Таблица 9. Рост производства оружия и боевой техники в Японии в 1939 — 1940 гг

Наименование видов оружия 1939 г. 1940 г.
Пулеметы (шт.) 16530 20623
Орудия (шт.) 1732 2723
Танки 562 1023
Самолеты 3303 3462
Военные корабли (ед.) 23 27

 

Прямые военные расходы Японии постоянно росли. Если в 1938/39 финансовом году они составляли 6,8 млрд. иен, то в 1940/41 — 9 млрд. иен. Военные расходы поглощали свыше 80 процентов всего бюджета{495}.

 

Милитаризация политической системы Японии была усилена принятием весной 1941 г. законов «Об охране общественного спокойствия», «Об обеспечении национальной обороны», укрепивших «правовую» основу военно-фашистского режима.

 

В 1940 — 1941 гг. японская реакция предприняла новые массовые репрессии против коммунистов, членов профсоюзов, всех прогрессивных [184] сил, которые в труднейших условиях боролись против фашизации и милитаризации страны.

 

Японская пресса признавала в конце 1940 г., что многие в Японии противятся мероприятиям правительства и склонны пойти на крайние меры для того, чтобы оказать сопротивление. Результаты проведенного в декабре 1940 г. анкетного опроса японского населения показали, что около 87 процентов опрошенных отнеслись отрицательно к введению «новой политической структуры»{496}.

 

Японские правящие круги стремились нейтрализовать эти явления, более интенсивно проводя идеологическую обработку населения и личного состава вооруженных сил. Пресса и радио были поставлены под жесткий контроль цензуры и органов военно-фашистской диктатуры. В армии и на флоте усилилась работа по воспитанию личного состава в духе фанатического национализма, ненависти к коммунизму, слепой верности императору и командованию{497}. Внешнеполитическая пропаганда велась под демагогическими лозунгами: «Азия для азиатов», «Долой белых колонизаторов», «Улучшим экономическое положение народов Азии».{498}

 

Рост промышленной продукции, и особенно вооружения, дал возможность японскому командованию значительно увеличить мощь вооруженных сил и оснастить их современным оружием. К концу 1940 г. сухопутные войска состояли из 50 пехотных дивизий (в 1939 г. имелась 41 пехотная дивизия) и насчитывали 1 350 тыс. человек. Армейская авиация возросла к марту 1940 г. до 106 боевых эскадрилий{499}. В 1940 г. были построены боевые корабли общим водоизмещением около 68,8 тыс. тонн (1939 г. — 63,5 тыс. тонн){500}. В Кобэ завершилось строительство крупнейшего в мире линейного корабля «Ямато» водоизмещением 64 тыс. тонн, имевшего на вооружении девять 460-мм орудий{501}.

 

Военно-морское командование Японии стремилось ускорить ввод в строй новых кораблей, ремонт и модернизацию старых. В 1940 г. прошли модернизацию 2 линкора, 1 авианосец, 10 крейсеров, были отремонтированы 12 эскадренных миноносцев и 12 подводных лодок{502}.

 

Морская авиация в конце 1940 г. насчитывала 1049 боевых самолетов{503}, значительное количество которых базировалось на авианосцы.

 

Личный состав армии и флота обучался ведению боевых действий в условиях Дальнего Востока и акватории Тихого океана с учетом опыта войны в Китае, боев в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, а также боевых действий в Европе и на Атлантике.

 

Большое внимание обращалось на отработку взаимодействия военно-морского флота с сухопутными войсками. В течение осени 1940 г. — весны 1941 г. были организованы совместные учения армии и флота в районе острова Кюсю, у берегов Индокитая, Малайи и на острове Хайнань{504}. [185]

 

* * *

 

В действиях Германии и Японии в первый период войны было много общего. Как в Европе, так и в Азии главной целью этих государств была подготовка агрессии против Советского Союза. Разрабатывая планы нападения на страну социализма, они продолжали наращивать силы за счет захвата других капиталистических стран и их владений и создавать плацдармы вблизи границ СССР.

 

По примеру гитлеровцев японские милитаристы, объявив о создании в стране «новой политической структуры» и «новой экономической структуры», установили режим военно-фашистской диктатуры и мобилизовали ресурсы Японии и захваченных ею территорий на подготовку к «большой войне».

 

Японские правящие круги, как и немецко-фашистское руководство, осуществляли планы установления своего господства в Азии и на Тихом океане под лозунгом создания «нового порядка», обещая порабощенным народам освобождение от белых колонизаторов и процветание.

 

Имелось определенное сходство и в подготовке Германии и Японии к решению главной задачи — уничтожению силой оружия Советского социалистического государства, в котором они видели основное препятствие на пути к завоеванию мирового господства. Как в Германии, так и в Японии правящие круги считали, что перед нападением на СССР необходимо максимально усилить экономический и военный потенциал за счет завоевания близлежащих государств, объединения их силой оружия.

 

Вместе с тем политика милитаристской Японии носила специфические черты. Японские правящие круги при решении важнейших политических и стратегических задач не были склонны безропотно следовать в фарватере «третьего рейха». Японские империалисты исходили прежде всего из собственных хищнических интересов. Они стремились в максимальной степени использовать результаты германо-итальянской агрессии для укрепления и расширения своих позиций в Азии и на Тихом океане.

 


Глава девятая. Война и Соединенные Штаты Америки

 

1. Начало войны в Европе и «нейтралитет» США

 

Начало войны в Европе не было неожиданным для правящих кругов Соединенных Штатов Америки. Когда американский посол во Франции У. Буллит, получив первые сведения о нападении Германии на Польшу, сообщил по телефону в Вашингтон президенту США, что немецкие самолеты бомбят Варшаву, стало насущной необходимостью определить официальную позицию США.

 

3 сентября 1939 г. Ф. Рузвельт заявил, что американское правительство сделает все необходимое для того, чтобы США остались вне войны. 5 сентября он подписал важный документ — прокламацию о нейтралитете США. Был введен запрет на экспорт в воюющие страны вооружения и военных материалов, приняты меры для укрепления обороноспособности США. 8 сентября в целях «соблюдения, обеспечения и осуществления нейтралитета» правительство США объявило «ограниченное чрезвычайное положение» и решило увеличить вооруженные силы. К началу второй мировой войны Соединенные Штаты, имея мощный военно-морской флот, располагали немногочисленной армией. С введением «ограниченного чрезвычайного положения» была увеличена численность армии: регулярной — с 210 тыс. до 227 тыс., национальной гвардии — с 192 тыс. до 235 тыс. человек{505}. Штабы сразу же приступили к разработке планов более широкого развертывания не только сухопутных войск, но также авиации и флота.

 

Для правящих кругов США была очевидной необходимость сотрудничества с Англией и Францией. Это отвечало интересам различных социальных слоев, хотя и по разным причинам. Крупный капитал усматривал для себя прямую опасность в агрессивных устремлениях империалистических соперников — держав оси. Трудящиеся США, глубоко ненавидя фашизм, были на стороне народов, которые вступили в вооруженную схватку с нацизмом. Опрос населения США в сентябре 1939 г. показал, что более 80 процентов граждан высказались за победу Англии, Франции и Польши и поражение фашистской Германии. В правящих кругах существовали, однако, глубокие противоречия по вопросу о характере сотрудничества Соединенных Штатов с Англией и Францией. Представители одной из группировок американской буржуазии — «изоляционисты» — требовали строгого соблюдения нейтралитета. Ссылаясь [187] на опыт 1914 — 1918 гг., они утверждали, что снабжение этих стран вооружением и военными материалами неминуемо вовлечет Соединенные Штаты в вооруженную борьбу. Войну в Европе они считали «чужой», ибо США не могут ее «контролировать». Другая группировка — «интервенционисты» — выступала за отмену запрета на экспорт вооружения в Англию и Францию. Она считала, что предоставление помощи этим странам соответствует ближайшим интересам США, так как даст возможность вывести страну из затянувшейся экономической депрессии. В США в то время насчитывалось около 10 млн. безработных. Выполнение военных заказов Англии и Франции, рассчитывали сторонники отмены эмбарго, будет способствовать подъему американской промышленности. Обо всем этом говорилось без обиняков. Сенатор Г. Трумэн 8 октября счел возможным заявить: «Я полагаю, что наши собственные эгоистические интересы требуют отмены эмбарго... Наши заводы, ускорив темпы военного производства с целью обеспечить продажу изделий другим государствам, в случае необходимости смогут покрыть и наши потребности...»{506}

