Конспект урока
По обществознанию для 11 класса
По теме «Политический терроризм.» дата:23.04.2020
Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна
I Цели урока:
Создать условия для овладения учащимися знаниями о терроризме
1 О бразовательные цели: Способствовать, усвоению материала уч-ся и терминологии.
Способствовать систематизации, формированию, закреплению и повторению полученных знаний (для подготовки к ЕГЭ)
2. Развивающие цели:
Способствовать развитию речи учащихся, овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы), формированию и развитию познавательного интереса к предмету, формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
Способствовать формированию и развитию нравственных, воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
II. Оборудование, оснащение урока.
Дидактическое обеспечение: тетрадь, ПК, учебник (под ред. Боголюбова), музыка «Реквием по мечте» И. С. Бах.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ш. ХОД РАБОТЫ
1Организационный момент:
Приветствие. Проверка явки учащихся. Заполнение учителем классного журнала. Проверка готовности учащихся к уроку.
На доске словарные слова: общество, сословие, государство, маргинал, – дать определение. (1 мин) все ли определения терминов дали правильное? Если не правильно, то исправить на верное.
Каким образом данные термины соотносятся с темой нашего урока? (1 мин)
Просмотр видео отрывка (можно заменить на любой видеоряд или фото о терактах и жертвах терактов) – определить характер терроризма (глобальный характер) (1 мин)
Исходя из названия темы, какими будут цели и гипотеза?
Цель: сформировать собственное представление и отношение к современному терроризму. (1 мин)
Гипотеза: терроризм социально опасное явление, с которым практически невозможно бороться, и относится к категории глобальных проблем современного человечества. (1 мин)
(ЕГЭ С-8) Составьте план изучения темы «Современный терроризм», где 2 пункта должны содержать подпункты. (3 мин + 3 мин)
Во время урока мы с вами рассмотрим следующие вопросы: (пример плана изучения темы)
- История возникновения терроризма
1.1 Причины терроризма
1.2 Этапы терроризма
- Цели и задачи терроризма
- Виды, формы и методы террористической деятельности
- Террористические организации
4.1 Крупнейшие террористические инциденты
4.2 Терроризм в России
- Способы и Методы борьбы с террором (памятка действий при угрозе…)
- Опасность современного терроризма
II. Проблемная ситуация (мотивация на изучение темы)
Учебник с. 174 – 175 – достаточно ли информации учебника, чтобы ответить на все пункты плана? (1 мин)
Какими средствами вы воспользуетесь для получения более полной информации по теме? Какие формы работы вы для себя определите, как наиболее приемлемыми (план работы на уроке)? (2 мин)
III. Работа с материалом учебника ( с. 174 ).
Само понятие "терроризм" произошло от латинского слова - "terror" - страх, ужас. Правовое определение терроризма дано в Федеральном законе РФ "О борьбе с терроризмом". (1 мин)
Проблемная ситуация: можно ли назвать санкции против России террором?
IV. Теперь вы знаете точное определение понятия «терроризм». А, что вы ещё знаете об этом опасном явлении?
По ходу урока, ребята, вам необходимо заполнять таблицу, которая имеет следующие разделы: «знаю», «хотел бы узнать», «только, что узнал». На данном этапе давайте заполним 1 колонку «знаю».
Итак, что же вы знаете ещё о терроризме. (3 мин)
«знаю» | «не знаю, но хотел(а) бы узнать» | «только, что узнал(а)» |
-глобальная проблема; | -Почему терроризм является глобальной проблемой? | |
-история террора уходит в века; | -Способны ли наука и технологии защитить человечество от терроризма? | |
-террор-насилие; | -Можно ли победить терроризм? Кто может это сделать?..... | |
-число террористических актов постоянно растёт | ||
-терроризм в России |
Одно из первых упоминаний связано с терактами, совершенными в 66-73 годах до н. э. еврейской политической группировкой зелотов (буквально «ревнителей»), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии. Как символы жестокости и неоправданного насилия вошли в историю Варфоломеевская ночь, Французская буржуазная революция, Парижская коммуна, инквизиция. Первоначально террор использовался властью или государством для уничтожения и устрашения своих реальных или потенциальных политических соперников, которые изображались как предатели существующего строя. Так поступали легионеры Калигулы, опричники Ивана Грозного, последователи Робеспьера, НКВД Сталина, службы безопасности Гитлера и др. В начале XIX века в Европе стали возникать террористические организации в основном революционного, уголовного и националистического характера. Ряд террористических организаций носил романтическую революционную окраску (карбонарии в Италии, народничество в России). Их идейные руководители в плену иллюзий считали, что посредством террора можно прийти к социальной справедливости и всеобщему благосостоянию. К сожалению, эти заблуждения находят почву и сегодня. Во второй половине XIX века террор особенно пышно расцвел на основе анархистских и националистических взглядов. Жертвами террора стали такие высокопоставленные лица, как король Франции Луи Филипп, император Фридрих Вильгельм, император Александр II и др. Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни. С окончанием Первой мировой войны терроризм на свое вооружение взяли правые - национал-сепаратисты и фашисты в Германии, Франции, Венгрии, «Железная гвардия» в Румынии. Созданный в фашистской Германии механизм диктатуры, включал в себя отличавшийся крайней жесткостью террористический аппарат: СА, СС, гестапо, «Народный трибунал» и др. Фашизм явился смертельной угрозой для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов. Использовалась тщательно разработанная система массового уничтожения людей. В XX веке спектр мотивов для использования методов террора существенно расширился. Если русские «народовольцы» и эсеры рассматривали террор как самопожертвование на благо общества, то для «красных бригад» он служил способом и средством самоутверждения. «Красный террор» и «черный террор» фашистского, неонацистского толка стоят недалеко друг от друга и не имеют ничего общего с тем, что делали народовольцы. У современного терроризма одна вожделенная цель - захват власти. В середине XX века появился новый тип терроризма, который менее всего заинтересован в отстаивании политических идей, а сосредоточен на совершении крупномасштабного акта возмездия против мирных граждан любой ценой. Мотивами в этом случае часто являются искаженные формы религии, а воображаемые награды исполнитель надеется получить в ином мире. От рук террористов погибли известные политические и государственные деятели, такие как Джон и Роберт Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, Мартин Лютер Кинг и тысячи простых граждан в разных странах мира. В XX веке проблема терроризма приобретает особое значение. Терроризм стал многоликим по своему характеру. Теракты совершаются не только экстремистскими организациями и преступниками-одиночками, но в ряде тоталитарных государств - их спецслужбами. Государственный терроризм принял такой размах, что 39-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 году приняла специальную резолюцию «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно- политического строя в других суверенных государствах». Наибольшую угрозу для мирового сообщества представляет международный терроризм, стремительный рост которого привел к страданиям и гибели большого числа людей. По данным журнала «Экономист», число жертв международного терроризма с 1968 года по 1995 год составило около 9 тыс. человек, а с 1996 года по 2000 год - уже около 5 тысяч человек. Начало XXI века вошло в историю человечества из-за небывалого по количеству человеческих жертв террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года со стороны религиозных экстремистов [2].
По материалам сайта «kuhta.clan.su/load/mirovaja_istorija_ terror izma»
V. Эти проблемы как нельзя актуальны в настоящее время и наша задача с вами попытаться решить их во время урока.
История терроризма своими корнями уходит в далёкое прошлое. (2 мин)
Вернёмся к плану. Что вы уже сделали, что ещё предстоит сделать: (1 мин)