Отрасли военной промышленности | Всего средств (в млн. долларов) | Государственных средств (в процентах) | Частных средств (в процентах) |
Авиационная | 582,9 | 84 | 16 |
Судостроение | 352,4 | 97 | 3 |
Производство боеприпасов | 591,9 | 94 | 6 |
Танковая | 50,1 | 66 | 34 |
Производство артиллерийских орудий | 182,5 | 88 | 12 |
Создание новых мощностей в военной промышленности на 75 процентов осуществлялось за счет государства. С июня 1940 г. по апрель 1941 г. велось строительство или расширение более 1600 военных предприятий. На это было израсходовано 2,8 млрд. долларов, из них государственных средств — 2,1 млрд. долларов{529}. О расходах на создание новых мощностей в военной промышленности США и соотношении в этих расходах [193] государственных и частных средств можно судить по данным, приведенным в таблице 10{530}.
Построенные за счет государства военные предприятия передавались правительством в аренду частным фирмам, причем арендная плата была чисто символической — доллар в год. На военном производстве американские монополии наживали огромные барыши. Прибыли американских корпораций в 1941 г. (до вычета налогов) составили 17,2 млрд. долларов по сравнению с 9,3 млрд. в 1940 г.{531}, то есть за год увеличились на 85 процентов.
|
|
Расширение военного строительства вызвало увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, что видно из таблицы 11.
Особенно быстро в этот период росли продукция машиностроения, выплавка алюминия и стали, производство электроэнергии, транспортных средств и судов.
Таблица 11. Индекс промышленного и сельскохозяйственного производства США в 1939 — 1941 гг. (уровень 1935 — 1939 гг. принят за 100) {532}
Годы | Промышленное производство | Сельскохозяйственное производство (вся продукция) | |||||
совокупный промышленный продукт | выплавка стали и чугуна | машиностроение | цветные металлы | химическая продукция | добыча полезных ископаемых | ||
1939 | 108 | 114 | 103 | 115 | 104 | 106 | 106 |
1940 | 123 | 147 | 135 | 137 | 114 | 117 | 110 |
1941 | 156 | 185 | 210 | 185 | 139 | 125 | 113 |
В 1941 г., например, было выплавлено 75,1 млн. тонн стали (в 1939 г. — 47,8 млн. тонн), 280,4 тыс. тонн алюминия (в 1939 г. — 148 тыс. тонн), произведено 208,3 млрд. квт-ч электроэнергии (в 1939 г. — 161,3 млрд. квт-ч), выпущено 1 060 тыс. грузовых и 3 779 тыс. легковых автомобилей{533}. Только за год (с 1 июля 1940 г. по 30 июня 1941 г.) в США было построено 752 новых корабля, в том числе 33 боевых, 20 танкеров, 58 сухогрузных транспортных судов и свыше 600 судов вспомогательного назначения{534}. Выпуск вооружений и другой военной продукции в 1941 г. увеличился в 8,7 раза по сравнению с 1939 г.{535}.
Наращивание военно-промышленной мощи США сопровождалось в 1940 — 1941 гг. значительным ростом численности вооруженных сил. Начиная с мая 1940 г. военным министерством и штабом армии неоднократно вносились предложения об увеличении сухопутных войск США. 16 мая правительство обратилось к конгрессу с просьбой о доведении рядового и сержантского состава регулярной армии до 242 тыс. человек. 4 июня генерал Маршалл просил военного министра поставить перед президентом вопрос об увеличении регулярной армии до 400 тыс. человек. А через несколько дней была названа цифра 530 тыс. человек{536}. Подсчеты [194] показали, что такую численность сухопутных войск невозможно было обеспечить только на основе комплектования вооруженных сил по принципу найма, как это делалось в США в межвоенный период. По настоянию военного министерства 20 июня 1940 г. правительство внесло в сенат законопроект о выборочной воинской повинности и военной подготовке. 16 сентября закон был утвержден конгрессом. Впервые в истории США воинская повинность была введена в мирное время.
|
|
С принятием нового закона сухопутные войска США быстро возросли — с 269 тыс. на 30 июня 1940 г. до 1 462 тыс. к 30 июня 1941 г., в том числе личный состав ВВС, входивших тогда в состав армии, увеличился с 43 тыс. до 167 тыс. человек{537}.
Численность военно-морских сил США за это время возросла с 189 тыс. до 339 тыс. человек{538}. На 30 июня 1941 г: в составе военно-морского флота США имелось 15 линкоров, 6 авианосцев, 1 эскортный авианосец, 18 тяжелых крейсеров, 19 легких крейсеров, 168 эсминцев, 113 подводных лодок и более 400 кораблей и судов вспомогательного назначения{539}. Сухопутные силы США к 30 июня 1941 г. имели 33 дивизии (26 пехотных, 2 кавалерийские, 1 моторизованную и 4 танковые) и 215 полков или равных им частей полевой и зенитной артиллерии, инженерных войск, войск связи и других частей усиления. В американских ВВС насчитывалось к этому времени 54 группы боевых самолетов и 6 групп транспортных самолетов (в состав авиагруппы входило три эскадрильи){540}.
Вооруженные силы ускоренно оснащались новой боевой техникой. За год, с июля 1940 г. по июнь 1941 г., армия получила 8639 самолетов, 963 танка, 7599 артиллерийских орудий, 4852 миномета, 15 971 пулемет разных типов, 92 973 автомобиля{541}.
В развертывании и особенно в боевой подготовке американских вооруженных сил учитывался опыт войны в Европе. «Военные действия за границей, — говорилось в докладе начальника штаба армии США военному министру 1 июля 1941 г., — являются большой лабораторией для усовершенствования и испытания организации нашей армии и ее боевой техники... Мы тщательно изучили успехи военного дела за рубежом, в результате чего наши вооруженные силы претерпевают непрерывные изменения и развиваются»{542}. В строительстве вооруженных сил делался упор на увеличение механизированных войск и военно-воздушных сил. Если на 1 января 1940 г. в армии США не было еще ни одной танковой дивизии, то через полтора года их было уже четыре.
В целях подготовки специалистов для бронетанковых войск в ноябре 1940 г. в Форт-Нокс было открыто училище, в котором одновременно обучалось 6 тыс. офицеров, сержантов и рядовых, а в начале 1941 г. создан учебный танковый центр для первичного обучения 9 тыс. призванных в армию солдат. Число летных школ за два года (1939 — 1941 гг.) увеличилось с 3 до 40. Выпуск летчиков за это время возрос в 7 раз{543}. Но и этого, по мнению американского командования, было недостаточно для удовлетворения растущих потребностей ВВС. Весной 1941 г. принимается решение о подготовке ежегодно 30 тыс. летчиков и 100 тыс. [195] механиков{544}.
В этом же году в Форт-Беннинг (штат Джорджия) был сформирован взвод парашютистов-добровольцев. Это положило начало созданию воздушно-десантных войск США{545}. Боевая подготовка войск перестраивалась с учетом требований к организации взаимодействия сухопутных сил с авиацией и флотом.
|
|
Увеличение численности вооруженных сил заставило правящие круги США уделить больше внимания идеологической обработке американских военнослужащих и населения. 14 марта 1941 г. при военном министерстве была создана служба пропаганды, непосредственно подчиненная начальнику штаба армии США. На эту службу была возложена задача определять наиболее эффективные формы и методы идеологической обработки личного состава. В штабы соединений и объединений были введены должности офицеров по пропаганде, которые выступали в качестве консультантов командиров, отвечавших перед правительством за состояние морального духа войск{546}.
С целью консолидации усилий основных политических партий Соединенных Штатов Рузвельт ввел в состав правительства демократов двух видных республиканцев. В июле 1940 г. министром ВМС был назначен Ф. Нокс, который в 1936 г. выдвигался кандидатом на пост вице-президента от республиканской партии, а военным министром — Г. Стимсон, занимавший пост государственного секретаря в кабинете президента-республиканца Г. Гувера{547}. На ключевые посты в государственных органах по руководству военным производством были назначены крупные представители монополистического капитала. Управление по производству промышленных материалов возглавил президент корпорации «Дженерал моторе» У. Надсен, управление транспорта — президент железнодорожной компании Р. Бадд и т. д.
Деятельность правительства Рузвельта обеспечила демократической партии широкую поддержку деловых кругов США в ходе предвыборной кампании 1940 г. Орган монополий «Сэйлз Мэнеджмент» отмечал, что на съездах промышленников наблюдается «почти полное отсутствие» голосов «с осуждением парня из Белого дома»{548}. На выборах в ноябре 1940 г. Рузвельт, выдвинутый в третий раз кандидатом на пост президента от демократической партии, одержал победу над республиканским кандидатом У. Уилки. Рузвельт получил мандат на проведение политики, основные контуры которой были определены летом и осенью 1940 г. Его правительство преданно и умело служило интересам американской буржуазии в условиях разразившейся мировой войны и фактически проводило внешнюю политику, угодную обеим партиям. Буржуазию США объединяло общее стремление использовать военную силу для расширения сферы своего влияния в мире.
|
|
3. Англо-американское сближение. Принятие закона о ленд-лизе
Поражение Франции и угроза дальнейшего распространения фашистской агрессии, непосредственно затронув интересы монополистического капитала США, заставили правящие круги этой страны быстрее идти на дальнейшее сближение с Англией. Они это делали, ставя, однако, на первый план свои собственные интересы. Правительство Рузвельта [196] было готово поддержать Англию как «первую линию обороны» Соединенных Штатов, но не собиралось жертвовать чем-либо жизненно важным ради ее спасения. Командование американских вооруженных сил выступало против «чрезмерного расширения обязательств США»{549}. Вместе с тем оно опасалось, что французский и английский военно-морские флоты попадут в руки Германии и Италии. США накануне капитуляции Франции прямо предупредили ее правителей: «Если французское правительство позволит сдать французский флот Германии, — говорилось в представлении госдепартамента США, врученном послу Франции 18 июня 1940 г., — то французское правительство навсегда потеряет дружбу и доброе расположение правительства Соединенных Штатов»{550}.
Просьбы Англии об оказании помощи вооружением и военными материалами рассматривались с точки зрения того, что можно выделить ей без ущерба для США и даст ли это возможность выиграть время. 24 июня 1940 г. генерал Маршалл докладывал президенту: «Если англичане покажут способность противостоять немцам и наша небольшая помощь позволит им продержаться до 1 января, тогда оказание ее желательно с точки зрения нашей обороны»{551}.
2 сентября 1940 г. после нескольких месяцев торга было оформлено англо-американское соглашение о передаче Соединенными Штатами Англии 50 старых эсминцев, 20 торпедных катеров, 150 самолетов, 250 тыс. винтовок в обмен на восемь баз. Эти базы находились на Багамских островах, Ямайке, Антигуа, Сент-Люсии, Тринидаде, в Британской Гвиане, а также других английских владениях в Западном полушарии{552}. Ценность переданного Англии вооружения, в частности эсминцев, была невелика. Они были построены еще во время первой мировой войны и уже списаны из состава американского флота. Но Англия в них остро нуждалась для обеспечения проводки конвоев в Атлантике.
Рузвельт высоко оценил значение этого соглашения для обороны Соединенных Штатов. Он учитывал, что Америка, получив базы, опояшет себя «стальным кольцом, которое Германия не сможет пробить»{553}. В то же время правящие круги США рассматривали эту сделку как важный шаг на пути к вытеснению Англии из ее традиционных сфер влияния.
С августа 1940 г. между США и Англией начался обмен результатами научно-технических исследований. Большую выгоду при этом получили Соединенные Штаты. Английская сторона передала ценнейшую документацию об открытиях в области радиолокации, о новейшем усовершенствованном бомбовом прицеле для самолетов. Особое значение имели полученные США сведения о работах английских и французских ученых по созданию атомной бомбы.
Во второй половине 1940 г. английские военные заказы в Соединенных Штатах увеличивались с каждым месяцем. Стоимость этих заказов значительно превысила английские запасы иностранной валюты и золота. Принцип «плати и вези» дал трещину: англичанам было на чем везти, но нечем было платить.
8 декабря 1940 г. в письме к Рузвельту Черчилль, характеризуя международное положение и состояние английских финансов, сообщил, что приближается момент, когда Англия не сможет платить за продукцию, [197] получаемую из США. Он просил американского президента предпринять усилия, необходимые для достижения «общих целей»{554}.
Проблема оплаты английских военных заказов могла быть решена предоставлением Англии и ее союзникам кредитов, как это было в первую мировую войну. Но Англия еще не погасила старых военных долгов Соединенным Штатам. Между тем согласно закону, принятому конгрессом в 1934 г., должники, не внесшие причитающихся с них платежей, лишались возможности получать какие-либо займы в США{555}. Вашингтону предстояло найти новый способ оказания помощи противникам Германии, не связанный с займами.
Выступая на пресс-конференции в Вашингтоне 17 декабря 1940 г., Рузвельт заявил, что «наилучшей непосредственной обороной Соединенных Штатов являются успехи Британии в деле ее самообороны», и высказал мысль о необходимости «изъять вопрос о долларах из решения жизненных проблем», стоящих перед Америкой. «Во всей истории человечества, — сказал он, — ни одна крупная война никогда не была проиграна в результате нехватки денежных средств»{556}. Для оказания помощи Англии, заявил президент США, нужно найти среднюю позицию между предоставлением займов и передачей ей американских военных материалов просто в качестве дара. Рузвельт и его сторонники предложили новый способ передачи Англии нужных ей материалов — в аренду или взаймы (ленд-лиз).
11 января 1941 г. правительство США внесло на рассмотрение конгресса проект закона об оказании помощи государствам, борющимся против фашизма, на основе принципа аренды или передачи взаймы оружия и стратегических материалов. В ходе двухмесячных дебатов сторонники Рузвельта преодолели сопротивление «изоляционистов», и 11 марта конгресс принял закон о ленд-лизе. Он уполномочил президента США продавать, передавать, обменивать, давать взаймы, сдавать в наем и аренду оружие, снаряжение, продовольствие и любые другие товары и материалы любому государству, оборону которого он считает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов. По существу, закон о ленд-лизе означал, что США будут, по усмотрению своего президента, снабжать оружием и стратегическими материалами всех тех, кто борется и будет бороться против фашистского блока, независимо от их платежеспособности.
Правящие круги США понимали, что американские деньги не будут истрачены впустую, так как предоставление помощи по закону о ленд-лизе в какой-то мере защищало сами Соединенные Штаты и могло служить усилению их влияния в послевоенном мире. Конгрессмен С. Янг откровенно заметил: «Промышленная мощь Америки, которая придет на помощь людским ресурсам Англии, позволит, не потеряв ни одного американского солдата, предотвратить уничтожение и расчленение последней», а когда агрессивный блок будет разгромлен, «наступит очередь Америки выступить в роли лидера и указать путь»{557}.
Схема ленд-лиза отвечала традиционной политике американской буржуазии. Суммируя мотивы правящих кругов США, которыми они руководствовались при принятии закона о ленд-лизе, профессор Т. Бейли писал: «Правительство предложило эту меру вовсе не потому, что Англия заслуживала нашей помощи, а из чисто эгоистических побуждений. Мы дадим возможность Англии воевать (нашим оружием) до последнего английского [198] солдата, а тем временем останемся нейтральными и будем процветать»{558}.
По двусторонним соглашениям с США каждая страна, получающая помощь по ленд-лизу, брала на себя обязательства оказывать взаимную помощь Соединенным Штатам услугами, сырьем, материалами и т. д. После войны США на основании этого закона получали привилегии в международной торговле. Ленд-лиз, играя положительную роль в борьбе против агрессоров, в то же время закладывал основу для дальнейшей финансово-экономической экспансии американского капитала.
Первыми странами — получателями помощи по ленд-лизу стали Англия и Греция. Американские поставки вооружения и военных материалов, безусловно, помогали государствам, сражавшимся против держав оси, но далеко не в той мере, как изображалось в США. Англия, например, в 1941 г. 92 процента средств, необходимых для ведения войны, произвела сама или получила из своих доминионов и колоний, и только 8 процентов их поступило из США{559}.
Развитие военных событий в Европе и Азии, расширение фашистской агрессии сделали необходимым согласование стратегических концепции американского и английского правительств. Это означало еще один шаг к сближению США и Англии. В августе 1940 г. на Британские острова прибыла специальная миссия американского командования во главе с заместителем начальника штаба ВМС адмиралом Р. Гормли. Ее главной задачей было выяснить оборонительные способности Англии и возможность сотрудничества вооруженных сил США и Англии, если Соединенные Штаты будут втянуты в войну. На секретном совещании представителей военного командования США и Англии в Вашингтоне в январе — марте 1941 г. были выработаны основы англо-американской стратегии во второй мировой войне.
Исходные стратегические положения американской стороны на этом совещании определялись планом «Дог» — так условно были названы предложения начальника штаба ВМС США адмирала Г. Старка, направленные военно-морскому министру США Ноксу 12 ноября 1940 г. Основная идея плана состояла в том, что безопасность США в решающей степени зависит от безопасности Англии. «Если Англия одержит решительную победу над Германией, — рассуждал Старк, — мы можем победить повсюду, но, если она потерпит поражение, мы окажемся перед очень серьезной проблемой»{560}. Начальник штаба ВМС считал, что США должны сосредоточить основные усилия в Атлантике против Германии и ее союзников, а на Тихом океане вплоть до поражения европейских держав оси придерживаться оборонительной стратегии. 16 января 1941 г. после длительного обсуждения план «Дог» был одобрен на совещании в Белом доме под председательством Рузвельта.
Американо-английское совещание завершилось принятием согласованного стратегического плана США и Англии, получившего название «АБЦ-1». Американские и английские стратеги исходили из того, что основой мощи враждебной коалиции является фашистская Германия и ей надлежало нанести поражение в первую очередь. Что касается Японии, то в случае ее вооруженного выступления на Тихом океане и Дальнем Востоке следует придерживаться пассивной обороны впредь до успешного завершения военных действий в Европе. Исходя из этого, в плане «АБЦ-1» указывалось, что врагом номер один является Германия. План фиксировал приоритет Европейского театра в войне против держав [199] оси. Сюда намечалось перебросить значительные силы сухопутных войск США.
В ходе совещания стороны договорились, что безопасность Англии будет обеспечена «при любых обстоятельствах». Англия и США пришли к общему выводу о необходимости массированного воздушного наступления для уничтожения военной мощи держав оси. Кроме того, предусматривалось участие американских кораблей в охране конвоев, следующих через Атлантику, использование 25 — 30 американских подводных лодок в Бискайском заливе и западной части Средиземного моря для противодействия флоту противника{561}. Но было совершенно ясно, что все согласованные стратегические положения могли приобрести смысл только со вступлением Соединенных Штатов в войну. Об этом американские представители пока не говорили ничего конкретного.
США и Англия в документах совещания именовались «объединившимися державами». Принятие плана «АБЦ-1» имело большое значение для формирования стратегии коалиционной войны против государств фашистского блока. Были выяснены позиции сторон и установлено значительное совпадение взглядов на способы ведения военных действий.
На основе этого плана в апреле 1941 г. американское командование разработало план «Рейнбоу-5», определивший цели и масштабы возможного участия США в войне против фашистской коалиции. Одной из главных задач в то время считалось «накопление сил, необходимых для наступления на Германию»{562}. План «Рейнбоу-5» должен был войти в силу с первого дня мобилизации, которую предполагалось осуществить не ранее 1 сентября 1941 г.{563}. Только с этого момента американцы планировали начать переброску своих войск в Исландию и на Британские острова.
С начала 1941 г. англо-американское военное сотрудничество стало приобретать конкретные формы. США и Англия обменялись военными миссиями, началось строительство баз для американских вооруженных сил в Северной Ирландии и на территории английских владений в Тихом океане. В январе — апреле 1941 г. американские войска прибыли на остров Ньюфаундленд, Бермудские острова и Тринидад, а вскоре на другие военные базы, перешедшие к США по соглашению с Англией от 2 сентября 1940 г.
Офицеры американских ВВС были направлены в Англию с задачей выбрать районы для воздушных баз. Правительство США объявило, что Красное море больше не считается зоной военных действий. Это дало возможность улучшить снабжение британских войск на Ближнем Востоке и в Египте, ибо американские суда могли теперь прямо доставлять сюда вооружение и снаряжение.
11 апреля 1941 г. Рузвельт отдал приказ о расширении зоны патрулирования американского флота в Атлантике на восток, вплоть до 25 градуса западной долготы. 24 апреля вступил в силу «План № 2 обороны флотом Западного полушария». Американским кораблям и самолетам предписывалось при обнаружении немецких подводных лодок или крейсеров сообщать об их местонахождении командованию. Это давало английским судам возможность уклоняться от встреч с противником, а при наличии достаточных сил охранения — преследовать и уничтожать его подводные лодки. Гитлеровское руководство, готовившее войну против СССР, не было заинтересовано в обострении отношений с США. 25 апреля германские силы в Атлантике получили приказ избегать вооруженных столкновений с американскими судами. [200]
Весной 1941 г. американские военачальники пессимистически оценивали способность Англии к дальнейшему сопротивлению. 16 апреля 1941 г. генерал Д. Маршалл созвал штабное совещание для уточнения взглядов на стратегическую обстановку. «...Основываясь на разумном выводе, что рано или поздно Соединенные Штаты вступят в нынешнюю войну, — говорилось в итоговом документе совещания, — оперативному управлению кажется весьма желательным, чтобы мы выступили достаточно быстро с целью не допустить потери Британских островов или такого существенного изменения в положении английского правительства, которое будет толкать его на умиротворение»{564}. Участники совещания высказались за вступление США в войну без дальнейших проволочек. Многим из них было ясно, что страна может оказаться перед перспективой остаться лицом к лицу с победоносными державами фашистского блока.
27 мая 1941 г. Рузвельт выступил с резкой речью против блока фашистских держав и объявил о введении в стране «неограниченного чрезвычайного положения». Но на следующий день президент на пресс-конференции фактически взял свои слова обратно. Он заявил, что закон о «нейтралитете» не будет изменен, а также отверг саму идею о претворении формулы «неограниченного чрезвычайного положения» в жизнь. «Президент все еще не имел стратегии, — пишет американский историк Д. Варне, — за исключением одной стратегии — не иметь стратегии. Основная цель заключалась в том, чтобы выжидать развития событий, не событий вообще, а главного, которое могло бы открыть возможности для действий. Таким событием являлось нападение Гитлера на Россию»{565}.
В начале 1941 г. американскому правительству стало известно о плане «Барбаросса». В Вашингтоне были заинтересованы в том, чтобы Германия, получив сильный отпор Советского Союза, понесла максимальный ущерб во время похода на восток.
В предвидении войны Германии с СССР американское правительство предприняло некоторые шаги для нормализации отношений с Советским Союзом. 21 января 1941 г. госдепартамент снял «моральное эмбарго» на торговлю с СССР. Однако в деле нормализации отношений с СССР правящие круги США действовали непоследовательно и противоречиво.
Когда между США и Англией началось согласование позиций на случай нападения Германии на Советский Союз, госдепартамент довел до сведения английского правительства и американского посольства в Москве свою точку зрения, которая свидетельствовала о серьезных колебаниях правительства США в выборе политического курса в отношении СССР. «Наша политика, — указывал госдепартамент, — заключается в том, чтобы не идти на уступки Советской России, которые она может предложить с целью улучшения американо-советских отношений. Если же мы пойдем на них, то потребуем компенсации в полном объеме»{566}. 21 июня отдел европейских стран госдепартамента уточнил: если после начала войны Советский Союз обратится за помощью, «мы должны, насколько это возможно, без серьезного ущерба для нашей собственной подготовки, ослабить ограничения на экспорт в СССР, разрешив ему покупать даже военные материалы, в которых он остро нуждается и которые мы можем позволить себе поставить...»{567}. Окончательное решение намечалось принять с учетом дальнейшего хода войны и изменения обстановки в Европе. [201]
4. США и расширение японской агрессии в Азии
В то время когда вермахт готовился к наступлению в Европе, политика Японии, занявшей выжидательную позицию, не вызывала большой тревоги у правительства США. Торговые связи между обеими странами сохранялись и развивались. Правящие круги США знали, что японские экстремисты настойчиво требовали от правительства Японии покончить с «мягкой» позицией в отношении США и Англии и даже готовили заговоры с целью устранения из его состава не угодных им деятелей. Но пока эти факты мало беспокоили администрацию США.
Летом 1940 г., после поражения англо-французской коалиции, владения европейских колониальных держав в странах Востока, по мнению японских правящих кругов, оказались «бесхозными». Единственным конкурентом, способным помешать японским захватам, были Соединенные Штаты. Это придало особую остроту американо-японским противоречиям.
Агрессивность Японии резко возросла после прихода к власти правительства Ф. Коноэ и присоединения Японии к тройственному пакту, другие участники которого — Германия и Италия — уже встали на путь новых авантюр. Оккупация Японией северной части Индокитая вызвала осложнения в американо-японских отношениях и потребовала от США более решительных действий.
Американский посол в Токио Д. Грю настаивал на том, чтобы США заняли твердую позицию в отношении Японии. 14 декабря 1940 г. Грю писал Рузвельту: «Мне совершенно ясно, что нам в один прекрасный день предстоит схватка, и основной вопрос сводится к следующему: что более выгодно для нас — случится это раньше или позже»{568}. В ответном послании 21 января 1941 г. Рузвельт полностью согласился с мнением посла, указав в то же время на тесную связь между положением в Европе и на Дальнем Востоке. Он предлагал сдерживать Японию в «определенных границах»{569}.
Суть внешнеполитического курса США была такова: показать японским правящим кругам, что агрессия Японии на юг вызовет противодействие. В то же время Вашингтон оставлял открытым вопрос об агрессии Японии на север, против Советского Союза.
Между тем военно-политическая обстановка в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане складывалась так, что создавала для милитаристской Японии выгодные стратегические предпосылки к захвату колониальных владений США и Англии в этом обширнейшем регионе. Эти предпосылки приобретали тем большее значение потому, что правительство США еще не отказалось от пагубной для себя политики уступок агрессору, а правящие круги Японии все больше склонялись к «южному варианту» агрессии.
Еще весной 1941 г. начались японо-американские переговоры. «С самого начала я правильно понял, — писал государственный секретарь К.Хэлл, — что на успех в переговорах было менее одного шанса из двадцати, пятидесяти или ста»{570}. Япония требовала признания ее монопольного положения в Азии, с чем США не соглашались. Договариваться фактически было не о чем. Но обе стороны тянули время. Правительство США не оставляло надежд на достижение с Японией компромисса. Япония со своей стороны рассматривала переговоры главным образом как средство маскировки своих военных приготовлений. [202]