 

Под натиском этих, по критериям американской буржуазии, весомых аргументов фронт «изоляционистов» заколебался. «Интервенционисты», вербуя себе сторонников, не упускали случая напомнить о том, что войны за океаном всегда давали американским промышленникам возможность получать сверхприбыли.

 

В начале ноября 1939 г. конгресс отменил запрет на экспорт вооружения, внеся соответствующие изменения в закон о нейтралитете. Отныне воюющие страны могли закупать в США вооружение и военные материалы по принципу «плати и вези», то есть за наличный расчет и с доставкой на собственных судах. Устанавливалась зона, в которой запрещалось плавание американских судов. В нее вошли моря, омывающие побережья Англии, Франции и Германии, а также целиком Балтийское море. Граждане США не могли арендовать суда воюющих стран. Подтверждалось запрещение предоставлять любые займы государствам, находящимся в состоянии войны.

 

Чтобы избежать путаницы с размещением и реализацией военных заказов, как было в первую мировую войну, по настоянию Вашингтона была создана англо-французская закупочная комиссия, через которую должны были проходить все сделки. В предвидении крупных военных заказов деловая конъюнктура в США оживилась. Резко подскочили цены на основные материалы и сырье, стало расти промышленное производство, уменьшилась безработица. Но подъем деловой активности продолжался только до конца года, с января 1940 г. начался ее спад. От Англии и Франции так и не поступило больших заказов. Структура английского и французского импорта из США не претерпела существенных изменений. Все это оказалось неожиданным для американских монополий, уже подсчитавших потенциальные прибыли. Медлительность Лондона и Парижа с размещением военных заказов в США во многом объяснялась тем, что Англия и Франция в то время проводили политику «странной войны» и рассчитывали, что для укрепления вооруженных сил у них будет достаточно времени.

 

Осенью 1939 г., когда в Западной Европе плелась сеть новых антисоветских интриг, оживила свою деятельность американская реакция. С началом финляндско-советского конфликта США открыли Финляндии кредиты на 30 млн. долларов, поставляли ей вооружение. Как и в других капиталистических странах, в Соединенных Штатах проводилась вербовка «добровольцев» для участия в войне на стороне Финляндии. Соединенные Штаты содействовали провокационному исключению СССР [188] из Лиги наций и поддерживали подготовку Англией и Францией экспедиционного корпуса для войны против Советского Союза.

 

Американская помощь Финляндии вызывала негодование народа в самих Соединенных Штатах. Прогрессивные силы не могли не сопоставить «заботу» правящих кругов США о Финляндии с безучастным отношением к судьбе государств, ставших жертвами фашистской агрессии. В начале февраля 1940 г. более четырех тысяч демонстрантов, в большинстве своем молодежь, собрались у Белого дома, чтобы выслушать речь президента об американской политике. Рузвельт обрушился с нападками на Советский Союз и коммунизм. Он резко выступил против прогрессивной организации «Молодежный конгресс», которая отрицательно оценила предоставление займа Финляндии. Речь президента разочаровала многих американцев{507}.

 

Выступлению Рузвельта официальная пропаганда придала большую гласность. В это же время Вашингтон предпринял дипломатические маневры, направленные на то, чтобы добиться на антисоветской основе примирения Англии и Франции с Германией. В конце декабря 1939 г. Рузвельт назначил своим личным представителем в Ватикане крупного монополиста М. Тэйлора и поручил ему найти через католические круги Европы пути компромисса с Гитлером. В начале февраля 1940 г. в Европу для установления непосредственного контакта с Муссолини, Гитлером, Даладье и Чемберленом был направлен заместитель государственного секретаря С. Уэллес. Официально подчеркивалось, что задача Уэллеса — лишь сбор информации, на деле же его миссия этим не ограничивалась. Государственные деятели США, пристально наблюдавшие за развитием событий в Европе, придерживались мнения, что Европейский континент может стать ареной фатальных для капитализма социальных потрясений. Эти соображения создавали общую основу для контактов западных держав со странами оси.

 

В конце февраля 1940 г. Уэллес вел переговоры в Риме, в первой половине марта — в Берлине, Париже и Лондоне, а 16 — 20 марта — вторично в Риме. В связи с поездкой заместителя государственного секретаря германские дипломаты сообщали в Берлин, что США предлагают «заключить четырехлетнее перемирие между воюющими сторонами и одновременно вступить в экономические переговоры, в которые будут вовлечены Япония (но не Россия) и Италия»{508}. В сущности, это было повторением тех же идей, которые лежали в основе различных планов «умиротворения» агрессоров.

 

В Лондоне и Париже одобрили усилия правительства США по «достижению справедливого решения европейских противоречий» и дали Уэллесу понять, что при обеспечении определенных гарантий Франция и Англия могут пойти на компромисс с державами оси. В Берлине же расценили миссию Уэллеса как новое свидетельство слабости Запада и правильности избранного Германией курса — вооруженным путем добиваться своих целей.

 

Что касается Италии, то Муссолини и его окружение благосклонно отнеслись к идее примирения. Дуче помнил о своей роли в созыве Мюнхенской конференции и был польщен предложением Рузвельта встретиться с ним на Азорских островах. В Берлине Уэллес намекнул, что после окончания его поездки в столицы четырех держав последует «официальное предложение» президента США. 17 марта Уэллес обратился с просьбой к Рузвельту санкционировать «общую инициативу к достижению мира». Рузвельт, однако, запретил выступать с какими-либо заявлениями, [189] касающимися такой «инициативы», и Уэллес был срочно отозван в Вашингтон.

 

Отзыв Уэллеса во многом объяснялся тем, что 12 марта 1940 г. был подписан мирный договор между СССР и Финляндией. Замыслы превратить финляндско-советский конфликт в объединенный поход империалистических держав против Советского Союза стали нереальными. Миссия Уэллеса, с точки зрения правящих кругов США, потеряла свое значение. Однако она позволила гитлеровскому руководству сделать вывод, что Соединенные Штаты пока не вмешаются в войну в Европе.

 

Внешнеполитические маневры Вашингтона в 1939 — 1940 гг. сопровождались антисоветской истерией в американской пропаганде, преследованием коммунистов и сочувствующих им. Активную антикоммунистическую деятельность в это время развернули сенатор А. Ванденберг, бывший президент Г. Гувер, председатель комиссии конгресса по расследованию «антиамериканской» деятельности M. Дайс и многие другие представители монополистической буржуазии США. В октябре — ноябре 1939 г. были арестованы три руководящих деятеля Коммунистической партии Соединенных Штатов. В июне 1940 г. власти лишили американского гражданства секретаря организации компартии в штате Калифорния. В августе было арестовано 18 рабочих, участвовавших в предвыборной кампании компартии в штате Оклахома{509}. В 1940 г. коммунисты были отстранены от участия в выборах в 14 штатах. Закон Хатча, принятый в 1939 г., запрещал правительственным служащим состоять в коммунистической партии; другим законом была запрещена выплата коммунистам какихлибо пособий из государственных фондов{510}. В июне 1940 г. вошел в силу закон Смита о регистрации иностранцев, который использовался не только для пресечения деятельности фашистской агентуры в США, но и стал легальным средством для преследования американских коммунистов на протяжении многих лет.

 

С началом второй мировой войны усилилось проникновение империализма США в страны Латинской Америки. Угрозу этим странам со стороны фашистских государств правящие круги Соединенных Штатов использовали для создания в Латинской Америке военно-политической группировки под своим главенством.

 

В сентябре 1939 г. по настоянию правительства США в Панаме было созвано консультативное совещание министров иностранных дел стран Американского континента, которое приняло декларацию о нейтралитете. Подписавшие ее страны должны были интернировать в своих портах торговые суда воюющих государств. Этим наносился удар не только по интересам Германии, но Англии и Франции. Совещание решило создать в Вашингтоне из представителей всех американских стран международный финансовый и экономический консультативный комитет, который фактически контролировался монополиями США и стал орудием их проникновения в Латинскую Америку. Специальная резолюция совещания предусматривала патрулирование с участием ВМС США особой 300-мильной «нейтральной зоны» вокруг Американского континента к югу от Канады. В пределах этой зоны торговые суда Соединенных Штатов могли передвигаться беспрепятственно{511}.

 

С этого же времени США стали наращивать мощь своих военных баз в Центральной Америке, особенно в зоне Панамского канала и на американском [490] побережье Атлантического и Тихого океанов. Это делалось в соответствии с планом «Рейнбоу-1» («Радуга-1»), разработанным штабами армии и ВМС и в октябре 1939 г. одобренным президентом США{512}.

 

В июле 1940 г. по инициативе США была принята Гаванская декларация, которая подтверждала нейтральный статус латиноамериканских государств и предусматривала, что в случае поражения европейских метрополий (Англии, Франции и др.) их владения на Американском континенте не попадут в руки победителей, то есть держав оси{513}. Она фактически давала Соединенным Штатам право оккупировать ту или иную территорию в Америке или у ее берегов, чем США не замедлили воспользоваться, высадив свои войска в Гренландии{514}.

 

В августе 1940 г. Соединенные Штаты подписали с Канадой соглашение о создании постоянного объединенного комитета обороны. Соглашение не только способствовало укреплению обороны США, но и в случае возможного поражения Англии создавало условия для подчинения Канады американскому влиянию.

 

2. Военные мероприятия правительства США

 

Победы вермахта весной и летом 1940 г. вызвали тревогу в правящих кругах США. В успехах германской военной машины многие американцы увидели угрозу Соединенным Штатам. В политике американского нейтралитета наступила новая фаза. Если первая фаза (сентябрь 1939 г. — апрель 1940 г.) характеризовалась прежде всего стремлением США примирить воюющие между собой империалистические группировки на антисоветской основе, то вторая (май 1940 г. — ноябрь 1941 г.) — усиленной подготовкой самих Соединенных Штатов к войне. Однако со вступлением в войну правящие круги США не спешили, ожидая благоприятного для себя развертывания событий. Основные усилия американское правительство направило на перестройку промышленности на военный лад в «беспрецедентных для мирного времени масштабах»{515}, увеличение и укрепление своих вооруженных сил.

 

7 мая 1940 г. управление тыла штаба армии США представило военному министру предложения по увеличению военных расходов до 2,8 млрд. долларов на 1941 финансовый год, начинавшийся с 1 июля 1940 г. 16 мая президент Рузвельт обратился к конгрессу со специальным посланием, в котором указал на необходимость развития авиационной промышленности США с таким расчетом, чтобы в конечном итоге довести выпуск самолетов до 50 тыс. в год{516}.

 

Решения правительства США о расширении военного производства и наращивании вооруженных сил следовали одно за другим. 27 мая 1940г. начальник штаба армии США генерал Дж. Маршалл дал указание [191] о разработке «планов дальнейшего военного развития»{517}. В конце мая штабы армии и ВМС завершили разработку плана войны «Рейнбоу-4»{518}, предусматривавшего использование вооруженных сил США для защиты самих Соединенных Штатов и их владений на Тихом океане до линии островов Уналашка, Мидуэй включительно, а также всего Американского континента и окружающих его вод. 14 июня президент подписал закон об увеличении численности корабельного состава ВМС США на 11 процентов{519}. 15 июня Рузвельт отдал распоряжение приступить к исследованиям, которые в конечном счете привели к созданию атомного оружия.

 

Поражение Франции дало новый толчок военным приготовлениям в США. Особенно крупные из них намечались Программой вооружений от 30 июня 1940 г., определившей основные направления военных усилий США на 1940 — 1941 гг. В ней предусматривалось: а) изготовление и получение военным министерством всех видов вооружения и снаряжения для оснащения сухопутной армии в 1 млн. человек по штатам военного времени; б) создание запасов важнейших видов вооружения и снаряжения длительного пользования для оснащения двухмиллионной армии; в) создание мощностей для производства вооружения и другого военного имущества, необходимого для четырехмиллионной армии; г) развитие мощностей в авиационной промышленности, которые бы обеспечивали для армии 18 тыс. самолетов в год; д) создание складов стратегического сырья и материалов, необходимых для выполнения программы{520}. 3 июля программа была одобрена президентом, и конгресс выделил 5,5 млрд. долларов на ее финансирование{521}. Ежемесячные расходы на военные нужды возросли со 150 млн. долларов в июне 1940 г. до 800 млн. долларов в июне 1941 г.{522}.

 

Новые планы расширения военного строительства были предложены командованием ВМС и ВВС США. 19 июля 1940 г. президент Рузвельт подписал закон о «флоте двух океанов», предусматривавший строительство новых линкоров, авианосцев, линейных крейсеров, крейсеров, эсминцев, подводных лодок общим водоизмещением 1 325 тыс. тонн, приобретение или переоборудование вспомогательных судов водоизмещением 100 тыс. тонн, а также строительство новых патрульных, эскортных и малых кораблей других классов{523}. Предложенная программа означала расширение военно-морских сил США почти на 70 процентов и была рассчитана на 5 — 7 лет{524}. Американцы стремились иметь такой флот, который был бы в состоянии разгромить одновременно военно-морские силы Японии на Тихом океане, Германии и Италии в Атлантике, в том числе и те, которые могли оказаться в распоряжении агрессоров в результате разгрома Англии. План, предложенный командованием ВВС и включенный в программу американского военного строительства, предусматривал рост численности личного состава ВВС до 2,1 млн. человек и увеличение количества самолетов в вооруженных силах до 100 тыс. машин{525}. Новые планы вооружений свидетельствовали о подготовке США к длительной войне. [192]

 

В это же время были приняты решения по наращиванию государственных резервов и увеличению производства вооружений. Еще в июне 1939 г. американский конгресс одобрил специальный закон о создании в США запасов стратегического сырья и материалов. Военному министерству, а также министерствам ВМС и внутренних дел поручалось составить список таких материалов и сырья и определить в них потребность. Расход создаваемых запасов разрешался только в условиях войны или чрезвычайного положения, вызванного угрозой войны, по распоряжению президента{526}. 25 июня 1940 г. был принят закон, согласно которому по поручению правительства частные корпорации и фирмы получали право заниматься накоплением стратегического сырья и материалов, строить военные предприятия и выпускать оборудование для военной промышленности. При этом предусматривалось предоставление государственных займов корпорациям для строительства военных предприятий или покупки таких предприятий у частных фирм.

 

Характеризуя сущность мероприятий по форсированному развитию военного производства, помощник военного министра США Л. Джонсон писал 24 июня 1940 г.: «Главная задача заключается в том, чтобы заставить американскую промышленность работать с полной отдачей и как можно быстрее наладить выпуск важнейших видов вооружения, боеприпасов, снаряжения и других военных материалов, производство которых потребует длительного времени, а также ликвидировать недостатки в существующем производстве вооружений путем создания необходимых дополнительных производственных мощностей»{527}.

 

В США развернулось строительство комплексов новых военных предприятий. Быстрыми темпами расширялись и реконструировались старые. О масштабах наращивания мощностей военной промышленности дает представление хотя бы то, что численность работающих только на сборочных авиационных заводах к середине 1941 г. увеличилась по сравнению с июнем 1939 г. в 4,5 раза и достигла 268 тыс. человек, а количество самих заводов возросло с 28 до 63{528}.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: