В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.
Богатыри предстают в тембровой характеристике МЕДНЫХ ДУХОВЫХ инструментов симфонического оркестра.
Нотно-графическая запись (Нотной пример № 43, страница 126) помогает нам представить звуковой фон «второго чуда»: разбушевавшуюся стихию, завывание ветра.
Слушание музыки: «Второе чудо», фрагмент
Сочетание тембров, каких музыкальных инструментов рисуют нам «третье чудо»?
«Третье чудо» является к нам в сопровождении АРФЫ – инструмента, нежного, пленительного, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему ГОБОЮ – инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.
Превращение Лебедь-птицы в Царевну у царя Гвидона вызывает восторг. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.
|
|
Запись в тетради: Тутти – «вместе», весь оркестр.
_______ Слушание музыки: Третье чудо______________
Мы узнали и услышали тембровые сочетания, создающие музыкальные чудеса. «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» – это музыкальное чудо выразительных возможностей инструментов симфонического оркестра.
Второе (полное) слушание музыки: Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда», опера «Сказка о царе Салтане»
Вывод:
Изучен музыкальный материал урока.
«Три чуда» Николая Римского-Корсакова открывают неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Возможности музыки безграничны в передаче всего, что в окружающем мире достойно передаче. Музыка творит собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия. Красота воплощается в звучании симфонического оркестра. Тайна музыки – в разнообразии её звучаний....
Красота музыки – в её тембровом звучании
Итак, на нашем уроке: Мы узнали о соло и тутти как средствах музыкальной выразительности Учились слушать красоту тембровых сочетаний инструментов симфонического оркестра Продолжили знакомство с творчеством русского композитора-сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Повторение песен «О той весне», «День победы».
Итоговое задание:
Какие музыкальные инструменты изображали первое чудо в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Какие музыкальные инструменты изображали второе чудо в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»