Повести о монголо-татарском нашествии

Учебник под ред. Кускова

Раздел "Литература периода феодальной раздробленности"

Главы  «Повести о монголо-татарском нашествии», «Слово о погибели Русской земли», «Переводная литература»

 

Тезисный план

Повести о монголо-татарском нашествии.

В середине XIII столетия Русская земля подверглась нашествию монголов.

С 1237 по 1240 г., русский народ вел мужественную борьбу с неисчислимыми силами врагов. Феодальная раздробленность Руси способствовала успеху завоевателей.

События, связанные с монголо-татарским нашествием, получили широкое отражение в литературе той поры.

«Повесть о битве на реке Калке».

1. Первое столкновение русских войск с кочевниками произошло в 1223 г. на реке Калке (Кальмиус). Летописная повесть об этой битве дошла до нас в двух редакциях.

2. Весть о появлении неизвестного народа принесли в Киев половцы.

3. В битве приняли участие только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства, что и явилось причиной разгрома на Калке.

4. Настроение русского общества при известии о появлении монголо-татарских полчищ – крайнее недоумение.

5. Дается религиозно-моралистическая трактовка события: приход «языка незнаемого» – следствие попустительства божия «грех ради наших», предзнаменование конца мира.

6. Народное сознание связывало с битвой на Калке сказание о гибели русских богатырей.

 

«Повесть о приходе Батыя на Рязань».

1. 1237 г. – основные силы Золотой Орды во главе с преемником Чингиз-хана Батыем подошли к границам северо-восточной Руси.

2. Первый удар степные кочевники нанесли Рязани, а затем был разгромлен Владимир.

3. Повесть дошла в составе летописных сводов XVI в. в тесной связи с циклом повестей о Николе Заразском. Она прославляет мужество и героизм защитников Рязани.

4. Причину поражения рязанцев автор усматривает в феодальной обособленности русских княжеств, в эгоистической политике князей.

5. Органически не связанными со всем содержанием повести являются религиозно-моралистические рассуждения о причинах гибели Рязани: попустительство божие, наказание за грехи. Эти рассуждения автора не могут заслонить главной причины – забвение владимирским великим князем интересов всей Русской земли.

6. «Повесть о приходе Батыя на Рязань» состоит из четырех частей: 1. Появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии. 2. Героическая зашита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани. 3. Подвиг Евпатия Коловрата. 4. Обновление Рязани Ингварем Ингоревичем.

7. Героями первой части повести выступают князь Федор и его молодая супруга Евпраксия. Федор отправляется к царю Батыю во главе посольства. Он бесстрашно вступается за честь не только своей супруги, но и всех рязанских жен. Гордый ответ русского князя вызывает ярость Батыя. По приказанию хана Федор и все посольство перебиты. Горестная весть поражает молодую жену Федора княгиню Евпраксию. Повесть лаконично прославляет подвиг верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. Первая часть повести завершается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев.

8. Вторая часть прославляет мужество и героизм рязанской дружины и ее князя Юрия Ингоревича. Он воодушевляет дружину мужественной речью.

В речи Юрия Ингоревича героический мотив сочетается с религиозным призывом умереть «за божий церкви» и веру христианскую. Перед боем Юрий, как и подобает благочестивому человеку, молится Богу, принимает благословение епископа. Центральным эпизодом второй части является гиперболическое описание битвы. Изображение разорения города исполнено в повести большого драматизма.

9. Третья часть посвящена прославлению подвига Евпатия Коловрата. Он наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Он – живое олицетворение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю. Его подвиг переносится подвиг всей дружины. Он бесстрашно разъезжает по ордынским полкам и бьет их нещадно. Самого Батыя охватывает страх, и он посылает против Евпатия своего шурина богатыря Хостоврула. В поединке одерживает победу Евпатий. Охваченные страхом монголы вынуждены применить против русского богатыря стенобитные орудия. Когда тело Евпатия приносят к Батыю, он воздает должное своему врагу. Под стать Евпатию и его храбрые дружинники.

10. Последняя, заключительная, часть повести начинается эмоциональным плачем князя Ингваря Ингоревича, созданным по всем правилам книжной риторики. Он горестно оплакивает убитых.

11. Повесть заканчивается рассказом о возрождении и обновлении русскими людьми испепеленной врагом Рязани, вследствие чего «бысть радость християнам...». Эта концовка свидетельствует об оптимизме, жизнестойкости русского народа, его неколебимой вере в возможность избавления от монголо-татарского ига.

12. Все произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора. Повесть не всегда точна в передаче исторических фактов, но она верно передает настроение общества того времени.

«Слова» Серапиона Владимирского.

1. Перу Серапиона принадлежит пять «слов»: первое было создано около 1230 г., после битвы на Калке, последние четыре – во Владимире в 1274 – 1275 гг.

2. Серапион в нашествии иноплеменников видит карающий перст Божий, возмездие за грехи и призывает людей к покаянию, говорит даже о приближении скорого конца мира.

3. Во втором «слове» Серапион говорит о страшном гневе Божием и вспоминает прошлое в форме риторических вопросов.

4. Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены в третьем «слове».

5. Четвертое и пятое «слова» Серапиона посвящены осуждению народных предрассудков и суеверий.

6. В последних «словах» Серапиона пессимистический тон начинает постепенно исчезать, что свидетельствует об изменении настроения в русском обществе.

7. Таким образом, события 1237 – 1240 гг., связанные с нашествием монголо-татарских полчищ, получили широкое отражение в воинской исторической повести, поучении.

 

«Слово о погибели русской земли»

1. Впервые обнаружено только в конце 70-х годов прошлого века К. Г. Евлентьевым и опубликованное в 1892 г. X. М. Лопаревым. Новый список произведения был найден в 30-е годы нынешнего.

2. «Слово о погибели Русской земли» исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре – образ Русской земли. Неизвестный автор слагает гимн родине. Он говорит о природных красотах и богатствах родной земли.

3. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели Русской земли» сопоставляет былое величие Руси с нынешним упадком.

4. Автор «Слова о погибели Русской земли» как бы развивает дальше мысль гениального певца: от Ярослава Мудрого, «до Володимера» Мономаха продолжались княжеские распри, «губившие» Русскую землю; Владимир Мономах добился прекращения усобиц, сплотил все силы Руси для борьбы со степными кочевниками и нанес им сокрушительный удар. Поэтому в «Слове о погибели» образ Мономаха приобретает героическое и эпическое звучание.

5. После Владимира и до «ныняшняго Ярослава» продолжается период княжеских раздоров, что и привело к «погибели Русской земли», т. е. захвату ее врагом.

6. О «погибели» земли русские люди стали говорить только после захвата Батыем Киева.

7. Это произведение можно отнести к жанру историко-публицистических «слов» – «речи», призванной вселить в сердца слушателей мужество, бодрость, пробудить чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против поработителей, для чего необходимо преодолеть княжеские усобицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: