Спортивные мероприятия в России

 

 

Одним из самых массовых спортивных мероприятий, доступных каждому, является «Лыжня России». Всероссийский забег «Лыжня России» проходит каждый год с 1982 года. Это самое масштабное по числу участников и географическому охвату зимнее спортивное мероприятие в мире. Так, в этом году около полумиллиона жителей страны станут участниками «Лыжни России».

 

В большинстве российских регионов она проходит традиционно во вторые выходные февраля, но в разные годы даты могут меняться.

Традиционно Лыжня России собирает поклонников одного из самых популярных и массовых видов спорта из более 70 субъектов страны. Однако в некоторых регионах гонку переносят и на другую дату, в основном, в связи с погодными условиями.

Цель данных соревнований – привлечение и взрослых, и молодежи к регулярным занятиям лыжным спортом и дальнейшее развитие, и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

 

Массовость и популярность состязания не удивительны. Ведь лыжный спорт – это не только соревнования профессионалов. Эта дисциплина способна объединить сотни тысяч людей разных возрастов и профессий. И вот уже много лет Лыжня России проводится в единый день и подчинена общему регламенту.

Как правило, массовый марафон проходит на двух дистанциях – 5 и 10 километров, хотя в ряде регионов организуются и другие дополнительные дистанции. Принять участие в марафоне может любой желающий, способный стоять на лыжах. Но все участники проходят обязательную комиссию по допуску к старту. Для каждой категории участников подбираются соответствующие дистанции.

Помимо любителей, профессионалов и ветеранов спорта, участие в забеге принимают видные политические и государственные деятели, главы субъектов Российской Федерации, мэры городов.

Победителей этого массового марафона, конечно же, ждут традиционные медали, дипломы и памятные призы Министерства спорта Российской Федерации (одного из организаторов данного мероприятия).

 

С каждым годом Лыжня России становится все более значимым событием в спортивной жизни всей страны. Ведь подобного рода мероприятия способствуют повышению у людей интереса к занятиям физкультурой, здоровому и активному образу жизни.

 

Массовые лыжные забеги нужны для популяризации этого зимнего вида спорта, а не для того, чтобы соревноваться. Так считает преподаватель Поволжской академии спорта и туризма Илья Филиппов. Раньше он и сам принимал участие в «Лыжне России», а теперь возит на соревнования студентов.

«Это популяризация здорового образа жизни, продвижение лыжных гонок в массы. Это активный fun («развлечение» в переводе с англ. яз. — прим. Т-и), некая лыжная тусовка», — сказал Филиппов.

 

Если говорить о детских спортивных мероприятиях, то здесь особняком стоит футбольных турнир «кожаный мяч». Это крупнейшее массовое всесоюзное и всероссийское соревнование по футболу среди детских команд.

 

С инициативой о проведении подобного массового соревнования впервые выступил советский вратарь Лев Иванович Яшин. Идея получила поддержку в ЦК ВЛКСМ, и в 1964 году соревнования впервые состоялись. Говоря о «Кожаном мяче», пресса всегда напоминает, что здесь начинали Черенков, Блохин, Колыванов, Романцев, Шевченко, Карпин, Дзагоев и еще десятки звезд разных величин. Для стартового карьерного скачка это по-прежнему лучшая площадка России. На каждом этапе вокруг турнира бродят скауты серьезных академий или просто те, кто может посоветовать неизвестный талант нужному телефонному номеру.

Главный прорыв в жизни «Кожаного мяча» случился, когда к нему пришел серьезный частный спонсор. Coca-Cola сотрудничает с ФИФА еще с 1978-го, а отдельно российским футболом заинтересовалась еще до выборов страны-хозяйки ЧМ-2018. На первый взгляд, странно, что финансовый поток компания направила на детский турнир, а не на любой из топ-клубов или титульное спонсорство РФПЛ. Все просто: «Кожаный мяч» наиболее гладко укладывается в программу Coca-Cola, которая подчеркивает и развивает всенародность бренда.

− Массовый футбол начинается как раз отсюда, — считает руководитель департамента РФС по массовому футболу Роман Гусев.

 

Развитие профессиональной карьеры — уверенный стимул. При этом все организаторы соревнования признают, что главное тут совсем другое. «Кожаный мяч» нужен в первую очередь для популяризации футбола как устойчивой культуры и ее стабильного потребления. С чем у нас сегодня и давно большие проблемы.

 

За последнее десятилетие наша страна получила право принять серию международных спортивных мероприятий, так называемых «мегасобытий», среди которых Зимняя Олимпиада в Сочи–2014, Универсиада в Казани–2013, Чемпионат мира по футболу–2018. Подачу заявок на их проведение и организацию курирует высшее руководство страны, которое стремится не толь- ко доказать эффективность своей стратегии социально-экономического развития и утвердить место России в списке ведущих мировых держав, но и привлечь внимание граждан к значимости спорта и физических упражнений с помощью «массовой пропаганды здорового образа жизни, предшествующей проведению» таких мега-событий. [16] Спортивные успехи, как считают организаторы, в общественном сознании должны связываться с осознанным выбором здоровья и активной деятельностью по его поддержанию. Под брендом «Сочи– 2014» проводился ряд PR-кампаний по повышению интереса к здоровому образу жизни: так, на одной из станций Московского метрополитена в ноябре 2013 г. работал автомат по выдаче разового билета на метро после выполнения 30 приседаний, а в массовую лыжную гонку «Лыжня России» включена символическая дистанция 2014 метров в честь Олимпиады в Сочи для представителей̆ местных политических элит, призванных подавать пример стремления к здоровью жителям своего региона. [17]

 

Прогнозируя степень успешности мероприятий по продвижению идеи здорового образа жизни властными структурами современной̆ России, мы должны обратить внимание на то, что имеются значительные различия в отношении к здоровью как социальной̆ ценности и степени развития культуры здорового образа жизни в России и в западных странах. Эти различия, по нашему мнению, обусловлены как социально-историческим развитием того или иного общества, так и степенью выраженности социально - экономической̆ дифференциации. Следует учитывать значительно более низкий̆ уровень жизни большинства населения нашей̆ страны по сравнению с США и странами Западной̆ Европы. Даже зарубежные исследователи признают, что к практикам хелсизма гораздо более лояльны «белые представители среднего класса» [18], а не социальные и этнические меньшинства. А так как в России «низкоресурсными (т.е. не имеющими значимых ресурсов для удовлетворения своих базовых социальных потребностей – в жилье, платном лечении, дополнительном образовании и т.д.) являются около 60 % населения» [19], то они не склонны разделять ценности здорового образа жизни, поскольку не видят реальной выгоды в действиях по сохранению здоровья. Кроме того, они, как правило, не имеют возможностей из-за недостатка денежных средств, материально-бытовых условий и/или свободного времени для осуществления практик поддержания здоровья. В 2000-е гг. «те слои российского общества, у которых было больше всего проблем со здоровьем, малообеспеченные и плохо образованные... быстрее других продолжали втягиваться в потребление алкоголя и табака»

 

Предприняв попытку интерпретации практик продвижения здорового образа жизни на «публичных аренах» современной России, мы можем сделать вывод, что в последнее время забота индивида о здоровье вновь втягивается в сферу интересов государственной власти. Однако следует отметить, что личный пример политиков и законодательные инициативы по воспитанию «культуры здоровья» лишь частично достигают цели, поставленной̆ сегодня российским руководством – сформировать у большей части населения образцы поведения, характеризуемые как «здоровый̆ образ жизни». Результаты этих мер являются противоречивыми.

 

С одной̆ стороны, по данным официальной статистики и социологических опросов популярность физической активности в последние годы растет. Так, численность жителей̆ России, занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях и группах, выросла с 12,8 млн чел. в 2000 г. до 32,2 млн чел. в 2012 г., то есть, в 2,5 раза за 13 лет (Здравоохранение 2013: 277). По опросам ВЦИОМ, с 2006 по 2013 г. «число людей̆, ежедневно проявляющих физическую активность, выросло с 6 до 10%, несколько раз в неделю – с 8 до 14%» (Добрынина 2013).

 

С другой̆ стороны, распространенность саморазрушающего поведения (курение, злоупотребление алкоголем) также росла в течение последнего десятилетия. Так, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения «доля курящих женщин выросла с 10% в 2000 г. до 16 % в 2009 г., а процент женщин, систематически, как минимум раз в неделю, употребляющих алкоголь, с 9% до 18–20%» [20] за тот же период; «распространенность курения среди мужского населения России оставалась высокой̆» в течение 10 лет (62–65% мужчин в России курили); а доля мужчин, употреблявших алкоголь 2–3 раза в неделю и чаще, выросла с 22 % до 29 % в 2000–2009 гг. [20]

 

Поэтому говорить об успехе мер по внедрению принципов здорового образа жизни в России пока преждевременно, однако, определённый прогресс в этой сфере уже имеется на данный момент. По моему мнению, неоднозначная реакция населения современной России на формирование культуры здоровья обусловлена, прежде всего, устойчивостью стереотипов в отношении здоровья, а также наличием иных проблем, требующих решения в основном материально-бытовых. Однако по мере роста доли населения России, имеющего доход выше среднего уровня, заинтересованность в активных действиях по укреплению здоровья будет постепенно повышаться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: