Тема: Мир красоты и гармонии в духовной музыке

Музыка.

Урок № 14 (8 класс)

Дата 10.04.2020 г.

Тема: Мир красоты и гармонии в духовной музыке

 

Разработка урока музыки в 8 классе по теме: «Мир духовной музыки.»

Цель: сформировать у учащихся эмоционального отношения к миру духовности.

Задачи:
Образовательная – научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусств; сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

1.
Воспитательная – воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

2.
Развивающая – содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру; способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке.
Методы: сравнения,творческий,словесно–индуктивный, частично-поисковый, забегающий вперёд и возвращения, размышления.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Музыкальный материал:

1.
П.И.Чайковский «Утренняя молитва»

2.
М.И.Глинка «Херувимская песнь»

3.
Р.Паулс «Дай Бог»


Дополнительный материал:


1.
Портреты П.Чайковского, М.Глинки

2.
Картина храма (произвольная)

3.
Икона (любого святого)


Ход урока:

I. Организационный момент.
-Вспомните тему всего года? (Традиция и современность в музыке)

- Что такое традиция? (синоним власти вечности; из уст в уста, от поколений к поколениям)

- На предыдущих уроках мы очень много говорили о творчестве великого русского композитора П.И.Чайковского и хочется спросить вас, с какими произведениями данного композитора мы встречались на наших уроках? (опера «Лебединое озеро», альбом «Времена года», «Детский альбом» и т.д.)

- А можете ли вы сказать, кому был посвящён «Детский альбом» композитором? (детям, племянникам).

- А чем наполнена вся музыка композитора, мы об этом с вами много беседовали?(жизненными ситуациями, добром, светом).

 

II.
- На этом уроке мы услышим произведение П.Чайковского из «Детского альбома» - «Утренняя молитва» данное произведение нас с каждым шагом будет приближать к теме сегодняшнего урока.

- Слушая музыку, обратите внимание, какие чувства вызовет у вас данное произведение.

Слушание.

К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанную музыку?


- К программной музыке относится данное произведение или непрограммной?
-Что значит программная музыка? (инструментальная, в которой присутствует сюжет, и название соответствует содержанию).

- Выполним следующее задание: дадим характеристику данному произведению, используя хорошо известный нам приём «синквейн» - 1) одним – двумя словом выразить главную мысль произведения; 2) двумя глаголами дополнить главную мысль; 3) тремя прилагательными дать характеристику главной мысли произведения; 4) одним предложением высказать своё отношение к произведению 5) одним словом подвести итог.

(ощущение света; присутствует ощущение света – ощущаем тепло; ясное, тёплое, светлое; хочется верить в добро; жизнь)

III.
- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку:

«Человек живёт радостью…

Для того, чтобы все ваши чувства

Хорошего, светлого и святого для вас слились

В один Гимн Красоте,

Нужна вера в красоту, т.е.

Нужна религия.

Сомневайтесь сколько хотите, но вы веруйте».

А.Ф.Лосев


- Как вы понимаете слова эпиграфа? (Мы можем сомневаться, но верить в добро, во что-то прекрасное мы в своей жизни стараемся).

- Обратите внимание на доску, мы видим тему нашего урока.

- Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них.

Совесть, сострадание, со – радование – есть лучшие человеческие качества.

Вот о чём у нас идёт речь сегодня на уроке.

Уместно прозвучит пословица: «Без добрых дел вера пред Богом мертва».

- В связи с тем, что в XVIII и XIX вв. многие народы и государства вошли в состав Великой Российской Империи, здесь стали распространяться и другие религии (ислам, буддизм, католическая вера, протестантская). Это оказалось возможным потому, что Русская Православная Церковь никогда не проводила насильственного обращения народов в Православие.

- Известно, что Иисус Христос не разрабатывал религиозных теорий, не создавал учений и не оставлял после себя никаких записей. Всё, что мы знаем о нём, было записано и передано очевидцами – вновь подтверждаем наше понятие о традиции.

Каждый воспринимает веру по – своему, это касается душевного, внутреннего устроения человека.

Без бога нация – толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней – жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

(Иеромонах Роман – Матюшин)

- Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями).

Православная Церковь играла важную роль в государственных делах и в жизни народа.

- Многие деятели искусств обращались в своём творчестве к Божественному слову – к главной молитве.

- Знаете ли вы её? Что это за молитва? («Отче наш»).

- М.Ю.Лермонтов – русский поэт (1814 – 1841 г.г.) посвятил этой молитве стихотворение.

- Послушаем вашего одноклассника. (чтец подготовлен заранее)


В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть;

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И вертится и плачется,

И так легко – легко…

-Что вы чувствовали, слушая стихотворение? (лёгкость, облегчённость) - Какую мысль провёл (показал) в своём стихотворении поэт? (показал многосторонность человеческой жизни).


- Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно – музыкальных сочинений, т.е. тех, что основаны на образах и текстах священного Писания (Библии).

- В этом ряду находится и М.И.Глинка (1804 – 1857 г.г.)

Слушание: «Херувимская песнь»

- Кто–то из вас, ребята, может быть знает и сможет объяснить кто такой «Херувим»? (Ангел).

-Вам предстоит после прослушивания дать характеристику звучания данного произведения.

-Что вы услышали, прочувствовали, слушая «Херувимскую песнь»?

-Что свойственно звучанию данного произведения?

(Сдержанность, глубина, возвышенное благородство… и ещё отличительная черта данного произведения – хоровое пение без сопровождения, хоровое пение и придаёт звучанию глубину…)


- В основном в православном пении не используется музыкальное сопровождение.

- К какому жанру в музыке, мы отнесём «Херувимскую Песнь»? (Духовная музыка).

-Что же такое, Духовная музыка? (отзвук небесной гармонии – красоты).

- Что такое гармония? (созвучие, соразмерность).

- И современные композиторы, и поэты с большим стремлением обращаются в своём творчестве к духовной теме, примером тому служит песня, с которой мы познакомились на прошлом уроке.

- Перед нашим исполнением помним о содержании песни и об осанке, не забываем о возрастных особенностях голосового аппарата, не надрываем связки.

Хоровое исполнение «Дай, бог» Р.Паулса – латышского композитора, на слова Е.Евтушенко.


IV. Подведение итога.

Вывод из всего сказанного и услышанного на уроке.

- Что же такое по вашему мнению:


1.
Истина – (то, что существует в действительности, отражает действительность. Правда, история, вера)

2.
Красота – (а) совокупность качества, доставляющих наслаждение взору, слуху; б)


прекрасные места (в природе, в произведениях искусства); в) удовлетворение).

3. Духовная музыка – (вокальная или вокально-инструментальная музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения или просто в быту).


V. Домашнее задание - творческая работа для закрепления знаний, полученных на уроке.

Придумать четверостишия с данными понятиями:


1.
Истина.

2.
Красота.

3.
Духовная музыка (духовность).

 

 




































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: