Таблица 10. Капиталовложения в военную промышленность США (июнь 1940 г. — апрель 1941 г.) 1 страница

Отрасли военной промышленности Всего средств (в млн. долларов) Государственных средств (в процентах) Частных средств (в процентах)
Авиационная 582,9 84 16
Судостроение 352,4 97 3
Производство боеприпасов 591,9 94 6
Танковая 50,1 66 34
Производство артиллерийских орудий 182,5 88 12

 

Создание новых мощностей в военной промышленности на 75 процентов осуществлялось за счет государства. С июня 1940 г. по апрель 1941 г. велось строительство или расширение более 1600 военных предприятий. На это было израсходовано 2,8 млрд. долларов, из них государственных средств — 2,1 млрд. долларов{529}. О расходах на создание новых мощностей в военной промышленности США и соотношении в этих расходах [193] государственных и частных средств можно судить по данным, приведенным в таблице 10{530}.

 

Построенные за счет государства военные предприятия передавались правительством в аренду частным фирмам, причем арендная плата была чисто символической — доллар в год. На военном производстве американские монополии наживали огромные барыши. Прибыли американских корпораций в 1941 г. (до вычета налогов) составили 17,2 млрд. долларов по сравнению с 9,3 млрд. в 1940 г.{531}, то есть за год увеличились на 85 процентов.

 

Расширение военного строительства вызвало увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, что видно из таблицы 11.

 

Особенно быстро в этот период росли продукция машиностроения, выплавка алюминия и стали, производство электроэнергии, транспортных средств и судов.

 

Таблица 11. Индекс промышленного и сельскохозяйственного производства США в 1939 — 1941 гг. (уровень 1935 — 1939 гг. принят за 100) {532}

Годы

Промышленное производство

Сельскохозяйственное производство (вся продукция)

совокупный промышленный продукт выплавка стали и чугуна машиностроение цветные металлы химическая продукция добыча полезных ископаемых
1939 108 114 103 115 104 106 106
1940 123 147 135 137 114 117 110
1941 156 185 210 185 139 125 113

 

В 1941 г., например, было выплавлено 75,1 млн. тонн стали (в 1939 г. — 47,8 млн. тонн), 280,4 тыс. тонн алюминия (в 1939 г. — 148 тыс. тонн), произведено 208,3 млрд. квт-ч электроэнергии (в 1939 г. — 161,3 млрд. квт-ч), выпущено 1 060 тыс. грузовых и 3 779 тыс. легковых автомобилей{533}. Только за год (с 1 июля 1940 г. по 30 июня 1941 г.) в США было построено 752 новых корабля, в том числе 33 боевых, 20 танкеров, 58 сухогрузных транспортных судов и свыше 600 судов вспомогательного назначения{534}. Выпуск вооружений и другой военной продукции в 1941 г. увеличился в 8,7 раза по сравнению с 1939 г.{535}.

 

Наращивание военно-промышленной мощи США сопровождалось в 1940 — 1941 гг. значительным ростом численности вооруженных сил. Начиная с мая 1940 г. военным министерством и штабом армии неоднократно вносились предложения об увеличении сухопутных войск США. 16 мая правительство обратилось к конгрессу с просьбой о доведении рядового и сержантского состава регулярной армии до 242 тыс. человек. 4 июня генерал Маршалл просил военного министра поставить перед президентом вопрос об увеличении регулярной армии до 400 тыс. человек. А через несколько дней была названа цифра 530 тыс. человек{536}. Подсчеты [194] показали, что такую численность сухопутных войск невозможно было обеспечить только на основе комплектования вооруженных сил по принципу найма, как это делалось в США в межвоенный период. По настоянию военного министерства 20 июня 1940 г. правительство внесло в сенат законопроект о выборочной воинской повинности и военной подготовке. 16 сентября закон был утвержден конгрессом. Впервые в истории США воинская повинность была введена в мирное время.

 

С принятием нового закона сухопутные войска США быстро возросли — с 269 тыс. на 30 июня 1940 г. до 1 462 тыс. к 30 июня 1941 г., в том числе личный состав ВВС, входивших тогда в состав армии, увеличился с 43 тыс. до 167 тыс. человек{537}.

 

Численность военно-морских сил США за это время возросла с 189 тыс. до 339 тыс. человек{538}. На 30 июня 1941 г: в составе военно-морского флота США имелось 15 линкоров, 6 авианосцев, 1 эскортный авианосец, 18 тяжелых крейсеров, 19 легких крейсеров, 168 эсминцев, 113 подводных лодок и более 400 кораблей и судов вспомогательного назначения{539}. Сухопутные силы США к 30 июня 1941 г. имели 33 дивизии (26 пехотных, 2 кавалерийские, 1 моторизованную и 4 танковые) и 215 полков или равных им частей полевой и зенитной артиллерии, инженерных войск, войск связи и других частей усиления. В американских ВВС насчитывалось к этому времени 54 группы боевых самолетов и 6 групп транспортных самолетов (в состав авиагруппы входило три эскадрильи){540}.

 

Вооруженные силы ускоренно оснащались новой боевой техникой. За год, с июля 1940 г. по июнь 1941 г., армия получила 8639 самолетов, 963 танка, 7599 артиллерийских орудий, 4852 миномета, 15 971 пулемет разных типов, 92 973 автомобиля{541}.

 

В развертывании и особенно в боевой подготовке американских вооруженных сил учитывался опыт войны в Европе. «Военные действия за границей, — говорилось в докладе начальника штаба армии США военному министру 1 июля 1941 г., — являются большой лабораторией для усовершенствования и испытания организации нашей армии и ее боевой техники... Мы тщательно изучили успехи военного дела за рубежом, в результате чего наши вооруженные силы претерпевают непрерывные изменения и развиваются»{542}. В строительстве вооруженных сил делался упор на увеличение механизированных войск и военно-воздушных сил. Если на 1 января 1940 г. в армии США не было еще ни одной танковой дивизии, то через полтора года их было уже четыре.

 

В целях подготовки специалистов для бронетанковых войск в ноябре 1940 г. в Форт-Нокс было открыто училище, в котором одновременно обучалось 6 тыс. офицеров, сержантов и рядовых, а в начале 1941 г. создан учебный танковый центр для первичного обучения 9 тыс. призванных в армию солдат. Число летных школ за два года (1939 — 1941 гг.) увеличилось с 3 до 40. Выпуск летчиков за это время возрос в 7 раз{543}. Но и этого, по мнению американского командования, было недостаточно для удовлетворения растущих потребностей ВВС. Весной 1941 г. принимается решение о подготовке ежегодно 30 тыс. летчиков и 100 тыс. [195] механиков{544}.

 

В этом же году в Форт-Беннинг (штат Джорджия) был сформирован взвод парашютистов-добровольцев. Это положило начало созданию воздушно-десантных войск США{545}. Боевая подготовка войск перестраивалась с учетом требований к организации взаимодействия сухопутных сил с авиацией и флотом.

 

Увеличение численности вооруженных сил заставило правящие круги США уделить больше внимания идеологической обработке американских военнослужащих и населения. 14 марта 1941 г. при военном министерстве была создана служба пропаганды, непосредственно подчиненная начальнику штаба армии США. На эту службу была возложена задача определять наиболее эффективные формы и методы идеологической обработки личного состава. В штабы соединений и объединений были введены должности офицеров по пропаганде, которые выступали в качестве консультантов командиров, отвечавших перед правительством за состояние морального духа войск{546}.

 

С целью консолидации усилий основных политических партий Соединенных Штатов Рузвельт ввел в состав правительства демократов двух видных республиканцев. В июле 1940 г. министром ВМС был назначен Ф. Нокс, который в 1936 г. выдвигался кандидатом на пост вице-президента от республиканской партии, а военным министром — Г. Стимсон, занимавший пост государственного секретаря в кабинете президента-республиканца Г. Гувера{547}. На ключевые посты в государственных органах по руководству военным производством были назначены крупные представители монополистического капитала. Управление по производству промышленных материалов возглавил президент корпорации «Дженерал моторе» У. Надсен, управление транспорта — президент железнодорожной компании Р. Бадд и т. д.

 

Деятельность правительства Рузвельта обеспечила демократической партии широкую поддержку деловых кругов США в ходе предвыборной кампании 1940 г. Орган монополий «Сэйлз Мэнеджмент» отмечал, что на съездах промышленников наблюдается «почти полное отсутствие» голосов «с осуждением парня из Белого дома»{548}. На выборах в ноябре 1940 г. Рузвельт, выдвинутый в третий раз кандидатом на пост президента от демократической партии, одержал победу над республиканским кандидатом У. Уилки. Рузвельт получил мандат на проведение политики, основные контуры которой были определены летом и осенью 1940 г. Его правительство преданно и умело служило интересам американской буржуазии в условиях разразившейся мировой войны и фактически проводило внешнюю политику, угодную обеим партиям. Буржуазию США объединяло общее стремление использовать военную силу для расширения сферы своего влияния в мире.

 

3. Англо-американское сближение. Принятие закона о ленд-лизе

 

Поражение Франции и угроза дальнейшего распространения фашистской агрессии, непосредственно затронув интересы монополистического капитала США, заставили правящие круги этой страны быстрее идти на дальнейшее сближение с Англией. Они это делали, ставя, однако, на первый план свои собственные интересы. Правительство Рузвельта [196] было готово поддержать Англию как «первую линию обороны» Соединенных Штатов, но не собиралось жертвовать чем-либо жизненно важным ради ее спасения. Командование американских вооруженных сил выступало против «чрезмерного расширения обязательств США»{549}. Вместе с тем оно опасалось, что французский и английский военно-морские флоты попадут в руки Германии и Италии. США накануне капитуляции Франции прямо предупредили ее правителей: «Если французское правительство позволит сдать французский флот Германии, — говорилось в представлении госдепартамента США, врученном послу Франции 18 июня 1940 г., — то французское правительство навсегда потеряет дружбу и доброе расположение правительства Соединенных Штатов»{550}.

 

Просьбы Англии об оказании помощи вооружением и военными материалами рассматривались с точки зрения того, что можно выделить ей без ущерба для США и даст ли это возможность выиграть время. 24 июня 1940 г. генерал Маршалл докладывал президенту: «Если англичане покажут способность противостоять немцам и наша небольшая помощь позволит им продержаться до 1 января, тогда оказание ее желательно с точки зрения нашей обороны»{551}.

 

2 сентября 1940 г. после нескольких месяцев торга было оформлено англо-американское соглашение о передаче Соединенными Штатами Англии 50 старых эсминцев, 20 торпедных катеров, 150 самолетов, 250 тыс. винтовок в обмен на восемь баз. Эти базы находились на Багамских островах, Ямайке, Антигуа, Сент-Люсии, Тринидаде, в Британской Гвиане, а также других английских владениях в Западном полушарии{552}. Ценность переданного Англии вооружения, в частности эсминцев, была невелика. Они были построены еще во время первой мировой войны и уже списаны из состава американского флота. Но Англия в них остро нуждалась для обеспечения проводки конвоев в Атлантике.

 

Рузвельт высоко оценил значение этого соглашения для обороны Соединенных Штатов. Он учитывал, что Америка, получив базы, опояшет себя «стальным кольцом, которое Германия не сможет пробить»{553}. В то же время правящие круги США рассматривали эту сделку как важный шаг на пути к вытеснению Англии из ее традиционных сфер влияния.

 

С августа 1940 г. между США и Англией начался обмен результатами научно-технических исследований. Большую выгоду при этом получили Соединенные Штаты. Английская сторона передала ценнейшую документацию об открытиях в области радиолокации, о новейшем усовершенствованном бомбовом прицеле для самолетов. Особое значение имели полученные США сведения о работах английских и французских ученых по созданию атомной бомбы.

 

Во второй половине 1940 г. английские военные заказы в Соединенных Штатах увеличивались с каждым месяцем. Стоимость этих заказов значительно превысила английские запасы иностранной валюты и золота. Принцип «плати и вези» дал трещину: англичанам было на чем везти, но нечем было платить.

 

8 декабря 1940 г. в письме к Рузвельту Черчилль, характеризуя международное положение и состояние английских финансов, сообщил, что приближается момент, когда Англия не сможет платить за продукцию, [197] получаемую из США. Он просил американского президента предпринять усилия, необходимые для достижения «общих целей»{554}.

 

Проблема оплаты английских военных заказов могла быть решена предоставлением Англии и ее союзникам кредитов, как это было в первую мировую войну. Но Англия еще не погасила старых военных долгов Соединенным Штатам. Между тем согласно закону, принятому конгрессом в 1934 г., должники, не внесшие причитающихся с них платежей, лишались возможности получать какие-либо займы в США{555}. Вашингтону предстояло найти новый способ оказания помощи противникам Германии, не связанный с займами.

 

Выступая на пресс-конференции в Вашингтоне 17 декабря 1940 г., Рузвельт заявил, что «наилучшей непосредственной обороной Соединенных Штатов являются успехи Британии в деле ее самообороны», и высказал мысль о необходимости «изъять вопрос о долларах из решения жизненных проблем», стоящих перед Америкой. «Во всей истории человечества, — сказал он, — ни одна крупная война никогда не была проиграна в результате нехватки денежных средств»{556}. Для оказания помощи Англии, заявил президент США, нужно найти среднюю позицию между предоставлением займов и передачей ей американских военных материалов просто в качестве дара. Рузвельт и его сторонники предложили новый способ передачи Англии нужных ей материалов — в аренду или взаймы (ленд-лиз).

 

11 января 1941 г. правительство США внесло на рассмотрение конгресса проект закона об оказании помощи государствам, борющимся против фашизма, на основе принципа аренды или передачи взаймы оружия и стратегических материалов. В ходе двухмесячных дебатов сторонники Рузвельта преодолели сопротивление «изоляционистов», и 11 марта конгресс принял закон о ленд-лизе. Он уполномочил президента США продавать, передавать, обменивать, давать взаймы, сдавать в наем и аренду оружие, снаряжение, продовольствие и любые другие товары и материалы любому государству, оборону которого он считает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов. По существу, закон о ленд-лизе означал, что США будут, по усмотрению своего президента, снабжать оружием и стратегическими материалами всех тех, кто борется и будет бороться против фашистского блока, независимо от их платежеспособности.

 

Правящие круги США понимали, что американские деньги не будут истрачены впустую, так как предоставление помощи по закону о ленд-лизе в какой-то мере защищало сами Соединенные Штаты и могло служить усилению их влияния в послевоенном мире. Конгрессмен С. Янг откровенно заметил: «Промышленная мощь Америки, которая придет на помощь людским ресурсам Англии, позволит, не потеряв ни одного американского солдата, предотвратить уничтожение и расчленение последней», а когда агрессивный блок будет разгромлен, «наступит очередь Америки выступить в роли лидера и указать путь»{557}.

 

Схема ленд-лиза отвечала традиционной политике американской буржуазии. Суммируя мотивы правящих кругов США, которыми они руководствовались при принятии закона о ленд-лизе, профессор Т. Бейли писал: «Правительство предложило эту меру вовсе не потому, что Англия заслуживала нашей помощи, а из чисто эгоистических побуждений. Мы дадим возможность Англии воевать (нашим оружием) до последнего английского [198] солдата, а тем временем останемся нейтральными и будем процветать»{558}.

 

По двусторонним соглашениям с США каждая страна, получающая помощь по ленд-лизу, брала на себя обязательства оказывать взаимную помощь Соединенным Штатам услугами, сырьем, материалами и т. д. После войны США на основании этого закона получали привилегии в международной торговле. Ленд-лиз, играя положительную роль в борьбе против агрессоров, в то же время закладывал основу для дальнейшей финансово-экономической экспансии американского капитала.

 

Первыми странами — получателями помощи по ленд-лизу стали Англия и Греция. Американские поставки вооружения и военных материалов, безусловно, помогали государствам, сражавшимся против держав оси, но далеко не в той мере, как изображалось в США. Англия, например, в 1941 г. 92 процента средств, необходимых для ведения войны, произвела сама или получила из своих доминионов и колоний, и только 8 процентов их поступило из США{559}.

 

Развитие военных событий в Европе и Азии, расширение фашистской агрессии сделали необходимым согласование стратегических концепции американского и английского правительств. Это означало еще один шаг к сближению США и Англии. В августе 1940 г. на Британские острова прибыла специальная миссия американского командования во главе с заместителем начальника штаба ВМС адмиралом Р. Гормли. Ее главной задачей было выяснить оборонительные способности Англии и возможность сотрудничества вооруженных сил США и Англии, если Соединенные Штаты будут втянуты в войну. На секретном совещании представителей военного командования США и Англии в Вашингтоне в январе — марте 1941 г. были выработаны основы англо-американской стратегии во второй мировой войне.

 

Исходные стратегические положения американской стороны на этом совещании определялись планом «Дог» — так условно были названы предложения начальника штаба ВМС США адмирала Г. Старка, направленные военно-морскому министру США Ноксу 12 ноября 1940 г. Основная идея плана состояла в том, что безопасность США в решающей степени зависит от безопасности Англии. «Если Англия одержит решительную победу над Германией, — рассуждал Старк, — мы можем победить повсюду, но, если она потерпит поражение, мы окажемся перед очень серьезной проблемой»{560}. Начальник штаба ВМС считал, что США должны сосредоточить основные усилия в Атлантике против Германии и ее союзников, а на Тихом океане вплоть до поражения европейских держав оси придерживаться оборонительной стратегии. 16 января 1941 г. после длительного обсуждения план «Дог» был одобрен на совещании в Белом доме под председательством Рузвельта.

 

Американо-английское совещание завершилось принятием согласованного стратегического плана США и Англии, получившего название «АБЦ-1». Американские и английские стратеги исходили из того, что основой мощи враждебной коалиции является фашистская Германия и ей надлежало нанести поражение в первую очередь. Что касается Японии, то в случае ее вооруженного выступления на Тихом океане и Дальнем Востоке следует придерживаться пассивной обороны впредь до успешного завершения военных действий в Европе. Исходя из этого, в плане «АБЦ-1» указывалось, что врагом номер один является Германия. План фиксировал приоритет Европейского театра в войне против держав [199] оси. Сюда намечалось перебросить значительные силы сухопутных войск США.

 

В ходе совещания стороны договорились, что безопасность Англии будет обеспечена «при любых обстоятельствах». Англия и США пришли к общему выводу о необходимости массированного воздушного наступления для уничтожения военной мощи держав оси. Кроме того, предусматривалось участие американских кораблей в охране конвоев, следующих через Атлантику, использование 25 — 30 американских подводных лодок в Бискайском заливе и западной части Средиземного моря для противодействия флоту противника{561}. Но было совершенно ясно, что все согласованные стратегические положения могли приобрести смысл только со вступлением Соединенных Штатов в войну. Об этом американские представители пока не говорили ничего конкретного.

 

США и Англия в документах совещания именовались «объединившимися державами». Принятие плана «АБЦ-1» имело большое значение для формирования стратегии коалиционной войны против государств фашистского блока. Были выяснены позиции сторон и установлено значительное совпадение взглядов на способы ведения военных действий.

 

На основе этого плана в апреле 1941 г. американское командование разработало план «Рейнбоу-5», определивший цели и масштабы возможного участия США в войне против фашистской коалиции. Одной из главных задач в то время считалось «накопление сил, необходимых для наступления на Германию»{562}. План «Рейнбоу-5» должен был войти в силу с первого дня мобилизации, которую предполагалось осуществить не ранее 1 сентября 1941 г.{563}. Только с этого момента американцы планировали начать переброску своих войск в Исландию и на Британские острова.

 

С начала 1941 г. англо-американское военное сотрудничество стало приобретать конкретные формы. США и Англия обменялись военными миссиями, началось строительство баз для американских вооруженных сил в Северной Ирландии и на территории английских владений в Тихом океане. В январе — апреле 1941 г. американские войска прибыли на остров Ньюфаундленд, Бермудские острова и Тринидад, а вскоре на другие военные базы, перешедшие к США по соглашению с Англией от 2 сентября 1940 г.

 

Офицеры американских ВВС были направлены в Англию с задачей выбрать районы для воздушных баз. Правительство США объявило, что Красное море больше не считается зоной военных действий. Это дало возможность улучшить снабжение британских войск на Ближнем Востоке и в Египте, ибо американские суда могли теперь прямо доставлять сюда вооружение и снаряжение.

 

11 апреля 1941 г. Рузвельт отдал приказ о расширении зоны патрулирования американского флота в Атлантике на восток, вплоть до 25 градуса западной долготы. 24 апреля вступил в силу «План № 2 обороны флотом Западного полушария». Американским кораблям и самолетам предписывалось при обнаружении немецких подводных лодок или крейсеров сообщать об их местонахождении командованию. Это давало английским судам возможность уклоняться от встреч с противником, а при наличии достаточных сил охранения — преследовать и уничтожать его подводные лодки. Гитлеровское руководство, готовившее войну против СССР, не было заинтересовано в обострении отношений с США. 25 апреля германские силы в Атлантике получили приказ избегать вооруженных столкновений с американскими судами. [200]

 

Весной 1941 г. американские военачальники пессимистически оценивали способность Англии к дальнейшему сопротивлению. 16 апреля 1941 г. генерал Д. Маршалл созвал штабное совещание для уточнения взглядов на стратегическую обстановку. «...Основываясь на разумном выводе, что рано или поздно Соединенные Штаты вступят в нынешнюю войну, — говорилось в итоговом документе совещания, — оперативному управлению кажется весьма желательным, чтобы мы выступили достаточно быстро с целью не допустить потери Британских островов или такого существенного изменения в положении английского правительства, которое будет толкать его на умиротворение»{564}. Участники совещания высказались за вступление США в войну без дальнейших проволочек. Многим из них было ясно, что страна может оказаться перед перспективой остаться лицом к лицу с победоносными державами фашистского блока.

 

27 мая 1941 г. Рузвельт выступил с резкой речью против блока фашистских держав и объявил о введении в стране «неограниченного чрезвычайного положения». Но на следующий день президент на пресс-конференции фактически взял свои слова обратно. Он заявил, что закон о «нейтралитете» не будет изменен, а также отверг саму идею о претворении формулы «неограниченного чрезвычайного положения» в жизнь. «Президент все еще не имел стратегии, — пишет американский историк Д. Варне, — за исключением одной стратегии — не иметь стратегии. Основная цель заключалась в том, чтобы выжидать развития событий, не событий вообще, а главного, которое могло бы открыть возможности для действий. Таким событием являлось нападение Гитлера на Россию»{565}.

 

В начале 1941 г. американскому правительству стало известно о плане «Барбаросса». В Вашингтоне были заинтересованы в том, чтобы Германия, получив сильный отпор Советского Союза, понесла максимальный ущерб во время похода на восток.

 

В предвидении войны Германии с СССР американское правительство предприняло некоторые шаги для нормализации отношений с Советским Союзом. 21 января 1941 г. госдепартамент снял «моральное эмбарго» на торговлю с СССР. Однако в деле нормализации отношений с СССР правящие круги США действовали непоследовательно и противоречиво.

 

Когда между США и Англией началось согласование позиций на случай нападения Германии на Советский Союз, госдепартамент довел до сведения английского правительства и американского посольства в Москве свою точку зрения, которая свидетельствовала о серьезных колебаниях правительства США в выборе политического курса в отношении СССР. «Наша политика, — указывал госдепартамент, — заключается в том, чтобы не идти на уступки Советской России, которые она может предложить с целью улучшения американо-советских отношений. Если же мы пойдем на них, то потребуем компенсации в полном объеме»{566}. 21 июня отдел европейских стран госдепартамента уточнил: если после начала войны Советский Союз обратится за помощью, «мы должны, насколько это возможно, без серьезного ущерба для нашей собственной подготовки, ослабить ограничения на экспорт в СССР, разрешив ему покупать даже военные материалы, в которых он остро нуждается и которые мы можем позволить себе поставить...»{567}. Окончательное решение намечалось принять с учетом дальнейшего хода войны и изменения обстановки в Европе. [201]

 

4. США и расширение японской агрессии в Азии

 

В то время когда вермахт готовился к наступлению в Европе, политика Японии, занявшей выжидательную позицию, не вызывала большой тревоги у правительства США. Торговые связи между обеими странами сохранялись и развивались. Правящие круги США знали, что японские экстремисты настойчиво требовали от правительства Японии покончить с «мягкой» позицией в отношении США и Англии и даже готовили заговоры с целью устранения из его состава не угодных им деятелей. Но пока эти факты мало беспокоили администрацию США.

 

Летом 1940 г., после поражения англо-французской коалиции, владения европейских колониальных держав в странах Востока, по мнению японских правящих кругов, оказались «бесхозными». Единственным конкурентом, способным помешать японским захватам, были Соединенные Штаты. Это придало особую остроту американо-японским противоречиям.

 

Агрессивность Японии резко возросла после прихода к власти правительства Ф. Коноэ и присоединения Японии к тройственному пакту, другие участники которого — Германия и Италия — уже встали на путь новых авантюр. Оккупация Японией северной части Индокитая вызвала осложнения в американо-японских отношениях и потребовала от США более решительных действий.

 

Американский посол в Токио Д. Грю настаивал на том, чтобы США заняли твердую позицию в отношении Японии. 14 декабря 1940 г. Грю писал Рузвельту: «Мне совершенно ясно, что нам в один прекрасный день предстоит схватка, и основной вопрос сводится к следующему: что более выгодно для нас — случится это раньше или позже»{568}. В ответном послании 21 января 1941 г. Рузвельт полностью согласился с мнением посла, указав в то же время на тесную связь между положением в Европе и на Дальнем Востоке. Он предлагал сдерживать Японию в «определенных границах»{569}.

 

Суть внешнеполитического курса США была такова: показать японским правящим кругам, что агрессия Японии на юг вызовет противодействие. В то же время Вашингтон оставлял открытым вопрос об агрессии Японии на север, против Советского Союза.

 

Между тем военно-политическая обстановка в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане складывалась так, что создавала для милитаристской Японии выгодные стратегические предпосылки к захвату колониальных владений США и Англии в этом обширнейшем регионе. Эти предпосылки приобретали тем большее значение потому, что правительство США еще не отказалось от пагубной для себя политики уступок агрессору, а правящие круги Японии все больше склонялись к «южному варианту» агрессии.

 

Еще весной 1941 г. начались японо-американские переговоры. «С самого начала я правильно понял, — писал государственный секретарь К.Хэлл, — что на успех в переговорах было менее одного шанса из двадцати, пятидесяти или ста»{570}. Япония требовала признания ее монопольного положения в Азии, с чем США не соглашались. Договариваться фактически было не о чем. Но обе стороны тянули время. Правительство США не оставляло надежд на достижение с Японией компромисса. Япония со своей стороны рассматривала переговоры главным образом как средство маскировки своих военных приготовлений. [202]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: