Структура и содержание бухгалтерского баланса

Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности служит для внешних пользователей основным источником финансового анализа. Возможность объективной оценки результатов деятельности организации с помощью системы показателей ее финансовой независимости и устойчивости, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, рентабельности, оценки вероятности банкротства, оборачиваемости активов полностью зависит от полноты отчетной информации, представления ее пользователям всех необходимых для анализа данных.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерский баланс, как и другие формы бухгалтерской отчетности, датой сдачи считают не позже 31марта после окончания отчетного периода.

Бухгалтерская отчетность состоит из:

· Бухгалтерского баланса (форма № 1)

· Отчета о финансовых результатах (форма № 2)

· Отчета об изменениях капитала (форма № 3)

· Отчета о движении денежных средств (форма № 4)

· Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

· Пояснительной записки

· Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерский баланс предприятия представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется активом, правая - пассивом. В активе представлены внеоборотные и оборотные активы, в пассиве - капитал и обязательства организации, состав и классификация которых рассмотрены в предыдущей главе. Отдельные показатели - строки актива и пассива бухгалтерского баланса - называются статьями бухгалтерского баланса. Обязательным условием правильности составления бухгалтерского баланса является равенство итогов (валюты) актива и пассива.

Статьи баланса располагаются обособленно по строкам, строки нумеруются (кодируются), для удобства работы с балансом. Сумма, отражаемая по строке, показывается в динамике: на начало и конец отчетного периода. Для этого вводятся графы. В Приложении 3 к учебному пособию дана форма N1 бухгалтерского баланса, утвержденная Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н). [II.2.]

Таблица 1 - Формат бухгалтерского баланса организации

Актив Пассив
I. Внеоборотные активы II. II. Оборотные активы III. Капитал и резервы IV.Долгосрочные обязательства V.Краткосрочные обязательства
Баланс (I+II) Баланс (III+IV+V)

 

Как уже было сказано, структура бухгалтерского баланса состоит из двух основных таблиц, одна отражает Актив организации, другая – Пассив.

Бухгалтерский баланс считается выполненным правильно, если числовые результаты этих таблиц совпадают.

Перед тем как заполнить в бухгалтерском балансе текстовый раздел, расположенный над основной таблицей баланса, рекомендуем обратить внимание на 3 вещи:

· вид экономической деятельности указывается по виду деятельности, принесшему в отчетном периоде наибольший объем выручки;

· коды, относящиеся к организации, берутся из свидетельства о постановке на налоговый учет, письма органа госстатистики о кодах и справочников соответствующих кодов;

· в качестве единицы измерения должна быть указана конкретная единица (тысячи или миллионы рублей) с соответствующим ей кодом.

 Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

· внеоборотные активы;

· оборотные активы;

· капитал и резервы;

· долгосрочные обязательства;

· краткосрочные обязательства.

Рассмотрим подробнее, что характеризует эта таблица:

Активом считается все имущество предприятия (недвижимость, финансовые вложения, основные средства, материалы, автотранспорт, задолженность дебиторов, оборудование и другие), выраженное в денежной форме.  

Актив баланса представляет собой совокупность всего, что принадлежит предприятию и что можно перевести в денежную валюту.

Актив бухгалтерского баланса в свою очередь делится на несколько разделов.

Охарактеризуем подробно основные разделы и статьи баланса организаций.

Актив баланса

I. Внеоборотные активы. Содержание раздела «Внеоборотные активы» – информация об имуществе, которое используется предприятием длительный срок, а точнее больше года. Этот раздел представлен следующими балансовыми статьями:

1.Нематериальные активы (строка 1110) - это объекты интеллектуальной собственности, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности:

· патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

· исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

· исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и тому подобное.

· В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации.

2. Результаты исследований и разработок (строка 1120) - Стоимостные итоги разработок и исследований НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские технологические работы).

3. Нематериальные поисковые активы (строка 1130) - Расходы на поиск месторождений нематериального характера (например, научные исследования)

4. Материальные поисковые активы (строка 1140) - Расходы на поиск месторождений нематериального характера (например, оборудования для поисковых работ)

5.Основные средства (строка 1150) - представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени, как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

К основным средствам относятся – здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

6. Доходные вложения в материальные ценности(строка 1160) - Инвестиции в материальные ценности, приносящие доход. Отражаются вложения организации в материальные ценности: часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

7. Финансовые вложения (строка 1170) - Финансовые вложения представляются как долгосрочные, если срок обращения (погашения) по ним более 12 месяцев после отчетной даты.

8. Отложенные налоговые активы (строка 1180) - возникают в результате того, что между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода образуется разница, возникающая из-за применения различных правил признания доходов и расходов, установленных в нормативных документах по бухгалтерскому и налоговому учету. Разница эта складывается из постоянных и временных разниц.

9. Прочие внеоборотные активы (строка 1190) – внеоборотные активы прочих разновидностей, не учтенные в первом разделе выше

Основная задача бухгалтерского баланса как формы отчетности - показать собственнику, чем он владеет, или какой капитал находится под его контролем, позволяет получить представление о величине материальных ценностей, их запасах, о состоянии расчетов, о размерах инвестиций, а также, дать достоверное и полное представление о финансовом положении организации.

Элементами баланса являются активы, обязательства, собственный капитал субъекта.

Активы – это имущество, имущественные и личные неимущественные права и блага субъекта, имеющие стоимостную оценку.

Активы – это экономические ресурсы, контролируемые компанией как результат прошлых сделок и событий, и от которых организация предполагает получить экономическую выгоду в будущем.

Обязательства – это обязанность одного лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу и т.д.), а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей.

Обязательства – это задолженность компании, контролируемые компанией в результате прошлых событий и сделок, и приводящие к оттоку денежных средств в будущем.

Собственный капитал представляет собой активы компании после вычета его обязательств.

По своему назначению бухгалтерский баланс является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменении в её финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в её расположении активами, структурой обязательств и капитала организации. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальные изменения в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить её инвестиционную, финансовую и текущую деятельность в отчётном периоде.

В сфере учета балансовое обобщение имеет под собой объективные основания. Оно позволяет дать характеристику взаимосвязей между экономическими явлениями и осуществить соизмерение затрат с результатами производства, складывающиеся в процессе хозяйственной деятельности. Кроме этого с помощью балансового обобщения информации осуществляется постоянный контроль над хозяйственными операциями, так как показатели, отражающие активы организации, всегда должны быть равны показателям, отражающим ее пассивы, то есть балансироваться.

Во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, то есть в начале показываются легкореализуемые виды имущества, а в конце баланса - наименее ликвидные активы.

Баланс может быть построен вертикально (как в настоящее время у большей части западных компаний) или горизонтально (как у российских организаций), актив может находиться слева, а пассив справа или наоборот (типично для британских компаний 50-60-х годов).

При вертикальном построении баланса равенство преобразуется в следующее уравнение:

Активы - Обязательства = Собственный капитал.

При такой группировке собственники организации без дополнительных расчетов могут определить размер принадлежащего им капитала. Разница между активами и обязательствами получила название нетто-активов; они должны быть равны собственному капиталу организации. Выделение других промежуточных итогов, таких, как нетто-оборотные активы, позволяет сделать более наглядным анализ, упростить расчет платежеспособности организации. К обычным итогам разделов, показывающим общую сумму тех или иных статей, в этом случае добавляются очень важные характеристики деятельности организации.

В соответствии с классификацией по участию в обороте ПБУ 9/99 рекомендует объединять средства в активе баланса в следующие разделы: «Внеоборотные активы» (срок обращения более 12 месяцев) и «Оборотные активы» (срок обращения более 12 месяцев), а источники образования этих средств в пассиве в разделы: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

Организации составляют отчёты по формам и инструкциям, рекомендованным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Отчётность организации классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчётных данных, объёму содержащихся сведений и назначению.

По видам отчётность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

· Бухгалтерский баланс представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности. Составляют её по данным бухгалтерского учёта. · Статистическая отчётность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учёта и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

· Оперативная отчётность составляется на основе данных оперативного учёта и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчётность. Внутригодовая отчётность включает отчёты за день, пятидневку, декаду, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчётность обычно называют текущей статистической отчётностью, внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчётностью. Годовая отчётность - отчётность за год.

По степени обобщения данных различают отчёты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на сновании первичных отчётов.

По объёму содержащихся в отчётах сведений различают частную и общую отчётность. Частная отчетность содержит информацию о работе предприятия на одном каком-то участке его деятельности. Общая отчетность служит средством информирования внешних пользователей - заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении того или иного хозяйствующего субъекта. Составление внутренней отчётности является потребностью самого хозяйства. Внешняя бухгалтерская отчётность в соответствии с международной практикой обязательно подлежит опубликованию, поэтому её ещё называют «публичной».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: