Наименование видов оружия | 1939 г. | 1940 г. |
Пулеметы (шт.) | 16530 | 20623 |
Орудия (шт.) | 1732 | 2723 |
Танки | 562 | 1023 |
Самолеты | 3303 | 3462 |
Военные корабли (ед.) | 23 | 27 |
Прямые военные расходы Японии постоянно росли. Если в 1938/39 финансовом году они составляли 6,8 млрд. иен, то в 1940/41 — 9 млрд. иен. Военные расходы поглощали свыше 80 процентов всего бюджета{495}.
Милитаризация политической системы Японии была усилена принятием весной 1941 г. законов «Об охране общественного спокойствия», «Об обеспечении национальной обороны», укрепивших «правовую» основу военно-фашистского режима.
В 1940 — 1941 гг. японская реакция предприняла новые массовые репрессии против коммунистов, членов профсоюзов, всех прогрессивных [184] сил, которые в труднейших условиях боролись против фашизации и милитаризации страны.
Японская пресса признавала в конце 1940 г., что многие в Японии противятся мероприятиям правительства и склонны пойти на крайние меры для того, чтобы оказать сопротивление. Результаты проведенного в декабре 1940 г. анкетного опроса японского населения показали, что около 87 процентов опрошенных отнеслись отрицательно к введению «новой политической структуры»{496}.
|
|
Японские правящие круги стремились нейтрализовать эти явления, более интенсивно проводя идеологическую обработку населения и личного состава вооруженных сил. Пресса и радио были поставлены под жесткий контроль цензуры и органов военно-фашистской диктатуры. В армии и на флоте усилилась работа по воспитанию личного состава в духе фанатического национализма, ненависти к коммунизму, слепой верности императору и командованию{497}. Внешнеполитическая пропаганда велась под демагогическими лозунгами: «Азия для азиатов», «Долой белых колонизаторов», «Улучшим экономическое положение народов Азии».{498}
Рост промышленной продукции, и особенно вооружения, дал возможность японскому командованию значительно увеличить мощь вооруженных сил и оснастить их современным оружием. К концу 1940 г. сухопутные войска состояли из 50 пехотных дивизий (в 1939 г. имелась 41 пехотная дивизия) и насчитывали 1 350 тыс. человек. Армейская авиация возросла к марту 1940 г. до 106 боевых эскадрилий{499}. В 1940 г. были построены боевые корабли общим водоизмещением около 68,8 тыс. тонн (1939 г. — 63,5 тыс. тонн){500}. В Кобэ завершилось строительство крупнейшего в мире линейного корабля «Ямато» водоизмещением 64 тыс. тонн, имевшего на вооружении девять 460-мм орудий{501}.
Военно-морское командование Японии стремилось ускорить ввод в строй новых кораблей, ремонт и модернизацию старых. В 1940 г. прошли модернизацию 2 линкора, 1 авианосец, 10 крейсеров, были отремонтированы 12 эскадренных миноносцев и 12 подводных лодок{502}.
|
|
Морская авиация в конце 1940 г. насчитывала 1049 боевых самолетов{503}, значительное количество которых базировалось на авианосцы.
Личный состав армии и флота обучался ведению боевых действий в условиях Дальнего Востока и акватории Тихого океана с учетом опыта войны в Китае, боев в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, а также боевых действий в Европе и на Атлантике.
Большое внимание обращалось на отработку взаимодействия военно-морского флота с сухопутными войсками. В течение осени 1940 г. — весны 1941 г. были организованы совместные учения армии и флота в районе острова Кюсю, у берегов Индокитая, Малайи и на острове Хайнань{504}. [185]
* * *
В действиях Германии и Японии в первый период войны было много общего. Как в Европе, так и в Азии главной целью этих государств была подготовка агрессии против Советского Союза. Разрабатывая планы нападения на страну социализма, они продолжали наращивать силы за счет захвата других капиталистических стран и их владений и создавать плацдармы вблизи границ СССР.
По примеру гитлеровцев японские милитаристы, объявив о создании в стране «новой политической структуры» и «новой экономической структуры», установили режим военно-фашистской диктатуры и мобилизовали ресурсы Японии и захваченных ею территорий на подготовку к «большой войне».
Японские правящие круги, как и немецко-фашистское руководство, осуществляли планы установления своего господства в Азии и на Тихом океане под лозунгом создания «нового порядка», обещая порабощенным народам освобождение от белых колонизаторов и процветание.
Имелось определенное сходство и в подготовке Германии и Японии к решению главной задачи — уничтожению силой оружия Советского социалистического государства, в котором они видели основное препятствие на пути к завоеванию мирового господства. Как в Германии, так и в Японии правящие круги считали, что перед нападением на СССР необходимо максимально усилить экономический и военный потенциал за счет завоевания близлежащих государств, объединения их силой оружия.
Вместе с тем политика милитаристской Японии носила специфические черты. Японские правящие круги при решении важнейших политических и стратегических задач не были склонны безропотно следовать в фарватере «третьего рейха». Японские империалисты исходили прежде всего из собственных хищнических интересов. Они стремились в максимальной степени использовать результаты германо-итальянской агрессии для укрепления и расширения своих позиций в Азии и на Тихом океане.
Глава девятая. Война и Соединенные Штаты Америки
1. Начало войны в Европе и «нейтралитет» США
Начало войны в Европе не было неожиданным для правящих кругов Соединенных Штатов Америки. Когда американский посол во Франции У. Буллит, получив первые сведения о нападении Германии на Польшу, сообщил по телефону в Вашингтон президенту США, что немецкие самолеты бомбят Варшаву, стало насущной необходимостью определить официальную позицию США.
3 сентября 1939 г. Ф. Рузвельт заявил, что американское правительство сделает все необходимое для того, чтобы США остались вне войны. 5 сентября он подписал важный документ — прокламацию о нейтралитете США. Был введен запрет на экспорт в воюющие страны вооружения и военных материалов, приняты меры для укрепления обороноспособности США. 8 сентября в целях «соблюдения, обеспечения и осуществления нейтралитета» правительство США объявило «ограниченное чрезвычайное положение» и решило увеличить вооруженные силы. К началу второй мировой войны Соединенные Штаты, имея мощный военно-морской флот, располагали немногочисленной армией. С введением «ограниченного чрезвычайного положения» была увеличена численность армии: регулярной — с 210 тыс. до 227 тыс., национальной гвардии — с 192 тыс. до 235 тыс. человек{505}. Штабы сразу же приступили к разработке планов более широкого развертывания не только сухопутных войск, но также авиации и флота.
|
|
Для правящих кругов США была очевидной необходимость сотрудничества с Англией и Францией. Это отвечало интересам различных социальных слоев, хотя и по разным причинам. Крупный капитал усматривал для себя прямую опасность в агрессивных устремлениях империалистических соперников — держав оси. Трудящиеся США, глубоко ненавидя фашизм, были на стороне народов, которые вступили в вооруженную схватку с нацизмом. Опрос населения США в сентябре 1939 г. показал, что более 80 процентов граждан высказались за победу Англии, Франции и Польши и поражение фашистской Германии. В правящих кругах существовали, однако, глубокие противоречия по вопросу о характере сотрудничества Соединенных Штатов с Англией и Францией. Представители одной из группировок американской буржуазии — «изоляционисты» — требовали строгого соблюдения нейтралитета. Ссылаясь [187] на опыт 1914 — 1918 гг., они утверждали, что снабжение этих стран вооружением и военными материалами неминуемо вовлечет Соединенные Штаты в вооруженную борьбу. Войну в Европе они считали «чужой», ибо США не могут ее «контролировать». Другая группировка — «интервенционисты» — выступала за отмену запрета на экспорт вооружения в Англию и Францию. Она считала, что предоставление помощи этим странам соответствует ближайшим интересам США, так как даст возможность вывести страну из затянувшейся экономической депрессии. В США в то время насчитывалось около 10 млн. безработных. Выполнение военных заказов Англии и Франции, рассчитывали сторонники отмены эмбарго, будет способствовать подъему американской промышленности. Обо всем этом говорилось без обиняков. Сенатор Г. Трумэн 8 октября счел возможным заявить: «Я полагаю, что наши собственные эгоистические интересы требуют отмены эмбарго... Наши заводы, ускорив темпы военного производства с целью обеспечить продажу изделий другим государствам, в случае необходимости смогут покрыть и наши потребности...»{506}
|
|
Под натиском этих, по критериям американской буржуазии, весомых аргументов фронт «изоляционистов» заколебался. «Интервенционисты», вербуя себе сторонников, не упускали случая напомнить о том, что войны за океаном всегда давали американским промышленникам возможность получать сверхприбыли.
В начале ноября 1939 г. конгресс отменил запрет на экспорт вооружения, внеся соответствующие изменения в закон о нейтралитете. Отныне воюющие страны могли закупать в США вооружение и военные материалы по принципу «плати и вези», то есть за наличный расчет и с доставкой на собственных судах. Устанавливалась зона, в которой запрещалось плавание американских судов. В нее вошли моря, омывающие побережья Англии, Франции и Германии, а также целиком Балтийское море. Граждане США не могли арендовать суда воюющих стран. Подтверждалось запрещение предоставлять любые займы государствам, находящимся в состоянии войны.
Чтобы избежать путаницы с размещением и реализацией военных заказов, как было в первую мировую войну, по настоянию Вашингтона была создана англо-французская закупочная комиссия, через которую должны были проходить все сделки. В предвидении крупных военных заказов деловая конъюнктура в США оживилась. Резко подскочили цены на основные материалы и сырье, стало расти промышленное производство, уменьшилась безработица. Но подъем деловой активности продолжался только до конца года, с января 1940 г. начался ее спад. От Англии и Франции так и не поступило больших заказов. Структура английского и французского импорта из США не претерпела существенных изменений. Все это оказалось неожиданным для американских монополий, уже подсчитавших потенциальные прибыли. Медлительность Лондона и Парижа с размещением военных заказов в США во многом объяснялась тем, что Англия и Франция в то время проводили политику «странной войны» и рассчитывали, что для укрепления вооруженных сил у них будет достаточно времени.
Осенью 1939 г., когда в Западной Европе плелась сеть новых антисоветских интриг, оживила свою деятельность американская реакция. С началом финляндско-советского конфликта США открыли Финляндии кредиты на 30 млн. долларов, поставляли ей вооружение. Как и в других капиталистических странах, в Соединенных Штатах проводилась вербовка «добровольцев» для участия в войне на стороне Финляндии. Соединенные Штаты содействовали провокационному исключению СССР [188] из Лиги наций и поддерживали подготовку Англией и Францией экспедиционного корпуса для войны против Советского Союза.
Американская помощь Финляндии вызывала негодование народа в самих Соединенных Штатах. Прогрессивные силы не могли не сопоставить «заботу» правящих кругов США о Финляндии с безучастным отношением к судьбе государств, ставших жертвами фашистской агрессии. В начале февраля 1940 г. более четырех тысяч демонстрантов, в большинстве своем молодежь, собрались у Белого дома, чтобы выслушать речь президента об американской политике. Рузвельт обрушился с нападками на Советский Союз и коммунизм. Он резко выступил против прогрессивной организации «Молодежный конгресс», которая отрицательно оценила предоставление займа Финляндии. Речь президента разочаровала многих американцев{507}.
Выступлению Рузвельта официальная пропаганда придала большую гласность. В это же время Вашингтон предпринял дипломатические маневры, направленные на то, чтобы добиться на антисоветской основе примирения Англии и Франции с Германией. В конце декабря 1939 г. Рузвельт назначил своим личным представителем в Ватикане крупного монополиста М. Тэйлора и поручил ему найти через католические круги Европы пути компромисса с Гитлером. В начале февраля 1940 г. в Европу для установления непосредственного контакта с Муссолини, Гитлером, Даладье и Чемберленом был направлен заместитель государственного секретаря С. Уэллес. Официально подчеркивалось, что задача Уэллеса — лишь сбор информации, на деле же его миссия этим не ограничивалась. Государственные деятели США, пристально наблюдавшие за развитием событий в Европе, придерживались мнения, что Европейский континент может стать ареной фатальных для капитализма социальных потрясений. Эти соображения создавали общую основу для контактов западных держав со странами оси.
В конце февраля 1940 г. Уэллес вел переговоры в Риме, в первой половине марта — в Берлине, Париже и Лондоне, а 16 — 20 марта — вторично в Риме. В связи с поездкой заместителя государственного секретаря германские дипломаты сообщали в Берлин, что США предлагают «заключить четырехлетнее перемирие между воюющими сторонами и одновременно вступить в экономические переговоры, в которые будут вовлечены Япония (но не Россия) и Италия»{508}. В сущности, это было повторением тех же идей, которые лежали в основе различных планов «умиротворения» агрессоров.
В Лондоне и Париже одобрили усилия правительства США по «достижению справедливого решения европейских противоречий» и дали Уэллесу понять, что при обеспечении определенных гарантий Франция и Англия могут пойти на компромисс с державами оси. В Берлине же расценили миссию Уэллеса как новое свидетельство слабости Запада и правильности избранного Германией курса — вооруженным путем добиваться своих целей.
Что касается Италии, то Муссолини и его окружение благосклонно отнеслись к идее примирения. Дуче помнил о своей роли в созыве Мюнхенской конференции и был польщен предложением Рузвельта встретиться с ним на Азорских островах. В Берлине Уэллес намекнул, что после окончания его поездки в столицы четырех держав последует «официальное предложение» президента США. 17 марта Уэллес обратился с просьбой к Рузвельту санкционировать «общую инициативу к достижению мира». Рузвельт, однако, запретил выступать с какими-либо заявлениями, [189] касающимися такой «инициативы», и Уэллес был срочно отозван в Вашингтон.
Отзыв Уэллеса во многом объяснялся тем, что 12 марта 1940 г. был подписан мирный договор между СССР и Финляндией. Замыслы превратить финляндско-советский конфликт в объединенный поход империалистических держав против Советского Союза стали нереальными. Миссия Уэллеса, с точки зрения правящих кругов США, потеряла свое значение. Однако она позволила гитлеровскому руководству сделать вывод, что Соединенные Штаты пока не вмешаются в войну в Европе.
Внешнеполитические маневры Вашингтона в 1939 — 1940 гг. сопровождались антисоветской истерией в американской пропаганде, преследованием коммунистов и сочувствующих им. Активную антикоммунистическую деятельность в это время развернули сенатор А. Ванденберг, бывший президент Г. Гувер, председатель комиссии конгресса по расследованию «антиамериканской» деятельности M. Дайс и многие другие представители монополистической буржуазии США. В октябре — ноябре 1939 г. были арестованы три руководящих деятеля Коммунистической партии Соединенных Штатов. В июне 1940 г. власти лишили американского гражданства секретаря организации компартии в штате Калифорния. В августе было арестовано 18 рабочих, участвовавших в предвыборной кампании компартии в штате Оклахома{509}. В 1940 г. коммунисты были отстранены от участия в выборах в 14 штатах. Закон Хатча, принятый в 1939 г., запрещал правительственным служащим состоять в коммунистической партии; другим законом была запрещена выплата коммунистам какихлибо пособий из государственных фондов{510}. В июне 1940 г. вошел в силу закон Смита о регистрации иностранцев, который использовался не только для пресечения деятельности фашистской агентуры в США, но и стал легальным средством для преследования американских коммунистов на протяжении многих лет.
С началом второй мировой войны усилилось проникновение империализма США в страны Латинской Америки. Угрозу этим странам со стороны фашистских государств правящие круги Соединенных Штатов использовали для создания в Латинской Америке военно-политической группировки под своим главенством.
В сентябре 1939 г. по настоянию правительства США в Панаме было созвано консультативное совещание министров иностранных дел стран Американского континента, которое приняло декларацию о нейтралитете. Подписавшие ее страны должны были интернировать в своих портах торговые суда воюющих государств. Этим наносился удар не только по интересам Германии, но Англии и Франции. Совещание решило создать в Вашингтоне из представителей всех американских стран международный финансовый и экономический консультативный комитет, который фактически контролировался монополиями США и стал орудием их проникновения в Латинскую Америку. Специальная резолюция совещания предусматривала патрулирование с участием ВМС США особой 300-мильной «нейтральной зоны» вокруг Американского континента к югу от Канады. В пределах этой зоны торговые суда Соединенных Штатов могли передвигаться беспрепятственно{511}.
С этого же времени США стали наращивать мощь своих военных баз в Центральной Америке, особенно в зоне Панамского канала и на американском [490] побережье Атлантического и Тихого океанов. Это делалось в соответствии с планом «Рейнбоу-1» («Радуга-1»), разработанным штабами армии и ВМС и в октябре 1939 г. одобренным президентом США{512}.
В июле 1940 г. по инициативе США была принята Гаванская декларация, которая подтверждала нейтральный статус латиноамериканских государств и предусматривала, что в случае поражения европейских метрополий (Англии, Франции и др.) их владения на Американском континенте не попадут в руки победителей, то есть держав оси{513}. Она фактически давала Соединенным Штатам право оккупировать ту или иную территорию в Америке или у ее берегов, чем США не замедлили воспользоваться, высадив свои войска в Гренландии{514}.
В августе 1940 г. Соединенные Штаты подписали с Канадой соглашение о создании постоянного объединенного комитета обороны. Соглашение не только способствовало укреплению обороны США, но и в случае возможного поражения Англии создавало условия для подчинения Канады американскому влиянию.
2. Военные мероприятия правительства США
Победы вермахта весной и летом 1940 г. вызвали тревогу в правящих кругах США. В успехах германской военной машины многие американцы увидели угрозу Соединенным Штатам. В политике американского нейтралитета наступила новая фаза. Если первая фаза (сентябрь 1939 г. — апрель 1940 г.) характеризовалась прежде всего стремлением США примирить воюющие между собой империалистические группировки на антисоветской основе, то вторая (май 1940 г. — ноябрь 1941 г.) — усиленной подготовкой самих Соединенных Штатов к войне. Однако со вступлением в войну правящие круги США не спешили, ожидая благоприятного для себя развертывания событий. Основные усилия американское правительство направило на перестройку промышленности на военный лад в «беспрецедентных для мирного времени масштабах»{515}, увеличение и укрепление своих вооруженных сил.
7 мая 1940 г. управление тыла штаба армии США представило военному министру предложения по увеличению военных расходов до 2,8 млрд. долларов на 1941 финансовый год, начинавшийся с 1 июля 1940 г. 16 мая президент Рузвельт обратился к конгрессу со специальным посланием, в котором указал на необходимость развития авиационной промышленности США с таким расчетом, чтобы в конечном итоге довести выпуск самолетов до 50 тыс. в год{516}.
Решения правительства США о расширении военного производства и наращивании вооруженных сил следовали одно за другим. 27 мая 1940г. начальник штаба армии США генерал Дж. Маршалл дал указание [191] о разработке «планов дальнейшего военного развития»{517}. В конце мая штабы армии и ВМС завершили разработку плана войны «Рейнбоу-4»{518}, предусматривавшего использование вооруженных сил США для защиты самих Соединенных Штатов и их владений на Тихом океане до линии островов Уналашка, Мидуэй включительно, а также всего Американского континента и окружающих его вод. 14 июня президент подписал закон об увеличении численности корабельного состава ВМС США на 11 процентов{519}. 15 июня Рузвельт отдал распоряжение приступить к исследованиям, которые в конечном счете привели к созданию атомного оружия.
Поражение Франции дало новый толчок военным приготовлениям в США. Особенно крупные из них намечались Программой вооружений от 30 июня 1940 г., определившей основные направления военных усилий США на 1940 — 1941 гг. В ней предусматривалось: а) изготовление и получение военным министерством всех видов вооружения и снаряжения для оснащения сухопутной армии в 1 млн. человек по штатам военного времени; б) создание запасов важнейших видов вооружения и снаряжения длительного пользования для оснащения двухмиллионной армии; в) создание мощностей для производства вооружения и другого военного имущества, необходимого для четырехмиллионной армии; г) развитие мощностей в авиационной промышленности, которые бы обеспечивали для армии 18 тыс. самолетов в год; д) создание складов стратегического сырья и материалов, необходимых для выполнения программы{520}. 3 июля программа была одобрена президентом, и конгресс выделил 5,5 млрд. долларов на ее финансирование{521}. Ежемесячные расходы на военные нужды возросли со 150 млн. долларов в июне 1940 г. до 800 млн. долларов в июне 1941 г.{522}.
Новые планы расширения военного строительства были предложены командованием ВМС и ВВС США. 19 июля 1940 г. президент Рузвельт подписал закон о «флоте двух океанов», предусматривавший строительство новых линкоров, авианосцев, линейных крейсеров, крейсеров, эсминцев, подводных лодок общим водоизмещением 1 325 тыс. тонн, приобретение или переоборудование вспомогательных судов водоизмещением 100 тыс. тонн, а также строительство новых патрульных, эскортных и малых кораблей других классов{523}. Предложенная программа означала расширение военно-морских сил США почти на 70 процентов и была рассчитана на 5 — 7 лет{524}. Американцы стремились иметь такой флот, который был бы в состоянии разгромить одновременно военно-морские силы Японии на Тихом океане, Германии и Италии в Атлантике, в том числе и те, которые могли оказаться в распоряжении агрессоров в результате разгрома Англии. План, предложенный командованием ВВС и включенный в программу американского военного строительства, предусматривал рост численности личного состава ВВС до 2,1 млн. человек и увеличение количества самолетов в вооруженных силах до 100 тыс. машин{525}. Новые планы вооружений свидетельствовали о подготовке США к длительной войне. [192]
В это же время были приняты решения по наращиванию государственных резервов и увеличению производства вооружений. Еще в июне 1939 г. американский конгресс одобрил специальный закон о создании в США запасов стратегического сырья и материалов. Военному министерству, а также министерствам ВМС и внутренних дел поручалось составить список таких материалов и сырья и определить в них потребность. Расход создаваемых запасов разрешался только в условиях войны или чрезвычайного положения, вызванного угрозой войны, по распоряжению президента{526}. 25 июня 1940 г. был принят закон, согласно которому по поручению правительства частные корпорации и фирмы получали право заниматься накоплением стратегического сырья и материалов, строить военные предприятия и выпускать оборудование для военной промышленности. При этом предусматривалось предоставление государственных займов корпорациям для строительства военных предприятий или покупки таких предприятий у частных фирм.
Характеризуя сущность мероприятий по форсированному развитию военного производства, помощник военного министра США Л. Джонсон писал 24 июня 1940 г.: «Главная задача заключается в том, чтобы заставить американскую промышленность работать с полной отдачей и как можно быстрее наладить выпуск важнейших видов вооружения, боеприпасов, снаряжения и других военных материалов, производство которых потребует длительного времени, а также ликвидировать недостатки в существующем производстве вооружений путем создания необходимых дополнительных производственных мощностей»{527}.
В США развернулось строительство комплексов новых военных предприятий. Быстрыми темпами расширялись и реконструировались старые. О масштабах наращивания мощностей военной промышленности дает представление хотя бы то, что численность работающих только на сборочных авиационных заводах к середине 1941 г. увеличилась по сравнению с июнем 1939 г. в 4,5 раза и достигла 268 тыс. человек, а количество самих заводов возросло с 28 до 63{528}.