Никакого страха перед страхом

 

Маленькие дети редко испытывают страх. Они безбоязненно мо­гут подойти к чужой собаке, чтобы погладить её. Они скачут со стульев на столы, бегают по улицам с интенсивным движением. Они легко попадают во все мыслимые и немыслимые опасные ситуации, потому что ещё не могут распознать и предусмотреть опасность. На втором и третьем году жизни по мере накопления собственного опыта, в результате развития воображения, умения фантазировать и после пережитых сновидений дети начинают чаще испытывать чувство страха.

Их испуг проявляется обычно в незнакомых и непрогнозируемых ситуациях. Определённую роль в возникновении чувства страха играет и физическое со­стояние детей (усталость или плохое самочувствие).

Родители часто жалуются, что с детьми особенно много хлопот вечером, когда они не отпускают родителей от своей постели. Они просят не закрывать дверь в детскую комнату, хотят видеть по­лоску света или вообще не могут заснуть иначе как в кровати ма­мы или папы.

В этом случае вполне допустимы временные компромиссы. Ес­ли дети боятся темноты, можно оставлять в их комнате включен­ный ночник. Конечно, при этом исключаются повторное встава­ние или игры. Можно также в течение нескольких недель остав­лять дверь в детскую неплотно закрытой. Такие компромиссы были бы непедагогичны только в том случае, если бы ребёнку пришлось каждый вечер «отвоёвывать» их заново. В некоторых случаях можно посоветовать несколько вечеров проводить у по­стели ребёнка, пока он не заснёт. А потом страхи пройдут сами по себе.

Маленькая Марика была с родителями в гостях. И когда ребён­ка уложили спать в незнакомой тёмной комнате, девочка начала жалобно плакать. Заглянув в комнату, родители увидели, что стоящее за окном дерево отбрасывает через светлые гардины странные движущиеся тени на противоположную стену. Это так напугало ребёнка, что мать решила в этой необычной ситуации остаться с девочкой (предварительно объяснив ей это явление), пока та не заснула. Под влиянием сказок, историй или услышанных разговоров взрослых ребёнок иногда рисует в своём воображении различные угрожающие ситуации, от которых не может потом освободиться. Поэтому надо очень тщательно подбирать истории «на сон гря­дущий», которые читают или рассказывают детям.

Если же ребёнка в конкретной ситуации вдруг охватывает страх, родители с помощью маленьких компромиссов, терпения и понятных малышу объяснений обычно помогают ему избавиться от испуга.

Маленький Франк в полтора года неожиданно испугался пыле­соса, хотя раньше очень радовался, когда родители включали его. Подумав, как приучить ребёнка снова не бояться этого внушаю­щего ему страх предмета, родители поступили следующим обра­зом. Уборку временно приостановили, а пылесос снова поставили на своё место за занавеской. Через час, когда ребёнок явно забыл про страшную вещь, мать взяла Франка на руки и обошла с ним всю квартиру, рассказывая про разные предметы: «Это шкаф, а это лампа. Вот так включают и выключают свет. А здесь за зана­веской, веник, а. рядом пылесос, который делает так: «у-у-у».

Осмотр повторили несколько раз. Когда у ребёнка исчез всякий страх при виде пылесоса, его снова установили на пол. Франк, на­ходясь в полной безопасности у матери на руках, мог рассмотреть пылесос со всех сторон. Потом, не отпуская ребёнка с рук, ему по­казали включенный пылесос, и, наконец, тщательно приглядев­шись к источнику своих страхов, Франк осмелился подойти по­ближе к ревущему агрегату. Таким образом, удалось постепенно, шаг за шагом, преодолеть внезапно возникшее у ребёнка чувство страха.

Аналогично надо действовать и в других сходных ситуациях. Здесь очень важно просто и доходчиво объяснить ребёнку, что у него нет причин бояться, так как он находиться под защитой ро­дителей.

 

Что делать, если у ребёнка:

 

Боязнь внезап­ного шума

 

Успокоить малыша, не оставлять его одного. Исключить внезапные резкие звуки

Боязнь быстрых

Перемещений в пространстве

 

Возникает в тех случаях, когда родители слишком кружат или катают на качелях. Ребенку в раннем возрасте особенно нужна твердая опора — кроватка, коляска, объятия родителей

 

Страх разлуки, боязнь чужих

Игра в прятки, когда мама прячется за креслом или диваном, а потом обязательно появляется, поможет малышу справиться с его опасениями «потерять» маму. Для того чтобы снизить боязнь чужих людей, лучше не оставлять ребенка с незнакомыми ему людьми, а если к вам пришли гости, побудьте вместе с малышом

 

Боязнь купания

Ребенок боится не воды, а ее свойств: текучести, температуры и т. д. Для того, чтобы ребенок справился с неприятными переживаниями по отношению к воде, необходимо во время купания брать с собой любимые игрушки, играть с ними в воде — обязательно при активном участии родителей. Если ребенок не проявляет особых симпатий к воде, его не нужно насильно «учить плавать» и т. д. Важно следовать за ребенком, понимать, что для него сейчас актуально, готов ли он освоить новый навык

 

Страхи, связанные с опытом

Особое внимание родители должны уделить взаимодействию с различным опытом, поведению на дороге и в других опасных местах, взаимодействию с объектами окружающей среды. Ребенок в это время осваивает новый мир (лестницы, животные), всевозможные препятствия, которые необходимы ему, чтобы преодолевать сложные и опасные ситуации в будущем

 

Страх

Приучения к горшку

В это время ребенок считает, что моча и кал, с которыми он расстается — неотъемлемая часть его самого, и переживает по поводу того, что эти части исчезают. Чтобы переживания не становились негативными, не следует сразу выливать содержимое горшка в канализацию, лучше сделать это немного позднее. Можно также поддерживать игры ребенка с любимыми игрушками, которые «ходят на горшок», это позволит малышу «проиграть- ситуации с горшком и избавит его от ненужных опасений


Страхи и пути их преодоления враннем детском возрасте

 


Что делать

                                              Боязнь клоунов и масок

В этом возрасте активно формируется фантазия, и ребенок, видя совершенно фантастического персонажа с утрированными частями тела и выражением лица, может сильно перепугаться. Для того чтобы такой страх не появился, важно водить малыша на различные представления и театрализованные мероприятия, где он увидит самых невероятных героев. Помимо этого родители или кто-то из знакомых, устраивая детский праздник, могут надеть костюмы и маски, а ребенок по окончании представления должен убедиться, что под маской не скрывается чудище, что это всего лишь переодетый папа или соседка по площадке

                                                          Страшные сны

Единожды увидев страшный сон, малыш может в дальнейшем активно придумывать различные предлоги для того, чтобы вообще не ложиться спать или хотя бы оттянуть этот момент как можно дольше. Он может просить попить, в туалет или чтобы с ним еще немного посидели или прочитали «последнюю сказочку»... Чтобы не снились страшные сны, предложите ребенку заказать хороший сон. А заказ в виде рисунка или записки положить под подушку. Перед сном можно почитать ребенку комикс, добрые сказки

 

Страх перед грозой

Громкие раскаты грома, яркие вспышки молнии зачастую пугают и взрослых, а для малыша они просто катастрофичны. Важно поговорить с ним, переключить его внимание на что-то приятное. Если гроза случилась ночью, можно разрешить ребенку спать с родителями или просто побыть с ним, пока он не заснет

 




double arrow
Сейчас читают про: