Вариант 7
Для выполнения заданий 1 – 3 используйте следующий ряд химических элементов:
1) Fe; 2) Zn; 3) Cu; 4) Cr; 5) K. Ответом в заданиях 1 – 3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду
1.Определите, атомы каких из указанных элементов в основном состоянии имеют конфигурацию внешнего электронного слоя ns2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
2.Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, атомы которых, согласно положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, имеют менее 28 протонов. Расположите выбранные элементы в порядке увеличения кислотных свойств, образуемых ими высших гидроксидов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3.Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, валентность которых в оксидах может принимать значение I. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
|
|
4.Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые верно характеризуют химические связи в молекуле воды.
1) энергии всех связей одинаковы
2) имеется двойная связь
3) образованы р-электронами водорода и кислорода
4) одна связь образована по донорно-акцепторному механизму
5) все связи ковалентные
Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.
5.Установите соответствие между тривиальным названием вещества и его формулой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | ФОРМУЛА |
А) мрамор | 1) HF |
Б) питьевая сода | 2) Na2CO3 |
В) плавиковая кислота | 3) NaHCO3 |
4) CaCO3 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
6.Из предложенного перечня выберите две пары веществ, в которых каждое из веществ взаимодействует с хлором.
1) O2 и Ar 2) Fe и NaBr 3) N2 и O2 4) KF и P 5) H2 и F2
Запишите в поле ответа номера выбранных пар веществ.
7.В одну из пробирок раствором хлорида магния добавили сильный электролит Х, а в другую – раствор слабого электролита Y. В результате в каждой из пробирок наблюдали образование белого осадка. Из предложенного перечня выберите вещества Х и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) иодоводородная кислота 2) гидросульфит калия
3) плавиковая кислота 4) гидроксид натрия
5) уксусная кислота
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
8.Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
|
|
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | РЕАГЕНТЫ |
А) S | 1) NH3, K2CO3, Ba(HSO3)2 |
Б) HCl | 2) O2, NaOH, BaSO4 |
В) FeS | 3) P, H2O, KOH |
Г) CuS | 4) HBr, O2, HNO3 |
5) H2, O2, HNO3 (конц.) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9.Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и азотсодержащим продуктом, который образуется в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА | АЗОТСОДЕРЖАЩИЙ ПРОДУКТ РЕАКЦИИ |
А) Ba3N2 и HCl (p-p, изб.) | 1) NH3 |
Б) Ba3N2 и H2O | 2) NH4Cl |
В) Ba3N2 и Cl2 | 3) N2 |
Г) NO2 и C | 4) NCl3 |
5) N2O5 | |
6) HNO2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
10.Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) H2O 2) O2 3) Fe 4) CO2 5) HCl
Запишите в таблицу номера веществ под соответствующими буквами.
11.Установите соответствие между структурной формулой вещества и общей формулой класса/группы органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите позицию, обозначенную цифрой.
СТРУКТУРНАЯ ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | ОБЩАЯ ФОРМУЛА КЛАССА/ГРУППЫ |
1) CnH2nO2 2) CnH2n-2O2 3) CnH2n 4) CnH2n-2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
12.Из предложенного перечня выберите два вещества, молекулы которых содержат функциональную группу альдегидов.
1) метилформиат 2) пропилацетат 3) ацетальдегид 4) ацетон
5) диэтиловый эфир
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
13.Из предложенного перечня выберите два вещества, при взаимодействии каждого из которых с подкисленным раствором перманганата калия образуется карбоновая кислота.
1) C2H2 2) C6H6 3) C6H5CH3 4) CH3 – CH = CH – CH3 5) CH3 – CH2 – CH3
Запишите в поле ответов номера выбранных веществ.
14.Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует гидроксид натрия.
1) этиловый спирт 2) фенол 3) этиловый эфир уксусной кислоты
4) этиленгликоль 5) формальдегид
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
15.Из предложенного перечня выберите два вещества, которые подвергаются гидролизу.
1) аланин 2) рибоза 3) фруктоза
4) крахмал 5) триолеат глицерина
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
16.Установите соответствие между схемой реакции и органическим веществом, преимущественно образующимся в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
17.Установите соответствие между формулой вещества и органическим продуктом реакции данного вещества с оксидом меди (II) при нагревании: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
18.Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) CH3Cl 2) CH4 3) C2H2 4) CH2Cl2 5) C2H2Cl2
Запишите в таблицу номера веществ под соответствующими буквами.
19.Из предложенного перечня пар веществ выберите две пары, взаимодействие между которыми можно отнести к реакциям замещения.
1) этен и вода 2) хлор и водород 3) хлор и бутан 4) фенол и натрий
5) ацетат свинца (р-р) и серная кислота
Запишите в поле ответа номера выбранных пар веществ.
20.Из предложенного перечня выберите два фактора, которые менее всего влияют на скорость коррозии цинкового ведра.
|
|
1) влажность 2) температура 3) присутствие в воздухе аргона
4) содержание в воздухе сернистого газа 5) контакт ведра с древесиной
Запишите в поле ответа номера выбранных факторов.
21.Установите соответствие между типом добавляемого вещества, которое требуется для химического превращения, и схемой этого превращения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ТИП ДОБАВЛЯЕМОГО ВЕЩЕСТВА | СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЯ |
А) окислитель | 1) HPO42- → H2PO4— |
Б) восстановитель | 2) HS— → SO2 + H2O |
В) не проявляет окислительно-восстановительных свойств | 3) NO3— → NO2— |
4) KClO3 → KCl + KClO4 |
22.Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза водного раствора этого вещества, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА |
А) AlCl3 | 1) металл, галоген |
Б) NaOH | 2) основание, хлор, водород |
В) Hg(NO3)2 | 3) металл, кислород |
Г) AuCl3 | 4) водород, галоген |
5) водород, кислород | |
6) металл, кислота, кислород |
23.Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ СОЛИ | ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ |
А) гипохлорит натрия | 1) гидролизуется по катиону |
Б) сульфид меди (II) | 2) гидролизуется по аниону |
В) силикат калия | 3) гидролизу не подвергается |
Г) цианид аммония | 4) гидролизуется по катиону и аниону |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
24.Установите соответствие между схемой обратимой реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ |
А) H2 (г) + O2 (г) ↔ H2O (г) | 1) смещается в сторону прямой реакции |
Б) H2 (г) + Cl2 (г) ↔ HCl (г) | 2) смещается в сторону обратной реакции |
В) N2 (г) + O2 (г) ↔ NO (г) | 3) практически не смещается |
Г) N2O4 (г) ↔ NO (г) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
|
25.Установите соответствие между веществом, взятом в виде водного раствора, и реактивом, который можно использовать для качественного определения этого вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | РЕАКТИВ |
А) концентрированная азотная кислота | 1) хлорид бария |
Б) разбавленная серная кислота | 2) гидроксид натрия |
В) нитрат магния | 3) серебро |
Г) гидроксид калия | 4) сульфат меди (II) |
5) сульфат бария |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
26.Установите соответствие между названием полимера и способом его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ПОЛИМЕРА | СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ |
А) крахмал | 1) полимеризация |
Б) полиэтилен | 2) поликонденсация |
В) бутадиенстирольный каучук | 3) этерификация |
4) гидрогенизация |
27.К раствору KNO3 массой 75 г с w(KNO3) = 20% добавили некоторую массу раствора KNO3 c w(KNO3) = 50%. В конечном растворе w(KNO3) = 30%. Какова масса добавленного раствора KNO3? (Запишите число с точностью до десятых.)
28.Какой объём водорода (в литрах) при пиролизе 1,5 л метана при температуре 1500С? Объёмы газов измерены в одинаковых условиях. (Запишите число с точностью до сотых.)
29.Вычислите массу кислорода (в граммах), выделившегося при разложении 40,4 г нитрата калия. (Запишите число с точностью до десятых.)
Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ:
серная кислота, перманганат калия, пероксид калия, ацетат цинка, сульфид меди (II), карбонат калия. Допустимо использование водных растворов веществ.
30.Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора и выделением газа. Выделение осадка в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
31.Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с образованием газа, который не поддерживает горение. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
32.Дана бесцветная соль, которая окрашивает пламя спиртовки в фиолетовый цвет. При лёгком нагревании её с концентрированной серной кислотой отгоняется легкокипящая жидкость, в которой растворяется медь. Продуктами растворения являются соль и бурый газ. Раствор образовавшейся соли подвергают электролизу. А образовавшийся газ пропускают над натрием. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
33.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
34.Растворимость хлороводорода при н.у. равна 504 объёма на 1 объём воды. Приготовили 291,4 г насыщенного раствора хлороводорода и разделили его на 3 колбы. В первую колбу добавили избыток раствора нитрата серебра (I) в результате чего образовался осадок массой 172,2 г. Раствор из второй колбы полностью нейтрализовали 250 мл раствора гидроксида натрия с массовой долей 20% и плотность 1,1 г/мл. В третью колбу добавили твердую пищевую соду массой 86,1 г. Рассчитайте массовую долю растворённого вещества в третьей колбе после полного завершения реакции. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических венличин).
35.При сгорании 33,2 г органического вещества получили 35,84 л углекислого газа (н.у.) и 10,8 г воды. При нагревании данное вещество подвергается внутримолекулярной дегидратации. Также известно, что исходное вещество содержит две одинаковые функциональные группы и находятся они у соседних атомов углерода.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
Система оценивания экзаменационной работы по химии
Часть 1 За правильный ответ на каждое из заданий 1–6, 11–15, 19–21, 26–29 ставится 1 балл. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности. Задания 7–10, 16–18, 22–25 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ заданий 7–10, 16–18, 22–25 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
1 | 12 |
2 | 514 |
3 | 35 |
4 | 15 |
5 | 431 |
6 | 25 |
7 | 43 |
8 | 5145 |
9 | 2133 |
10 | 23 |
11 | 411 |
12 | 13 |
13 | 34 |
14 | 23 |
15 | 45 |
16 | 5522 |
17 | 4126 |
18 | 21 |
19 | 34 |
20 | 35 |
21 | 231 |
22 | 1561 |
23 | 2324 |
24 | 1332 |
25 | 3124 |
26 | 211 |
27 | 37,5 |
28 | 2,25 |
29 | 6,4 |
Часть 2