Страхи в возрасте от трех до пяти

 

Для этого возраста характерны выдуманные беспо­койства. В 3—4 года ребенок начинает бояться темноты, собак, смерти, пожарных машин и т.п. Его воображение развилось до такой степени, что он в состоянии представить себя на месте других людей и вообразить те опасности, которым он никогда не подвергался. Любознательность ребенка не дает покоя ни ему, ни

другим. Он хочет знать причины всего происходящего вокруг, какое отношение все явления имеют лично к нему. Он слышит краем уха о смерти и спрашивает, что это такое и должен ли он тоже умереть.

Эти страхи типичны особенно для тех детей, которых нер­вировали, заставляли есть и пользоваться горшком, часто рас­сказывали возбуждающие, страшные сказки или слишком много угрожали и ругали, или излишне опекали, или не давали воз­можность развивать независимость и общительность. Чувства неуверенности и страха, которые накапливались на протяжении всей маленькой жизни ребенка, теперь принимают формы опре­деленных опасений. Но не думайте, что у всех детей страхи развиваются только в результате плохого воспитания. Это да­леко не так. Некоторые дети рождаются более чувствительны­ми, чем другие. Но все дети, как бы хорошо их ни воспитывали, испытывают порой страх перед тем или иным явлением или предметом.

Если ваш ребенок боится темноты, постарайтесь убедить его, что она не опасна, но не словами, а своим поведением. Не высмеивайте его, не будьте нетерпеливы, не пытайтесь доказать ему словами что ему нечего бояться. Если он сам об этом за­говорит, выслушайте его. Дайте ему почувствовать, что вы хотите его понять, но вы абсолютно убеждены, что ему ничто не угро­жает. В такое время неплохо быть с ним поласковее и напомнить ему, что вы очень его любите и всегда защитите его. Разумеется, нельзя пугать ребенка колдунами, милиционерами, чужими дядя­ми и т.п. Избегайте страшных телевизионных передач, фильмов и жестоких сказок. Ребенок уже достаточно напуган своими собственными мыслями. Прекратите «воевать» с ним по поводу еды или мокрых штанишек. Добивайтесь хорошего поведения при помощи строгости и последовательности.

Это лучше, чем позволить ребенку совершить плохой поступок, а потом стыдить и укорять его за это. Особенно тяжело переживает ребенок угрозу, что вы его разлюбите, если он будет плохо себя вести. Постарайтесь обеспечить своему ребенку насыщенную, интерес­ную жизнь и ежедневное общество других детей. Чем больше он поглощен играми и планами на будущее, тем меньше он будет думать о своих внутренних страхах. Оставьте дверь в его комнате открытой на ночь или поставьте в его комнате ночник, если это его успокоит. Свет или разговоры в соседней комнате не так помешают ему спать, как его страхи. А когда страх пройдет, ребенок снова сможет спать в темной комнате.

В этом возрасте следует ждать вопросов о смерти. Поста­райтесь, чтобы ваши объяснения не напугали ребенка. Вы можете сказать: «Все люди умирают». «Большинство людей умирает, когда они становятся очень старыми и больными». Если вы сами считаете, смерть естественным явлением и не боитесь ее, то вы сумеете передать ребенку то же отношение к ней. Не забудьте при этом обнять ребенка, улыбнуться ему и уверить его, что вы будете жить вместе еще много лет.

В этом возрасте дети часто боятся животных, даже если не было никаких связанных с ними неприятных происшествий. Не заставляйте ребенка подой-

ти к собаке, чтобы показать, что собак нечего бояться. Чем настойчивее вы его заставляете, тем больше он упирается. Пройдет несколько месяцев, и он сам постарается преодолеть свой страх и подойти к собаке. Это произойдет скорее, если вы оставите его в покое. То же отно­сится и к водобоязни. Никогда не толкайте в воду сопротив­ляющегося ребенка. Действительно, бывали случаи, когда ребенок, которого насильно столкнули в воду, вдруг обнаружи­вает, что вода — большое удовольствие, и перестает бояться ее. В большинстве же случаев получается наоборот. Помните, что ребенку самому страшно хочется войти в воду, хотя он и боится.

Часто ребенок избавляется от мучающих его страхов перед определенными предметами при помощи игр с участием этих предметов. Страх заставляет нас действовать. Наш организм вырабатывает адреналин, который заставляет сердце биться сильнее и обеспечивает организм сахаром для немедленного производства энергии. Тогда мы способны бежать со скоростью ветра и драться, как дикие звери. Бег и борьба сжигают беспокойство и страх. Сидя, сложа руки, мы ничего не добьемся. Если страх ребенка велик, или по ночам его часто мучают кошмары, или он ходит во сне, вы должны посоветоваться с психиатром.

Страх перед телесными недостатками. Я хочу особо обсудить эту проблему, возникающую между 2,5 и 5 годами, потому что ее можно предотвратить или смягчить. В этом возрасте ребенок очень любознателен, подвержен страхам и склонен все рассматри­вать по отношению к себе. Если он видит калеку, он спрашивает, что с ним случилось и может ли это случиться с ним тоже. Ребенка беспокоит не только возможность телесных повреждений, но и физических различий между мальчиками и девочками.

Разумные родители заранее ожидают вопросов о телесных различиях между мальчиками и девочками, которые задают все нормальные дети между 2,5 и 3,5 годами. Если ребенок не получает разумного ответа, когда этот вопрос возникает у него впервые, он может сделать свои собственные выводы.

Бесполезно ждать от ребенка прямого вопроса вроде: «Почему мальчики сделаны не так, как девочки?» Он может задать вопрос, косвенно относящийся к этой теме, или намекнуть, или даже ничего не спросить, но мучиться этим вопросом. Не относитесь к этому как к нездоровому сексуальному ин­тересу. Для маленького ребенка этот вопрос так же важен, как и все другие. Не следует просить замолчать его, или ругать, или, покраснев, отказываться отвечать. Это создаст у него впечатление, что он в опасности, а этого как раз нужно избегать. Но, с другой стороны, не нужно превращать ответ на этот вопрос в серьезную лекцию. Все гораздо проще. Скажите ему, что вы знаете о его страхах. Затем постарайтесь понятно объяснить, что девочки рождаются не такими, как мальчики, что так и должно быть. Маленькому ребенку легче объяснить на примерах. Скажите ему, что Джонни сделан таким же, как папа, дядя Гарри, Дэвид и т.д., а Мэри — такой же, как мама, миссис Дженкинс, Елена и др. (назовите всех людей, с которыми знаком ваш ребе

нок). Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слиш­ком зависимым от родителей, что является причиной паничес­кого страха, трудного засыпания и его избалованности.

Излишнюю заботливость, как правило, проявляют очень преданные мягкосердечные родители, которые легко поддаются чувству вины, даже когда для этого нет оснований. Но самый большой вред приносит в большинстве случаев неспособность признать свое раздражение по отноше­нию к ребенку. Родителям будет легче, если они признают неизбежность моментов, когда их съедают самые злые чувства по отношению к ребенку, и постараются отнестись к ним с юмором.

Иногда помогает признаться ребенку, как вы на него рас­сердились (особенно если ваше раздражение было не совсем справедливым). Если вы сделаете это разумно, вы не подорвете этим признанием свой авторитет. Очень полезно изредка гово­рить ребенку: «Я знаю, что ты очень сердишься на меня, когда мне приходится так с тобой поступать».

Когда поднимается вопрос о необходимости преодоления ребенком страха, многое зависит от того, насколько быстро нужно этого достичь из практических соображений. Нет особой необходимости заставлять робкого ребенка погладить незнако­мую собаку, или плавать в глубокой части реки, или самому поехать на автобусе. Он сам захочет это сделать, когда набе­рется храбрости. Но, с другой стороны, если он уже начал ходить в детский сад, то лучше настоять, чтобы он пошел туда, несмотря на свой страх. Если одна мысль об этом приводит его в панику, пойдите ему навстречу. Не позволяйте ребенку при­ходить в родительскую кроватку ночью. Он должен оставаться в своей кроватке: Ребенок школьного возраста, страдающий неврозом страха, рано или поздно должен вернуться в школу. Чем дольше это откладывается, тем труднее ему сделать это. В каждом из случаев боязни ребенка расстаться с родителями необходимо подумать, не играет ли тут роль излишняя забот­ливость о ребенке, и попытаться ее преодолеть. Оба эти шага трудновыполнимы, поэтому большую помощь могут оказать врач-психиатр или опытные педагоги.

Некоторые трудности отхода ко сну. Я не хочу создать у вас впечатления, что с каждым двухлетним ребенком, кото­рый плохо засыпает, необходимо сидеть, дожидаясь, когда он уснет. Напротив! Сильный страх расставания с. родителя­ми — очень редкое явление, но умеренное нежелание расста­ваться испытывают почти все дети. Это нежелание принимает две формы. В первом случае ребенок пытается удержать мать в комнате. Ребенок просится на горшок, хотя мочился всего несколько минут назад. Мать знает, что он просто ищет предлог задержать ее, но, с другой стороны, она стремится поощрять его желание пользоваться горшком и поэтому соглашается посадить его на горшок еще раз. Но как только она кладет его в постель и собирается уходить, он просит пить и выглядит так, будто умирает от жажды. Если мать поддается, он будет весь вечер чередовать эти две просьбы. Я думаю, ребенок просто немного боится расстаться с матерью. Обычно самый надежный способ успокоить ребенка — это сказать ему дружелюбным, но твердым тоном, что он уже напился и сходил на горшок, а затем пожелать ему спокойной ночи и без колебаний выйти из комнаты.

Если мать позволяет ребенку задерживать ее, выглядит обеспокоенной и неуверенной, то тем самым она как будто говорит: «А может быть, он неспроста так нервничает». Даже если ребенок хнычет или плачет в течение нескольких минут, разумнее не возвращаться к нему. Лучше, если ребенок сразу уяснит, что этим он ничего не добьется, чем продолжать бес­полезную борьбу в течение нескольких недель.

Во втором случае двухлетний ребенок, не желающий рас­ставаться с родителями, просто вылезает из кроватки и появ­ляется перед ними. Он достаточно умен, чтобы вести себя очень трогательно в это время. Он выглядит счастливым, когда его обнимают и разговаривают с ним (на что днем у него не хватит времени). Родителям очень трудно проявить твердость в такой момент, но это необходимо сделать и притом незамедлительно. Иначе ему понравится вылезать из кроватки, что в конце концов выльется в неприятную борьбу, длящуюся по часу или два каждый вечер.

Когда родители не в состоянии справиться с ребенком, они спрашивают, не будет ли лучше запирать его в комнате. Мне кажется, нехорошо оставлять ребенка плакать у запертой двери до тех пор, пока он не уснет. Лучше натянуть сетку над его кроватью.

Я не уверен, что сетка безвредна с психологической точки зрения, но эта мера, безусловно, лучше, чем ежевечерние пререкания. Однако не делайте из сетки наказания. Вы можете сказать ребенку, что с сеткой кроватка превращается в домик, и попросить его помочь вам завязать сетку. Большинству двух­летних детей нравится эта идея, они охотно позволяют по­ложить себя под сетку, затем, немного подергав сетку и убе­дившись, что выхода из нее нет, засыпают. Если ребенка пугает сетка, лучше ею не пользоваться. Я бы не рекомендовал ис­пользовать ее для ребенка 3 лет, у которого скорее может развиться страх перед закрытым пространством. Я думаю, разумнее для двухлетнего ребенка пользоваться кроватками с боковыми стенками, даже если вам придется покупать новую кроватку для следующего ребенка. Слишком уж часто дети начинают бродить вечером по квартире, как только их пере­водят из детской в подростковую кровать. Но когда ребенок научится вылезать также из кровати с боковыми стенками, тогда уже тип кровати не будет иметь значения.

Иногда, если ребенок боится заснуть, поместите в его комнату брата или сестру.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: