Теоретический материал для самостоятельного изучения

Музыка, 6 класс. Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена

Добрый день, сегодня вам предстоит изучить тему «Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена».

План изучения новой темы:

1) Изучи материал о жизни и творчестве Бетховена;

2) Изучи содержание увертюры «Эгмонт»;

3) Выясни, какова функция увертюры в музыкально-театральных жанрах;

4) Ответь на вопросы теста.

- Тезаурус

Увертюра – концертное оркестровое, часто, программное произведение, а также – оркестровое вступление к опере или балету.

Либретто – это словесный текст большого музыкально-вокального произведения и краткое изложение содержания оперы, балета.

Лейтмотив – это гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

 

«Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Иоганн – Вольфганг Гёте.

С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 – 1827) связано рождение нового симфонического жанра – программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. Бетховен оставил богатое музыкальное наследие и продолжал писать, когда потерял слух. Девиз всей его жизни «Через борьбу - к победе!»

У него была прекрасная музыкальный память, и он мог представлять звучание музыки, не слыша её.

 

Во всем мире хорошо известна увертюра Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт». Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной Голландии) за независимость против испанского владычества в 16 в. Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорен к смерти.

 

Увертюра «Эгмонт» сочинена в сонатной форме, развитие музыки в которой близко развитию действия в драматическом спектакле. Открывается увертюра зловеще – торжественным вступлением. В основе первой темы – ритм старинного испанского танца сарабанды.

Мощная, суровая, гнетущая «поступь» аккордов струнных инструментов в низком регистре – это лейтмотив  власти, передающий  образ жестоких завоевателей. Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая мелодия деревянных духовых инструментов - это лейтмотив страдающего народа, который  напоминает плач. Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы, героического порыва. С этой темы начинается экспозиция увертюры. Во второй теме экспозиции чередуются интонации обеих тем вступления: ритм сарабанды, сохраняющий свое зловещее звучание, и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры.

Развитие музыки приводит к трагическому перелому – гибели героя. Яркая, мажорная, огненная, торжественная музыка коды звучит как «победная симфония», прославляющая героизм и самопожертвование во имя свободы. Так Бетховен прочел сюжет трагедии: через смерть героя – к вольности, к свободе народа.

Проверь себя!

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Может ли увертюра исполняться как концертный номер?

Варианты ответа: да, может; нет, не может.

На уроке упоминалось о том, что часто увертюры начинают жить своей жизнью и могут исполняться как отдельные номера на концертах симфонической музыки.

№ 2. Как называется гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в увертюре в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи?

Варианты ответа: либретто; лейтмотив; увертюра; симфония; партитура.

Три из этих терминов разбирались на уроке и вынесены в тезаурус. Правильный ответ: лейтмотив – это гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.

Либретто – это словесный текст большого музыкально-вокального произведения и краткое изложение содержания оперы, балета.

Увертюра – это или концертное оркестровое, часто, программное произведение; или оркестровое вступление к опере или балету.

Симфония – это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из 4-х частей).

Партитура – это нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов.

Тест.

1. Бетховен - …композитор.

А) французский 

Б) немецкий

 В) итальянский

2. Девиз жизни Бетховена

А) От мрака – к свету, через борьбу – к победе.

Б) Век живи, век учись

В) Бороться и искать, найти и не сдаваться

3. Имя Бетховена

А) Иоганн

Б) Людвиг

В) Вольфганг

4. Какой недуг постиг Бетховена?

А) глухота

Б) слепота

В) нервное расстройство

5. Портрет Бетховена.

В
Б
А)

 

Для закрепления темы выполни домашнее задание: послушай увертюру «Эгмонт» и, используя термины из «Словаря эстетических эмоций»,

 запиши свои впечатления, ответив на вопрос:

1) Как звучала музыка, во время развития основных образов увертюры?

 

 Сфотографируйте записи в тетради, сделанные при изучении данной темы, и домашнее задание. Вышлите это мне в Сетевой город. Желаю удачи! У тебя все получится!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: