Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены и сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания.

Обычно это свидетельствует, о каком то неблагополучии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

В общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный: ситуативный - возникает в необычной, шокирующей обстановке; обусловленный личностно - предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства.

При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции.

Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер:

• От 1 до 3 лет - главным персонажем страшных сновидений чаще

оказывается Волк;

• От 3 до 5 лет - возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Часто

встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого

пространства. После трех особенно четырех лет к Волку и Бабе Яге

присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них

чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание,

сказочные персонажи появляются воображении детей, боящихся быть

наказанными. Значительно меньше страхов у детей, имеющих

возможность общения со сверстниками;

• От 5 до 7 лет - интенсивно развиваются абстрактное мышление,

способность к обобщениям, осознание категории времени и

пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем

живут люди? Формируются опыт межличностных отношений,

система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого

возраста страхи перед чертями как нарушителями социальных

правил и устоев, а заодно и как представителями потустороннего

мира. Этим страхам больше подвержены послушные дети. Ведущим

страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.

Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений, страхов.

Наиболее адекватный путь - отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от страха - это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов, - неблагополучное нервно — психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом, только после этого имеет смысл проведение методик преодоления страхов детьми.

С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. При использовании игры для преодоления страха психотерапевтический механизм заключается в перемене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

 

 

     Страхи двухлетнего ребенка

 

Страх разлучиться с родителями. Вот что иногда происходит, когда чувствительный зависимый ребенок 2 лет, особенно единственный в семье, неожиданно разлучается с матерью. Может быть, ей необходимо уехать их города недели на две или она решит вернуться на работу и нанимает няню (незнакомого человека) для своего ребенка. Обычно ребенок ведет себя спокойно, пока матери нет. Но когда мать возвра­щается, он прилипает к ней, как пиявка, и отказывается даже близко подпускать к себе другую женщину. Он впадает в панику, когда ему кажется, что мать может снова уйти. Особенно сильно он боится расстаться с матерью, когда ему пора идти спать. Ребенок в ужасе сопротивляется. Если мать вырвется от него, он может в страхе проплакать несколько часов. Если она сидит у его кроватки, он лежит спокойно, но стоит ей пошевельнуться, как он немедленно вскакивает.

Иногда ребенок беспокоится, что он может намочить пос­тель. Он просится на горшок, мать сажает его, он выдавливает несколько капель, но как только его кладут в постель, снова просится на горшок. Вы скажете, что он просто пользуется предлогом, чтобы удержать мать. Это правда. Но дело не только в этом. Дети действительно боятся намочить постель. Иногда они просыпаются ночью каждые 2 часа, думая об этом. В этом возрасте мать уже неодобрительно относится к таким «проис­шествиям». Может быть, ребенок представляет себе, что если он намочит постель, мать будет меньше его любить и тогда уйдет. Таким образом, у него две причины боязни уснуть.

Избегайте поводов для страхов. Дети, которые с младенческого возраста часто бывали среди незнакомых людей и тем самым имели возможность развить свою независимость и общительность, менее подвержены упомянутым страхам.

Если вашему ребенку около 2 лет, старайтесь избегать коренных изменении в его жизни. Если вы можете отложить на полгода путешествие или выход на работу, отложите, осо­бенно если это ваш первый ребенок. Но если вам необходимо ехать сейчас, дайте ребенку возможность привыкнуть и по­любить человека, на попечение которого вы его оставляете. Если ребенок будет жить в чужой семье, то тем более важно по­степенно приучить его к новому дому и новым лицам. Отведите на это минимум недели две. Пусть новый человек первые несколько дней только присутствует, но ничего не делает для ребенка до тех пор, пока ребенок не почувствует к нему доверие и симпатию. Затем постепенно передавайте свои обязанности. Не оставляйте ребенка сразу на целый день. Начните с полу­часа, постепенно увеличивая время разлуки. Ваше быстрое возвращение приучит его к мысли, что вы всегда вскоре при­дете к нему. Не уезжайте на долгий срок (например, на целый месяц) вскоре после того, как переедете на новое местожитель­ство, или

после того, как уехал кто-либо из членов семьи. Двухлетнему ребенку требуется много времени чтобы привы­кнуть к каждому изменению в жизни его семьи.

Как помочь преодолеть страх. Если ваш ребенок боится заснуть, самое безопасное, но и самое трудновыполнимое средство — тихо посидеть около его кроватки, пока он не уснет. Не торопитесь улизнуть. Если он еще не уснул, ваш уход испугает ребенка и сделает его сон еще более-чутким. Это положение может затянуться на несколько недель, но в конце концов вы добьетесь того, что он перестанет бояться уснуть. Если он боится, что вы снова уедете, постарайтесь не уезжать в следующие несколько недель. Если вам необходимо уходить на работу каждый день, прощайтесь с ним ласково, но твердо и весело. Если у вас такой вид, будто вы думаете про себя: «А правильно ли я поступаю, оставляя его», то ребенку ста­новится еще более не по себе.

Попытки заставить ребенка уснуть путемотмены дневного сна или сдвига ночного на все более позднее время обычно почти ничего не дают, так же как и успокоительные средства, про­писанные врачом. Ребенок может в панике заставлять себя не спать часами, хотя он близок к изнеможению: Вам придется его успокоить.

Если ребенок беспокоится, что он может намочить в постель во сне, убедите его, что это не имеет значения ивы все равно будете любить его по-прежнему.

Излишняя заботливость только усиливает страх. Ребенок, который боится расстаться с матерью) очень ревниво относится к тому, переживает ли мать расставание с ним так же тяжело. Если мать колеблется и ведет себя неуверенно, когда ей нужно уйти, если она спешит к нему при первом крике, ее беспокойство еще более уверяет его, что расставаться с ней действительно почему-то опасно.

Это может показаться противоречивым после моего совета сидеть около кроватки ребенка, пока он не уснет, и не уезжать от него, если он страшится разлуки. Мать должна проявить дополнительное внимание ребенку, если он напуган, также как она сделала бы это, если бы он заболел. Но ей следует вести себя весело, уверенно, показывая ему, что оснований для страха нет.

Ей следует также поощрять ребенка проявлять самостоя­тельность, когда он будет к этому морально готов, и хвалить его, когда он делает успехи на этом пути. Такое поведение матери — самый верный способ ребенку преодолеть свой страх.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: