Авторская позиция, средства ее воплощения

А. Н. Толстой — представитель русской дворянской культуры, он рос в условиях дворянской усадьбы, на фоне природы, был тесно связан с ней и окружающим пространством. Его родная Сосновка вошла не только в историю России, но и в ее литературу. Героев рассказа «Детство Никиты» автор помещает в контекст природной усадебной культуры, представляя ее основой жизни русского дворянина. Центром этого мира в пространственном отношении является дом. Дом — ядро целой вселенной, в которой ребенок существует. Поразительно, насколько светлым смотрится запев произведения на входе в пространство дома.

Чрезвычайно важным свойством является особое, подчеркнутое внимание к способности ребенка не просто воспринимать красоту мира, но и стремление силой воображения создать новый мир в соответствии со своим желанием. Толстой постоянно и любовно запечатлевает фантазийные сюжеты Никиты, его желание сочинять, сотворять все новое. Для А. Н. Толстого обращение к пространству усадьбы связано со стремлением вернуться в прошлое, наполненное гармонией и счастьем, которое осложнено страстным желанием обрести утраченную в мировых катаклизмах родину. Это была попытка противопоставить трагическим событиям исторического времени светлое и нетленное, помогающее обрести опору в разрушенном мире, потерявшем целостные и духовные основы.

Первое, что видит Никита, просыпаясь утром, — яркий свет, горячие солнечные квадраты на полу создают теплую и уютную атмосферу, благоприятную для жизни ребенка, дом — это колыбель, место взращивания младенца. Ребенок счастлив в окружении пространства родного дома. И ощущение счастья ему дают не только стены комнаты. Не успев проснуться, Никита уже думает, как «удрать» из дома туда, где его уже ждут белоснежные сугробы, которые намело за ночь, чтобы вдоволь накататься с них. Никиту завораживает «широкий двор, который был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Никита живет в залитом светом пространстве, которое покоряет его своей широтой, сиянием и белизной. Казалось бы, перед нами обыденные картины, но они становятся для ребенка «превосходными вещами».

Вся усадьба сливается в единое, оцененное автором целое, в особое волшебное пространство. Автор передает нам счастье ежедневного существования, которым пропитан весь окружающий мир.

Детский мир изображен подробно. Любые новые предметы, появляющиеся в кругозоре ребенка, наделяются особым значением. Поэтому перед читателем появляются уже не просто отдельные картины жизни усадьбы, отдельные детали, а поэтические образы.

 

 

3. "Детство" М. Горького

 

Художественное время и пространство.

В повести А.М. Горького «Детство», в тексте которой почти отсутствуют конкретные темпоральные показатели (даты, точный отсчет времени, приметы исторического времени), движение времени отражается в пространственном перемещении героя, вехами его служат переезд из Астрахани в Нижний, а затем переезды из одного дома в другой.

Местом действия, центром художественного пространства повестей «Детство» является город, (конкретно, Нижний Новгород конца XIX столетия). Город же, с одной стороны вбирает в себя эпицентр, внутреннюю отправную точку пространства – дом (в собирательном смысле), а с другой, – заключает в себе центробежную энергию, выводящую повествование в более широкие пространственные координаты – географические, онтологические и бытийные. Архетипический образ дома в художественной интерпретации Горького предстает совершенно иначе, чем в «дворянских» биографических хрониках. Дом является у Горького воплощением темных, враждебных маленькому человеку начал (дом деда Василия Каширина).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: