построен­ную на началах социального реагирования: определенные ме­роприятия или комплексы мероприятий в ответ на имеющиеся трудности. Меньше выражено стремление предотвращать по­явление этих трудностей. Можно сказать, что такой подход ори­ентирован скорее на выживание определенных групп населе­ния, чем на социальное развитие всего общества.

Вопросы и задания

1. Раскройте проблемы в сфере социально трудовых отно­шений.

2. Какие проблемы характерны в сфере охраны здоровья?

3. Назовите социоэкологические проблемы современности.

4. Какие проблемы существуют в сфере образования, сфе­ре культуры и досуга?

5. Назовите проблемы в жилищно-коммунальной сфере.

6. Охарактеризуйте современные демографические проб­лемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: