Основа темперной живописи

Темпера  (от  итальянского  «temperare» - смешивать  краски) -  живопись красками,  в  которой  связующим  веществом  является  чаще  всего  эмульсия из  воды  и  яичного  желтка, реже -  из  разведенного  на  воде  растительного или  животного  клея  с  добавлением  масла  или  масляного  лака. Цвет  и  тон в  произведениях,  написанных  темперой,  обладают  несравненно  большей стойкостью  к  внешним  воздействиям  и  сохраняют  первоначальную  свежесть  значительно  дольше  по  сравнению  с  красками  масляной  живописи.

Техника  желтковой  темперы  пришла  в  Россию  из  Византии  в  конце  X  века  вместе  с  искусством  иконописи.

Русские художники-иконописцы вплоть до конца XIX века, говоря о процессе смешения пигмента со связующим, употребляли выражение «тереть краски», или «растворять краски». А сами  краски  именовались «твореными». С начала XX века твореными стали  называть  только  краски  из  порошков  золота  или серебра, смешанных со связующим (твореное золото, твореное серебро). Остальные краски называли просто темперными.

На  основании  археологических  раскопок  установлено,  что  работа  красками была  известна  в  Древней  Руси  еще  до  принятия  христианства. Об  этом,  в частности,  свидетельствует  находка  пестика  для  растирания  красок,  обнаруженного  в  раскопе  на  месте  древнего  Саранского  городища,  там,  где позднее  был  основан  город  Ростов Великий. Но  технология  живописи и связующие,  на  которых  затирали  тогда  краски,  пока что  не  известны. При  археологических  раскопках  древнего  Киева  в  1938  году  было  обнаружено мастерская - жилище художника, которое  относят  к IX - XIII векам,  сгоревшее  и  обрушившееся,  вероятно,  при  пожаре  и  разграблении  города. В  мастерской  найдены  14  небольших  горшочков  с  красками,  инструменты  для обработки  дерева, даже  бракованные, обломанные  изделия  из  янтаря  и медный  сосуд. Все  это  свидетельствует  о  том,  что  здесь  жил  и  работал художник.  Он  сам  вытесывал  доски  под  иконы,  готовил  краски,  состав  которых  определен  анализами  и  опубликован  П. М.  Лукьяновым (белила свинцовые,  охра  и  другие).  В медном сосуде  иконописец,  вероятно,  выдерживал  растительное  масло,  как  это  делали  все  средневековые  художники.

Техника  темперной  живописи  на  Руси  постоянно  совершенствовалась  и  изменялась  под  влиянием  искусства  других  стран.  Особенно  значительные изменения  наблюдаются  со  второй  половины  XVII  века  под  влиянием  искусства  Западной  Европы.  В  этот  период  развивается  так  называемая «фряжская манера»  живописи,  в  которой  не  только  сочетались  стилевые особенности древнерусского  и  западноевропейского  искусства,  но  и  две техники - темперная  и  масляная  живопись. Последняя,  вероятно,  была  завезена  в  Россию  итальянскими  мастерами,  которых  было  принято  называть «фрязинами».


 


Паволока.

Паволока – это ткань, которую  наклеивают  на  лицевую сторону иконы, чтобы при растрескивании  доски не растрескивались левкас и красочный слой. Обычно  использовались остатки старых, но плотных тканей (ветошек). Однако употребляли и совершенно новые  ткани, неширокие (ширина современных полотенец). На   одну иконную доску иногда наклеивали паволоки из различных тканей. В  XVI – XVII  веках  при  исполнении  большого количества  икон  для  иконостасов  художники - иконописцы  получали  от  заказчиков  новое  льняное  полотно.

Ремесленники - иконописцы XVIII - XIX  веков, изготовлявшие дешевые иконы, вместо ткани часто наклеивали (только на края доски, у торцов) тряпичную бумагу, которая была дешевле, чем льняная ткань.  Во  второй половине  XIX  века  использовали  сравнительно  дешевые  ткани  из  хлопкового  полотна  наподобие  ситца.  Тогда  же  употреблялась  ткань  из  пеньковых  или  льняных  нитей -  серпянка.  В  серпянке,  или,  как  называли  ее  в быту,  «рединке»,  нити  расположены  значительно  реже,  даже  чем  в  современной  марле.  Эта  ткань  в  основном  предназначалась для  обтягивания бревенчатых  стен  жилищ  под  оклейку  их бумажными  обоями,  но  так  же использовалась  в  иконописи.  С  конца  XIX  века  вообще  все  ткани  для наклейки  на  иконную  доску  иконописцы  стали  называть  серпянкой,  отказавшись  от  старого  слова  «паволока».

В  наиболее  древних  русских  иконах,  как  правило,  паволокой  заклеивали всю  поверхность  доски.  Такую  паволоку  принято  называть  сплошной  в  отличие  от  частичной,  которая  появилась,  вероятно,  в  XIV  веке.  В  этом случае  ткань  наклеивали  на  места,  наиболее  подверженные  растрескиванию.  При  сильном  короблении иконы  в  местах  стыковки  досок  паволока, даже  отрываясь от  основы,  предохраняла  левкас  и  живопись  от  разрыва. Наличие  паволоки  на  доске  под  левкасом  можно  обнаружить  только  в  местах  его  утраты.


 


Левкас.

Левкас  - это  грунт, представляющий собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла.

На протяжении всех веков грунт  под  яичную  темперу  делали  белым, гладким  и  плотным,  чтобы  он  просвечивал  из – под  слоя  живописи  и  не втягивал  связующее  красок.

Материалы.

Материалы  наполнителя - мел  и  реже  алебастр. Мел -  это  природный  материал,  хорошие  сорта  которого  содержат  до 95 – 96 %  чистого  углекислого  кальция.  Порошок  из  природного  мела  очищают  от  песка  и  других  примесей  отмучиванием  в  воде.

Алебастр - сернокислый кальций, одна из минеральных разновидностей гипса.

Материалами связующего являются коллагеновые клеи.

Коллагеновые клеи - это клеи животного происхождения, содержащие вещество коллаген.  При нагревании в воде кож,  хрящей и костей  коллаген  присоединяет  к  себе  воду.  В   результате  гидролиза  получается глютин  -  клеящее  вещество,  собственно  клей.  Глютин  набухает  в  холодной  воде  и  распускается  в  ней  при  нагревании,  образуя  коллоидный  раствор.  При  охлаждении  раствор  превращается  в  упругий  студень.  При  высыхании  получается  твердая  пленка,  не  утрачивающая  способности  к  повторному  набуханию.  Поскольку  клеящим  веществом  коллагеновых  клеев служит  глютин,  постольку  эту  группу  клеев  часто  называют  глютиновыми. Из  современных  клеев  наиболее  чистые  глютины  содержат  осетровый  клей и  желатин.

3 вида клея: осетровый, рыбий и мездровый.

Осетровый клей в виде полупрозрачных, слегка волокнистых плоских листков различной формы, которые получают путем сушки внутренних плавательных пузырей хрящевидных рыб (осетр, белуга и другие)

Рыбий   клей выпускают в виде светлых, полупрозрачных пластин.  Изготовляют  его  из  костей  и  чешуи  различных  рыб.  Лучшим  сортом  считается  астраханский  клей

Клей мездровый (столярный) протхводят из обрезков кож. Поступает в продажу в виде коричневых плиток или небольших прямоугольных кусочков.

Желатин  получают  в  результате  специальной  очистки  продуктов,  полученных  из  кож,  костей  и  других  частей  животных  организмов.  Выпускается  в  виде  мелких  крупинок.  В  зависимости  от  содержания  чистого  глютина  в  желатине,  а  также  примесей  различают  его  сорта -  пищевой  и  фотоэмульсионный,  или  технический.

Есть 2 способа приготовления левкаса:

1 -  й способ:  На доску  накладывают  три  слоя  грунта  разного состава. Для первого слоя в ведре воды проваривают килограмм столярного клея хорошего качества. В еще не остывший раствор примешивают до густоты шпаклевки толченый просеянный гипс. Для второго слоя варят в таком же ведре воды 200 граммов клея, который смешивают с гипсом и одной четвертой частью мела Грунт для третьего слоя варится из 800 граммов клея на тоже количество воды, смешивается с равными частями гипса и мела, промешивается до густоты шпаклевки. На доску грунт накладывается шпателем.

После каждой шпаклевки грунт хорошо просушивается. Во время всего процесса грунтовки в помещении поддерживается температура от двадцати до двадцати пяти градусов, так как от неравномерной температуры грунт может потрескаться. После просушки последнего слоя грунт зачищается ровным бруском пемзы с водой, после чего он делается чистым и ровным, на нем можно хорошо рисовать, писать яичными красками и производить позолоту. По этому грунту хорошо писать и масляными красками, надо лишь предварительно пропитать его варёным льняным маслом.

Во  время  грунтовки  нужно  строго  следить,  чтобы  составы  грунта  не  испортились,  так  как  они  быстро  «протухают»,  а  на  испорченном  грунте золото и  краски поднимаются  пузырями  и  слетают.

Такой  грунт  называется  «левкасо – меловым».  Он  считается  лучшим  для живописи  по  дереву.

2 - й способ: Процесс  состоит  из  получения  клеевого  раствора  и  приготовления  левкасной  массы.

Сухой клей взвешивают, засыпают в сосуд и заливают холодной или теплой водой на срок от трех часов до одних суток, в зависимости от сорта клея. Частицы клея набухают в воде, но глютин не растворяется. Для его извлечения сливают воду и набухший клей заливают дистиллированной водой. Сосуд ставят на водяную баню и нагревают.

Клей готовиться при температуре 60 – 70 °. Длительное нагревание или превышение температуры приводит к тому, что молекулы глютина разрушаются и  гидролизуются. При  этом  клеевая  масса  теряет  ряд  своих  ценных технологических  качеств:  снижается  желатинизация (загустение),  замедляется  схватывание,  уменьшается  эластичность.

Дли приготовления левкасной массы в клеевой раствор постепенно добавляют при постоянном перемешивании мел (порошок) до получения жидкой сметанообразной массы. Посуду  с  левкаса  ставят на  несколько  часов  в тепло,  чтобы  порошок  достаточно  пропитался  клеем.


 


Красочный слой.

На гладкой поверхности левкаса художник делал рисунок, а затем приступал к работе с красками. Большинство  красок  яичной  темперы  создают  полупрозрачные  слои,  через  которые  просвечивается  белый левкас, придающий особую  яркость краскам.  Однако  из - за прозрачности  этих красок  исправления и  изменения  очертаний  изображений,  композиционный  или  цветовой  поиск при  работе  яичной  темперой  были не  допустимы.  Поэтому  художники  старались  избегать  поправок и исправлений  и  краски  наносили  тонкими слоями,  соблюдая при  этом последовательность,  выработанную  веками.

   Краски - это вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал, не соединяясь с ним химически. Краски для живописи состоят из двух фаз: твердого пигмента - цветовой основы красок - и жидкого связующего, которое со временем твердеет, образуя единую с порошком твердую массу.

Для изготовления пигментов используют химические соединения, обладающие повышенными цветовыми качествами. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли, или окислы металлов) и органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).

Связующими веществами  в  живописи  являются  растворенные  в  воде  белки или  углеводы  (клеи  животного  или  растительного  происхождения,  смолы, растворимые  в  воде  и  в  маслах  углеводороды,  и  твердеющие  масла).

 Краски  подразделяют  на  кроющие,  или  корпусные  (создающие непросвечивающий  слой),  и  на  лессировочные,  дающие  прозрачный  или  полупрозрачный  слой.

 Средневековые художники в  качестве  связующих  в  станковой  темперной живописи  использовали  яичный  желток,  животные  клеи.

 

Желток  куриного яйца - природная  эмульсия,  стойкая  к  расщеплению.  Он содержит  20 – 25 %  яичного  масла,  15 - 16 %  вителлина  и  альбумина, 7 - 9 %  лецитина  и  около 50 % воды.

Чтобы сделать краски желток   разбавляли   водой   или   слабыми  органическими  кислотами  в  соотношении  1: 1.  С  этой  целью  русские  художники применяли  обычно  хлебный  квас.  В  России  в  качестве  консервирующего вещества  иногда  добавляли  соль, а  в  краску  ярь – медянку  -  небольшое  количество  меда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: