Прочитайте текст и выполните задания 1 –3

Апреля 2020 г.

Письменная экзаменационная работа

По русскому языку.

Вариант 4.

Прочитайте текст и выполните задания 1 –3.

(1) Искусство, как и наука, изучает окружающий мир. (2) <...>, в отличие от учёного, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение и душевное состояние. (3) И в художественном произведении, в отличие от научного сочинения, каждый человек видит что-то своё, становится соавтором.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Только художник способен познавать окружающий мир, при этом передавая и выражая своё мироощущение и душевное состояние, оставляя в художественном произведении что-то неразгаданное.

2) Наука и искусство во многом похожи, они требуют от человека восприятия окружающего мира.

3) В отличие от автора научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира, автор художественного произведения передаёт своё мироощущение и душевное состояние, и поэтому каждый человек видит в художественном образе что-то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.

4) Каждая эпоха и каждый человек по-своему воспринимают произведения искусства, ведь только художник способен открыть и исследовать объективные законы природы, не зависящие от его воли.

5) Художественное произведение, которое передаёт мироощущение и душевное состояние автора, отличается от научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира; в художественном образе каждый человек видит что- то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако

Например

Иными словами

Во-первых

Даже

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

СОЧИНЕНИЕ, -я, ср.

1) То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с.

2) Вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с. Домашнее с.

3) В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. С. и подчинение предложений.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ждАла

ободралА

созЫв

намЕрение

надОлго

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

ЗЛОСТНЫЙ нарушитель правил размещения наружной рекламы после очередного предупреждения, которое было оставлено им без внимания, был привлечён к административной ответственности.

Воспитанные, ласковые и ИГРИВЫЕ котята бывают у тех заводчиков, которые умеют создать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.

В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду, рассчитанных на специалистов в области цветоводства, вниманию посетителей будет ПРЕДОСТАВЛЕНА коллекция древовидных пионов.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

килограмм ВАФЕЛЬ

ПОЧЕРК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

БОЛЕЕ РЕЗКОЕ движение

ДЛИНЬШЕ

 

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

2) Благодаря периодическому закону Д. Менделеева появилась возможность объединить в строгую систему огромное количество фактов, относящихся к химии и физике.

3) Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет.

4) Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.

5) Журналист беседовал с командой футболистов, принявшими участие в чемпионате мира.

6) Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам.

7) Любовь к Одинцовой, которую Базаров долго не признаёт, сильно изменила его.

8) Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.

9) Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А.Римского-Корсакова «Сказке о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А.С.Пушкина.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

об..няние

обм..нять (товар)

сум.. рки

соб..рать

г..роховый

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

по..солнечник, о..бросить;

пр...обрёл, пр..брежный;

бе..культурье, ра..бросать;

с..гравший, пост...мпрессионизм;

о..болеть, по..ставка.


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

худ..нький

обур..вать

милост..вый

замш..вый

глянц..вый

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

расшир..нный

замен..шь

налад..в

невид..мый

слыш..шь

 

12. Определит е предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Ещё видны остатки (НЕ)РАСТАЯВШЕГО на полях снега, ещё чувствуется дыхание зимы.

Через два дня сос тоялся тот с амый (НЕ)ЛЁГКИЙ разговор.

В этом доме (НЕ)БЫЛО дела до моих страданий, переживаний и слёз, равнодушие царило среди обитателей.

Он никогда (НЕ)ОБДУМЫВАЕТ свои слова.

Новая статья о творчестве этого режиссёра пока (НЕ)НАПЕЧАТАНА.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

ЧТО(БЫ) не досаждали насекомые, в окна (ТОТ)ЧАС вставили москитные сетки.

ЧТО (БЫ) ему ни предлагали, он ТУТ (ЖЕ) отвечал отказом.

Телефон (ПО)ПРЕЖНЕМУ молчал, и я (В)ТАЙНЕ начал готовиться к худшему.

ЧТО(БЫ) найти ключи, пришлось обыскать всю комнату, (ПОТОМУ)ЧТО в ней царил беспорядок.

Печатная реклама, (НЕ)СМОТРЯ на появление множества новых технологий, (ПО)ПРЕЖНЕМУ остается одним из важнейших каналов коммуникации с потребителем.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

 


Среди развалин древнего города на прочных столбах установле(1)ы колокола с высече(2)ыми на них подли(3)ыми греческими письменами. В студё(4)ые осенние туманы эти колокола заменяли морякам маяк.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Туча на востоке росла и захватывала запад и юг.

2) Было по-осеннему и скучно и грустно и серо.

3) В журчании ручья слышатся и грустные мелодии расставания с летом и жизнерадостные песнопения о необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

4) При входе в это учреждение нужно предъявить паспорт или какой-нибудь другой документ.

5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: